Для участников конкурса "Наука и образование против террора" "О психологии терроризма"

11.03.2010


Не первый год специалистами и учеными прилагаются усилия, чтобы понять мотивы и причин, почему люди ступают на путь терроризма, понять психологию террористической деятельности.

Проблема «Психологии терроризма» не нова. Психологию этого уродливого явления вначале изучали с позиции психоаналитической теории (выделялись такие особенности личности как самолюбование, враждебность по отношению к родителям и проч.). В последние годы большинство исследований, рассматривая эту проблему, берут за основу иные позиции и подходы.

Люди становятся террористами по-разному, в разные возраста (но чаще – в молодые годы), при различных обстоятельствах. Поэтому важно выделить причинно-следственные связи между человеком с его уникальной индивидуальностью и террористической организацией.
Такие связи возникают, например, из-за:
- ощущения несправедливости, основанной на психической нестабильности,
- потребности в мнимой свободе,
- отвращения принадлежности к той или иной группе.

Психические заболевания отнюдь не являются определяющим или веским фактором в объяснении поведения террористов–смертников. Исследования показали, что не существует понятия «террористическая личность», а также нет никаких данных о специфической психологии террористов.

Упоминания о том, что тому или иному человеку в детстве были нанесены различные травмы, и это нанесло определенный ущерб развитию личности – по сути, часто являются лишь удобной отговоркой, оправданием террористической деятельности. И эти факторы можно встретить в той или иной «террористической биографии», но они совершенно не помогают объяснить явление терроризма.
Идеология терроризма, как правило, предоставляет набор убеждений, которые оправдывают права и возможности на совершение определенных действий. Эти убеждения считаются абсолютными, направляя поведение их приверженцев. Но здесь надо учитывать, что не все экстремистские идеоло-гии пропагандируют насилие и скатываются к терроризму.

Мощный, присущий любому человеку барьер, который мешает пойти человеку на убийство, может быть достаточно быстро подорван путём социально-экономических взаимодействий или изменений, которые каждый человек воспринимает по-своему. При этом террористические группы, как и все социальные коллективы, являются внутренне (например, недоверие, конкуренция) и внешне (например, поддержка межгрупповых конфликтов) уязвимыми для их нормального существования. 

Обращает внимание на себя тот факт, что было проведено удивительно мало исследований, посвященных анализу процесса вербовки террористов, хотя известно, что вербовка в группы новых членов достигается однозначно быстрее и проще именно в тех районах, где люди чувствуют себя наиболее обделенными и недовольными.

Эффективные лидеры террористических организаций должны уметь: поддерживать коллективную систему убеждений; устанавливать и поддерживать организационные меры, контролировать коммуникации; манипулировать стимулами для последователей; отвлекать от конфликтов посторонних целей. 
Исследования в области психологии терроризма во многом обеднены наличием достоверной информации: для успешного изучения психологии терроризма основное внимание должно быть уделено анализу конкретных инцидентов, учитывающих различное поведение людей в этих экстремальных ситуациях.
по материалам книги

Р. Борум. «Психология терроризма»
США, 2004 г.
 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал