Необходимо конкретизировать понятие экстремистской деятельности

16.12.2011


Общественная палата провела экспертизу законопроекта № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации)»

Поддерживая предложенные изменения в части организационных основ противодействия экстремистской деятельности, Общественная палата РФ, считает, что другие предложения требуют более глубокой общественной и юридической проработки с точки зрения соблюдения основных прав и свобод, гарантированных гражданам Конституцией РФ.

В частности, Общественная палата РФ считает, что сегодня необходимо на законодательном уровне конкретизировать понятие экстремистской деятельности, а также более четко определить критерии отнесения тех или иных материалов к «экстремистским». По мнению ОП, до проведения конкретизации понятия экстремистской деятельности (экстремизма) и экстремистских материалов неоправданно включение термина «экстремистская деятельность» в нормы УК РФ и УПК РФ, как это предлагается авторами законопроекта, наряду с конкретными и понятными обществу уголовными составами, такими как «терроризм», «незаконное вооруженное формирование» и т.п.

«Нужно четко прописать условия применения законопроекта, не допускать использовать его не по существу. Все законодательные инициативы, которые могут остановить деятельность СМИ, должны быть понятны в правоприменении, тем более, что существуют негативные тенденции и вольные толкования антиэкстремистского законодательства. Это позволяет превратить в экстремистскую любую критику власти, изымать тираж, закрывать СМИ», — заявил руководитель рабочей группы ОП по подготовке заключения на законопроект, зампред Комиссии по СМИ Дмитрий Бирюков.

«Перечень относимых к экстремизму деяний приводит в настоящее время к тому, что правоприменительная практика относит к экстремизму критические публикации в СМИ, частные высказывания граждан, в том числе, в сети Интернет, по поводу конкретных недостатков в различных областях жизни, а иногда даже объявления бытового характера», — говорится в документе Общественной палаты.

По мнению ОП, предлагаемое Законопроектом ужесточение уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ), в случаях если указанные деяния совершены с использованием сети Интернет, нуждается в дополнительном обсуждении с точки зрения обоснованности расширения действия данных уголовных составов и соответствия положениям ст. 29 Конституции РФ.

«Законом РФ „О средствах массовой информации“ международная компьютерная сеть Интернет не является средством массовой информации. В сети Интернет существуют сайты, зарегистрированные как СМИ, и на них полностью распространяется правовой режим СМИ, но нельзя не отметить, что большая часть информации, передаваемой через Интернет, носит частный, непубличный характер», — подчеркивается в заключении.

В этой связи, делают вывод члены ОП, введение в качестве квалифицирующего признака «использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть «Интернет»), необоснованно.

Требуют глубокой проработки нормы ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», однако, как считают общественники, предлагаемые законопроектом изменения не только не устраняют имеющихся недостатков данной нормы, но и вводят положения, обоснованность которых вызывает сомнения. Так, Законопроектом предлагается исключить право на обжалование решения суда о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов. «В отношении предлагаемого Законопроектом порядка внесения материалов в федеральный список экстремистских материалов следует отметить, что в Российской Федерации отсутствует прецедентное право, и суды не обязаны руководствоваться при принятии решения решениями других судов. Поэтому одни и те же материалы могут быть в одних регионах признаны экстремистскими, а в других нет», — говорится в заключении.

Поэтому положения, определяющие ведение федерального списка экстремистских материалов, предусмотренные ст.13 Закона, нуждаются также в дополнительном обсуждении — считают члены ОП.

 

Пресс-служба Общественной палаты РФ

 

http://oprf.ru/expert/newsitem/16126

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал