Халифат от моря до моря

20.09.2012


Халифат от моря до моря

 

Проникновение радикального ислама на территорию России происходит по северо-кавказскому сценарию

 

Пока с радикальным ваххабизмом борются на Северном Кавказе, он вовсю проникает в самое сердце России – на территорию Поволжья.

Тревогу забили только сейчас, когда в республике было совершенно сразу два громких покушения на духовных лидеров мусульман. В подъезде собственного дома убили исламского богослова Валиуллу Якупова, и в тот же день бандиты попытались убить муфтия республики Ильдуса Фаизова, который чудом остался в живых.

После таких событий по-другому зазвучали слова политолога Раиса Сулейманова, предупреждавшего еще несколько лет назад о том, что ваххабизм проник в самое сердце России, на территорию Поволжья.

И, действительно, исламоведы, недавно считавшие Сулейманова паникером, вдруг согласились. Теперь они уверены, что в Татарстане развивается северо-кавказский сценарий, и что радикалы-исламисты Северного Кавказа оказывают негативное влияние на мусульманскую умму не только Поволжья, но и Казахстана, Ульяновской и Саратовской областей и других регионов Поволжья.

Если посмотреть на происходящее со стороны, понимаешь, что события в Татарстане, аналогичны тому, что происходило пятнадцать лет назад на Северном Кавказе. Также,  как и там, в первую очередь, возникло вооруженное религиозное подполье, затем радикалы приступили к кустарному производству взрывчатки, началась волна убийств представителей традиционного духовенства. Теперь татарские ваххабиты, также как их кавказские братья, тиражируют в сети видео-обращения, на которых люди с автоматами в руках под знаменами халифата, произносят угрозы, ставят условия и проповедуют «чистый ислам». Так, например, лидер моджахедов Татарстана, как он себя представил «амир Мухаммед» - настоящее имя которого Раис Мингалиев -  не скрывает своего лица.  

 

Высшее ваххабитское

 

Главная причина того, что молодёжь уходит в «лесное» подполье – пропаганда радикал-исламистов. Первые ваххабитские проповедники появились в Татарстане в начале 90-х годов, и уже через несколько лет выпускники местного ваххабитского медресе «Йолдыз» «засветились» на территории Чечни, где они проходили подготовку в лагерях Хаттаба.

Главную роль в обработке и подготовке свежих кадров играет интернет. Большая часть сайтов и сообществ мусульманской направленности контролируется салафитами (ваххабитами). Зачастую религиозное самообразование через сеть заканчивается для молодого мусульманина тем, что он становится приверженцем идеологии салафизма и через «профильные» сообщества старается найти себе единомышленников в родном городе для создания «джамаата» в реальной жизни, либо уходит к «лесным». Ваххабитским идеологам успешно удаётся убеждать молодых людей в том, что если они будут воевать против «неверных» – то попадут в рай, при этом «неверные» для них – это, прежде всего, те мусульмане, которые не являются приверженцами радикальных идеологий.

Получая образование за пределами республики, молодые люди также рискуют столкнуться с кондово-салафитским мировоззрением. Обычно радикальные идеи привозят из Саудовской Аравии и стран Ближнего Востока. Каждый год сразу после школы туда отправляются учиться  молодые люди, избравшие религиозную стезю. Там их воспитывают в условиях моноконфессионального сообщества. Потом они возвращаются на родину, где совсем другая ситуация: мусульмане мирно соседствуют с христианами, иудеями и просто атеистами. Даже в татарских семьях родители не всегда читают намаз. Воспитанная в саудовском духе молодежь теряет уважение к родителям и отказывается есть с ними за одним столом. Мол, это кяфиры - неверные.

Опыт показывает, что, как правило, возвращаются они убеждёнными ваххабитами, и нередко по возвращении в страну сразу же присоединяются к радикал-исламистским «джамаатам».

Кроме того, внутри республики существует большое количество частных исламских центров, маскирующихся под культурно-образовательные учреждения, но являющиеся логовами фундаментализма.

Активную идеологическую обработку радикалы разворачивают в колониях и тюрьмах. Не так давно известный мусульманский теолог Фарид Салман озвучил такую картину: в тюрьму садится один ваххабит, он создает «джамаат» вокруг себя из зэков, обращая в радикальную форму ислама уголовников, причем даже русских по национальности, а на свободу уже выходят десять ваххабитов. Затем, вышедшие на свободу фундаменталисты идут в мечети, где в глазах мусульманской молодежи выглядят как «пострадавшие за веру», являясь живым примером «борца за истину». В Татарстане столь почтительное отношение к зэкам-фундаменталистам со стороны молодежи напоминает точно такое же отношение к отбывшему наказание заключенному у дворовой шпаны 90-х годов: в глазах молодежи он выглядит «авторитетным человеком, повидавшим жизнь». Результаты «прочищения мозгов» налицо. Убитый 19 июля 2012 года начальник учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов открыто говорил о том, что более половины мусульманской молодёжи в Татарстане являются приверженцами радикальных течений ислама. За последние 20 лет ваххабизм успел пустить довольно глубокие корни в Поволжье. Выросла мусульманская молодёжь, которая воспринимает ваххабитскую версию ислама как единственно правильную.

 

Марш исламистов

 

В татарском сценарии радикализации ислама есть несколько настораживающих тенденций, способных в будущем  сыграть негативную роль. В республике обсуждают случаи возвращения и расселения участников боевых действий против правительственной армии Сирии. Правительственным войскам Сирии удалось значительно потеснить ваххабитов, и некоторые из них решили вернуться домой, поскольку имеют российские паспорта. Известно, что одна группа татарских ваххабитов вернулась в Альметьевск во главе с сирийским арабом, который прибыл в Россию под видом беженца. Также последователи «чистого ислама» появились в селе Шумково Рыбнослободского района Татарстана. Учитывая, что многие из них имеют боевой опыт, не исключено, что поволжские ваххабиты могут присоединиться к лесному подполью, которому крайне необходимы люди с навыками террористической деятельности.

Еще один настораживающий экспертов момент, который может привести к непрогнозируемым последствиям. Недавно возник альянс российской «белоленточный» оппозиции с радикал-исламистами. Так, например, в августе лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов побывал в Казани, где встретился с татарскими  радикал-исламистами, готовыми поддержать его в «борьбе против путинского режима». Удальцов призвал своих новых единомышленников выйти на улицы 15 сентября, в день очередного «Марша миллионов», чтобы принять участие в общероссийской «белоленточной» акции протеста. После этого на своих интернет-форумах «левые» активисты восторженно заявили о создании «красного халифата».

Ваххабиты, как и «левая» часть «белоленточной» оппозиции, выступают за жесткий вариант свержения действующей власти. Не исключено, что потренировавшись на совместных политических акциях, радикал-исламисты и «левые» «белоленточники» пойдут на более серьезные совместные действия. Подобное объединение «белоленточников» с такой крайне агрессивной силой может представлять серьезную опасность для государства.

Похоже, что география рапсространения опасных идей так называемого «чистого ислама» изменилась. Об этом говорил и убитый Валиулла Якупов: «Раньше мы думали, что татарские салафиты не такие как северокавказские, что до взятия оружия в руки они не дойдут. Однако с 2002  стало понятно, что эти надежды остались благими пожеланиями и лишь приукрашивают реальную ситуацию того, что творится в мусульманской умме республики».

Столкнувшись с новой угрозой, власти пытаются найти выход, и призывают к солидарности. Так, полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич сообщил, что преодолеть экстремизм только силами правоохранительных органов невозможно, необходима помощь самих мусульман в борьбе с псевдоисламским терроризмом. По словам полпреда, позиция органов государственной власти по отношению к любым формам экстремизма остается неизменной: никаких компромиссов с теми, кто нарушает закон, кто провоцирует правоохранительные органы, кто дестабилизирует ситуацию, какими бы лозунгами эти деятели ни прикрывались. 

 

Комментарий эксперта.

 

Известный эксперт - исламовед Роман СИЛАНТЬЕВ рассказал, как связаны преступления ваххабитов в Татарстане и на Северном Кавказе.

- За последние годы в России были убиты 57 мусульманских богословов. Это серьезный удар по традиционному исламу. Неужели ваххабизм в нашей стране окреп до угрожающих масштабов?

- Даже для большой Русской православной церкви такие потери были бы катастрофическими. А для российских мусульман они просто невосполнимы. Из 4 крупнейших традиционных мусульманских организаций в России 3 практически разгромлены. В Казанском муфтияте не просто тяжело ранен муфтий и убит ближайший соратник, их ведущий богослов Валиулла Якупов. Муфтия сейчас пытаются свергнуть салафиты (приверженцы «чистого ислама» - то же самое, что и ваххабиты. - Ред.)! И это несмотря на то, что ему Путин только что орден лично вручил. Практически не работает всероссийский муфтият. А в координационном центре мусульман Северного Кавказа погиб их ведущий и духовный лидер Саид Чиркейский. Только центральное духовное управление мусульман во главе с Талгатом Таджуддином позиции свои сохраняет. Но этого, к сожалению, уже мало.

- Вы считаете, эти убийства - звенья одной цепи? И какова их конечная цель?

- Я исследовал хронологию нападения на традиционное мусульманское духовенство, и в этом есть совершенно четкая логика. Сначала бьют по первым лицам. Причем, если не удается их убить с первого раза, эти атаки повторяются. Затем бьют по вторым лицам, по возможным преемникам, по первым заместителям, по ведущим богословам, по ректорам крупнейших вузов. А затем начинают уничтожать имамов районных. Это свидетельствует о том, что действуют не какие-то одиночки. Это не стихийный терроризм, а четко подготовленные удары по единому плану.

- Кому это надо и зачем?

- Всех погибших объединяло одно - они сопротивлялись идеологии ваххабизма, или, как его сейчас пытаются называть, салафизма. Ведущие погибшие муфтии и богословы призывали к законодательному запрету этого течения. Поэтому заказчики очевидны. Салафиты пришли к нам из Саудовской Аравии, сателлита США. Все революции в арабском мире устраивают именно Саудовская Аравия и Катар, они этого не скрывают. Это главные инициаторы войны против Сирии. То же самое было в Ливии, в Египте. И те люди, которые сейчас воюют в Сирии, они мыслят, как и наши дагестанские террористы, учились в одних и тех же медресе. По-моему, картина ясная и конспирологией тут заниматься глупо.

- Но в России в отличие от Саудовской Аравии большинство российских мусульман все же исповедует традиционный ислам.

- Для создания террористического государства совсем необязательно, чтобы большинство его населения прониклось идеями бандитизма и террора. Если 5% граждан станут бандитами, этого хватит, чтобы они захватили власть над всеми остальными. Не надо, чтобы большинство населения Дагестана разделило идеи салафизма, им достаточно просто захватить власть. Вот как в Бахрейне - страна шиитская, а во главе стоят салафиты.

- Взорванный в Дагестане шейх Саид Афанди пытался вести с ними переговоры... Они будут продолжены?

- А зачем с ними садиться за стол переговоров? Мы видим, к чему привели переговоры. Самые страшные теракты против духовных лидеров Дагестана произошли сразу после начала этих переговоров. И инициатором был вовсе не шейх Афанди. Некие чиновники из дагестанских властей, решив, что обычными путями с террористами не справиться, сильно попросили шейха Афанди дать салафитам последний шанс. И он согласился.

- Вообще проблема ваххабизма актуальна только на Кавказе и в Поволжье?

- Увы, он распространен повсеместно. Я вот на Чукотке был в этом году, думал, может, там их нет. Оказывается, и там есть, завербовали одного местного - эвена по национальности. В Якутии - в городе Нерюнгри - и то два человека завербованы ваххабитами. Один снайпером в Дагестане воевал, якут, а другая - еврейка - попала аж в Пакистан после окончания «школы». Это надо было сильно постараться, чтобы из Якутии попасть в Пакистан. Эта зараза есть везде, и сейчас огромное давление оказывается на власти, чтобы ваххабизм легализовать. Хотя прокуратура неоднократно предлагала запретить его как экстремистское течение.

- То есть исламская революция в России возможна?

- Только не исламская, а ваххабитская. Мы видели ее в Египте и Ливии, и она вполне может случиться в ряде регионов России.

- Тогда возникает вопрос: что делать, как должны власти реагировать?

- Единственным, кому удалось защитить традиционное мусульманское духовенство от ваххабитов, у нас является Рамзан Кадыров. Он никаких переговоров с ними не вел, комиссий по примирению не создавал, легализацией салафизма не занимался, а просто их уничтожил и выдавил…

- У него зато бывшие боевики стали милиционерами.

- Ну да… Если для этого условием была принесенная из леса голова амира, то это вполне нормальная адаптация. А если голословные заявления, что я теперь люблю Россию, - ну, может, нет. Я не знаю детально, как он их в милицию записывал, но, подозреваю, на слово не сильно верил. Сейчас мы видим совершенно критическую ситуацию: страшным образом деморализованы наши союзники, понеся огромные потери. И тем не менее настаивают на продолжении этого диалога, который ведет только к новым жертвам.

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Психологические аспекты представлений о терроризме в современном обществе

Аллямова А.А.
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (г. Москва, Россия)

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал