Правила поведения СМИ в случаях теракта и контртеррористической операции

Правила поведения СМИ в случаях теракта и контртеррористической операции

02.03.2015



В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах.


Мы уверены, что угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации.


Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, мы считаем необходимым добровольно принять следующие правила поведения СМИ и обязуемся руководствоваться ими в своей работе:


1. Работники СМИ обязаны понимать, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.


2. В случае получения информации о готовящемся теракте или о его начале до обнародования данной информации журналист обязан сообщить ее руководству своего СМИ.


3. Журналисты должны иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и профессиональную принадлежность.


4. Руководство СМИ обязано незамедлительно передавать в распоряжение Оперативного Штаба или официальных органов ставшую им известной информацию, которая могла бы быть использована для спасения жизни людей.


5. Исходя из того, что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, СМИ не должны:


брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта кроме как по просьбе или с санкции Оперативного Штаба; предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с Оперативным Штабом; самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано и сделано по просьбе Оперативного Штаба); если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздерживаться от собственных публикаций до разрешения кризиса; брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; понимать, что взяв в руки оружие, работник СМИ перестает быть таковым; предлагать террористам, заложникам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие – либо действия для получения удачных видео - или фотокадров; оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников.


6. СМИ должны:

- помнить, что прямой теле- и радиоэфир может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах;

избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей; быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма; проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации; избегать излишнего натурализма при показе места события и его участников, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории; быть внимательным к употреблению тех или иных терминов в освещении событий; нельзя идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания; отдавать себе отчет в том, что заложники террористов являются и заложниками ситуации, в определенный момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение; избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия.


7. Освещая теракты и антитеррористические операции нужно также:

помнить о своей обязанности информировать общественность, а не сеять панику; следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном; помнить, что сообщение в СМИ являются общедоступными, в том числе и для тех, кто намеренно создает критическую ситуацию; учитывать, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой – либо конкретной религией, расой или национальностью; понимать, что информационные сообщения не должны содержать сведений, которые могли бы способствовать усилению позиций террористов, например, выступления в поддержку их требований. Подобные жесткие требования могут распространятся исключительно на ситуации, связанные с непосредственной угрозой для жизни людей, и не могут распространятся на события политической, экономической или социальной борьбы, укладывающейся в рамки Конституции.


8. СМИ могут сообщать своей аудитории, что часть информации закрыта Оперативным Штабом на время проведения контртеррористической операции по соображениям безопасности для сохранения жизни людей.


Исключение из данных правил возможны только во имя сохранения жизни людей по согласованию с Оперативным Штабом.

Принято Индустриальным комитетом СМИ 8 апреля 2003 года.


Источник: пресс-служба Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Противодействие идеологии экстремизма и терроризма (программа ДПО)

Программа ДПО разработана в национальном исследовательском вузе КНИТУ-КАИ

Комплексный план противодействия идеологии терроризма ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет"

ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ –ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ. Список информационных материалов

Составитель - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», г. Красноярск, 2019

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН по противодействию экстремизму с личным составом Академии гражданской защиты МЧС России на 2019 - 2020 учебный год

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН по противодействию экстремизму с личным составом Академии гражданской защиты МЧС России на 2019 - 2020 учебный год

Приказ от 27.08.2019 №01-03/879 "Об организации работы по профилактике проявлений терроризма и экстремизма, национального и религиозного шовинизма, иных социально-политических явлений в студенческой среде в период 2019/20 учебного года в КФУ"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал