Проект «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами»

06.12.2016


В 2016 году на базе Южного федерального университета были проведены научно-исследовательские работы по проекту РНФ «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами». Работы представляют значительный интерес с точки зрения изучения психологических механизмов формирования   асоциальных форм поведения человека. Благополучие каждого человека в настоящее время обуславливается целым рядом фактором, которые оказывают непосредственное влияние на все сферы жизни и деятельности личности. Немаловажное значение при этом имеет собственно психологический комфорт человека, который обуславливается его благополучием. Среди эмоций человека большую роль играют такие негативные эмоции, как эмоции гнева, агрессия, враждебность, тревоги, а также беспокойства и страхи. В отдельные возрастные периоды, в первую очередь – в период юности, негативные эмоции оказывают отрицательное влияние на общий психологический настрой личности, ее приоритеты, а также на учебную и познавательную деятельность. В данном случае можно говорить не об конкретной эмоции страха, враждебности или же тревожности, а о их комплексе, которые охватывают всю личность в целом, определяя существенным образом ее поведение и деятельность. Трансформации и деформации личности (эмоциональная сфера, когнитивные процессы, ценностные ориентации) зачастую проявляются в форме агрессии и враждебности, которые являются своеобразными индикаторами благополучного или деформированного личностного развития. Представляется крайне важным исследовать разные формы проявления агрессии в подростковом и юношеском возрасте, так как именно он характеризуется появлением новообразований самосознания и эмоциональной сферы, чувства взрослости, а также агрессивными проявлениями, носящими ярко выраженный характер. Для того, чтобы противостоять негативным тенденциям в личностном развитии необходимо достаточно четко понимать какими факторами инициируются данные личностные трансформации, необходимо провести комплексный анализ агрессивности и враждебности в различных возрастных, половых и этнических группах. Это и было задачей настоящего исследования.

Важным этапом в проведении исследования был этап определения с использованием психодиагностических методик уровня выраженности агрессивного и враждебного поведения и других психологических особенностей у старших школьников и молодежи 17-30 лет, проживающих на Юге России с разной этнической принадлежностью.

Был разработан методический пакет для психометрических исследований агрессивности и враждебности в соответствии со спецификой данных возрастных групп. В него вошли:

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkee Hostility inventory в адаптации А.К. Осницкого, 1998 г.). Является одним из самых популярных и надёжных вербальных методик, используемых для исследования агрессии и форм проявления   агрессивных и враждебных реакций человека, таких как физическую, косвен­ную, вербальную агрессию, склонность к раздражению, негативизм, обиду, подозрительность. Индекс агрессив­ных реакций (ИАР) соответствует сумме числовых показателей по четырём шкалам: раздражения, фи­зической, косвенной и вербальной агрессии

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety InventorySTAI в адаптации Ю.Л. Ханина) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность как состояние и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

         Методика исследования личности тест Руки Э. Вагнера (Handtest адаптирован Т.Н. Курбатовой). Данная методика относится к интерпретационному направлению в классификации проективнных методик исследования личности. Впервые тест был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны З. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н. Курбатовой. Методика отличается относительной простотой и является средством глубинного исследования личности. Важной для нас особенностью теста является возможность валидно прогнозировать склонность к «открытому агрессивному поведению».

Проективная методика «Несуществующее животное [Дукаревич М.З., Яньшин П.В., 1990]. Является одной из наиболее популярных рисуночных методик. Предложена М.3. Друкаревич и широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых чаще всего в качестве ориентирующей методики, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

           

Обнаруженные в результате данных исследований закономерности и достоверные различия позволяют говорить, что враждебные и агрессивные стратегии поведения как устойчивый комплекс действий в ситуации реального или предполагаемого конфликта обуславливается психологическими особенностями подростков и молодежи разной этнической принадлежности.

По результатам исследования агрессивности (опросник Басса-Дарки) очевидны гендерные различия уровня агрессивности. У мужчин уровень агрессивности закономерно выше, при том, что профили показателей внутри выборок имеют разброс в пределах нормы. Такую же картину проявления агрессии у мужчин и у женщин показал тест Руки Э. Вагнера. Агрессивность в разных возрастных группах также имеет закономерность к снижению с взрослением. Это обуславливается развитием самоконтроля и социализацией.

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал