Повторение 11 сентября уже невозможно, но терроризм находит новые проявления - депутат

10.09.2011


МОСКВА (10 сентября, РИА Новости). Сегодня повторение теракта 11 сентября немыслимо, поскольку общество сделало выводы из случившегося - страны объединили усилия в борьбе с терроризмом на законодательном уровне и уровне спецслужб, ведется профилактика среди населения, заявил глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.

Однако, по мнению парламентария, трагедия в Норвегии, когда стрелок -одиночка, коренной житель страны Андерс Брейвик в результате двойного теракта за один день убил 77 человек, говорит о появлении новых вызовов и угроз, когда суть терроризма - идеология насилия, находит все новые проявления даже в благополучных европейских странах.

О том, что было сделано для противодействия терроризму и что еще предстоит сделать, парламентарий рассказал РИА Новости накануне печального юбилея -10-летней годовщины террористических атак на Всемирный торговый центр в США.

ПОЧЕМУ ТЕРАКТЫ ПРОИСХОДЯТ Каждый раз, когда мы подходим к 11 сентября, во всем мире обязательно возникает тема терроризма, международного терроризма, угроз, которые он с собой несет, и что может сделать сегодня цивилизованный мир против этого зла, отметил Васильев.

"В этом году эта дата не останется без комментариев еще и потому, что мы с вами недавно пережили события в Норвегии, и еще раз возникли вопросы - в благополучной, ассоциируемой со спокойствием и стабильностью страной произошел теракт, который шокирует очень многих", - сказал собеседник.

"Россия столкнулась с терроризмом в новейшей истории раньше всех остальных. Терроризм возник у нас после распада советской системы, и обессиленная этим власть, общество, потерявшее ориентиры советские и не сформировавшие еще новые, оказалось в очень сложном положении. И в какой-то степени это и предопределило то, что международные террористы всех мастей устремились к нам, обосновались на Северном Кавказе, где постарались создать халифат, и постарались продвинуть свои самые амбициозные идеи по продвижению границ халифата к Каспию", - отметил парламентарий.

Это не получилось, и в тот период, когда взрывались дома на территории России, в мировом сообществе шла полемика - о том, насколько это национально-освободительные действия, насколько это противодействие диктату силы у нас в стране, насколько возможно бороться с терроризмом, радикализмом такими формами как выборы, референдумы, отметил депутат.

"Я думаю, по большому счету Европа, Америка, другие государства очень многое потеряли на этом. То, что стало возможным 11 сентября - это такая политическая загогулина, которая возникла в результате неадекватного реагирования на те процессы, которые происходили в России, их такая примитивизация..., но все оказалось сложнее", - отметил глава комитета.

11 сентября 2001 года, по его словам, заставило весь мир пересмотреть свои позиции, и это очень хорошо почувствовали в России.

"Мы увидели, что такие формы как референдум, выборы, которые... проводились в Чечне, были использованы в Ираке, Афганистане", - сказал Васильев, отметив, что они оказались в Чеченской республике единственным механизмом и решением возникших проблем.

"Да, все не безоблачно, есть проблемы развития, но то, что удалось уйти от открытой формы военного противостояния, массового проявления терроризма, организованной преступности, захвата заложников, гибели людей - это очевидно", - подчеркнул он.

ЧТО СДЕЛАНО "Сегодня 11 сентября в том варианте, в котором оно было, немыслимо", - уверен парламентарий.

По его словам, общество сделало выводы из случившихся трагедий и приняло соответствующие меры. В частности, "каждый человек, который сейчас обучается полетам, проходит определенную проверку и контроль", отметил собеседник, добавив, что многих из тех, кто вынашивает планы терактов, "задерживают на стадии замыслов".

"Посмотрите, это происходит в Европе, в США, у нас в стране. Это очень важно. Этому спецслужбы научились", - добавил глава комитета.

Он также отметил, что годы, прошедшие после 11 сентября 2001 года, заставили многое сделать и в целом на международном уровне, и на национальном уровне у нас в стране.

"За это время законодатели в нашей стране, на международном уровне, предприняли целый ряд правовых актов, международных конвенций. РФ внесла конвенцию, она была принята, о противодействии ядерному терроризму", - сказал парламентарий.

Многое было сделано в плане выстраивания отношений, отношений партнерства сотрудничества, обмена информацией на международном уровне - это действительно большое достижение. И сегодня на уровне спецслужб, правоохранительных органов - это самый неполитизированный уровень, подчеркнул Васильев.

По его словам, сегодня есть правовая база, чтобы обмениваться информацией, решать вопросы выдачи, сотрудничества. Не все идеально, но движение по этому пути вызывает оптимизм. И это путь реального противодействия международному терроризму.

Он напомнил, что в России в 2006 году был принят закон о противодействии терроризму. Он был разработан и принят после трагедии в Беслане. Этот закон имел важное отличие - противодействие терроризму было сформулировано как триединая задача - это профилактика терроризма, борьба с терроризмом и минимизация последствий террористических проявлений. Дана новая формулировка терроризму, при этом акцент делался на том, что именно идеология насилия является сутью терроризма.

Закреплены правовые основы применения Вооруженных сил. В Уголовный кодекс внесены изменения, ужесточившие ответственность за преступления террористической направленности до высшей меры наказания - пожизненного заключения.

Был существенно доработан закон о безопасности, был принят закон о трех уровнях опасности, отметил парламентарий.

В конце апреля Госдума приняла поправки в закон "О противодействии терроризму", который вводит в России трехуровневую систему оповещения об угрозе терроризма.

Предлагается ввести повышенный ("синий"), высокий ("желтый") и критический ("красный") уровни террористической опасности.

Васильев сообщил, что сейчас прорабатывается нормативно-правовая база, внесение изменений в законодательство о противодействии терроризму, закон о транспортной безопасности, энергетической безопасности. Ставится вопрос определения профилактических мер.

"Предполагается ответственность юридических и должностных лиц за последствия теракта, если они не выполнили свои обязанности, но эти обязанности надо уточнить. Ответственность на стадии проектирования, строительства", - сказал глава комитета.

По его мнению, собственники объектов, связанных с массовым пребыванием людей, если люди потерпели бедствие, должны нести ответственность. Он не исключил, что во втором чтении законопроект будет рассмотрен осенью.

Кроме того, была изменена юрисдикция судов присяжных и перенос рассмотрения дел (по терактам) в другие субъекты РФ, напомнил парламентарий.

"Непросто был принят общественностью, правозащитниками шаг, который сделало ФСБ по индивидуальной профилактике физических лиц. Я полагаю, нас ждет большая работа в этом направлении. Это закон о профилактике, который разрабатывало МВД и поддерживает правительство. Особенно (нагляден) этот пример в Норвегии - человек покупает удобрение, из которого можно получить элементы взрывчатки, покупает оружие, которое обладает высокой поражающей силой. Нет преступления в его действиях, но есть признаки", - сказал Васильев.

Он подчеркнул, что сегодня по российскому законодательству ФСБ такого человека может пригласить на беседу. Он может прийти, а может и нет.

Особое внимание, по мнению парламентария, нужно уделять работе с молодежью.

НОВЫЕ УГРОЗЫ "Сейчас, как ни странно, на мой взгляд, наиболее незащищенными оказались те государства и общества, которые о терроризме слышат из новостей..., смотрят художественные фильмы, но общества которых не прошли этой прививки. Потому что это слишком дорогая цена", - отметил Васильев, уточнив, что мы сейчас видим это по Норвегии, по другим государствам, которые сталкиваются с терроризмом.

Общество всегда так развивалось, что законодательная база должна соответствовать угрозе. Потому что каждый закон так или иначе обязательно ущемляет права личности. Сегодня гражданское общество в европейских государствах достигло очень многого. Но вспомните, что произошло в США после 11 сентября -резкое ужесточение по целому ряду направлений, напомнил он.

"Сегодня те государства, в которых угроза терроризма гипотетическая, которую трудно себе представить, не могут провести через законодательство профилактические законы, которые бы позволили выстроить систему предупреждения. Этот вывод напрашивается. То, что произошло в Норвегии, это новое явление, которое показывает, что... страна, которая... в числе террористически опасных находилась не в первой десятке, оказалась объектом террористической атаки, причем изнутри. Причем, не какими-то заезжими террористами", - подчеркнул он.

По словам Васильева, сейчас вопрос идет о широкой профилактике подобных случаев.

"С системами, с организациями выстраивается работа, она работает на международном, на национальном уровне. Потому что когда враг определен, ясен, когда его идеология, тактика действий тоже предсказуема, это уже системная работа, когда появляются такие одиночки, это новая угроза", - добавил он.

"Самое главное, когда такого рода публика появляется... в государстве, в котором нет механизма ранней профилактики, в котором нет мер упреждения. Это, мне кажется, является особенностью сегодняшнего времени", - сказал парламентарий.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Васильев полагает, что возможно ужесточение законодательства, направленного на противодействие терроризму.

"Во-первых, мы сегодня будем серьезно работать по профилактике.

У нас принят закон о государственной геномной регистрации, это шаг вперед, и здесь есть большая работа, есть идеи ввести обязательную систему регистрации для каких-то категорий граждан, наверное, это резонно", - заметил он, добавив, что нельзя забывать и о механизме добровольной геномной регистрации.

"Это как раз тот материал, который чаще остается на месте самого страшного взрыва. Там отпечатки не всегда можно найти, фрагменты - не всегда, а вот этот (геномный) материал - он может быть обнаружен и обнаруживается. Это серьезное средство раскрытия такого рода преступлений", - отметил глава комитета.

"Вопрос стоит о том, чтобы расширить круг лиц и создать полноценный банк данных, который будет работать, безусловно, и на профилактику, и на раскрытие этих тяжких преступлений, чтобы не было рецидива терроризма, чтобы это опаснейшее преступление не тиражировалось, чтобы (деятельность) этих носителей идеологии и практики терроризма заканчивалась первым эпизодом, если уж не удалось его предотвратить", - уверен парламентарий.

Он напомнил, что базовый закон был принят с использованием зарубежного опыта.

По мнению Васильева, сейчас очень важна работа в молодежной среде, в частности, среди болельщиков. "Это радикалы - здесь есть питательная среда, из которой может многое произрастать", и то, что делается в плане профилактики в этой сфере, очень своевременно, считает депутат.

"Что еще новое, на что можно обратить внимание? Важный момент - это интернет... Возникают вопросы ответственности за распространение материалов экстремистской и террористической направленности, ответственности владельцев информационных ресурсов. В этом направлении мы будем двигаться", - сказал он.

Ответы экспертов:

Экстремистам - отдельную камеру. За и против?

Дискуссионный материал С.Оганесяна и В.Михайлова о необходимости отдельного содержания лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, в учреждениях УИС.

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал