Мусульмане и государство: основные положения социальной программы российских мусульман

11.11.2011


Мусульмане и государство: основные положения социальной программы российских мусульман

Роль договора в Исламе

Оптимальным способом достижения мира между людьми и между народами, а равно и устойчивости общественного и государствен­ного развития, является договор. Ислам при­дает особое значение договору как установ­ленной свыше форме социального бытия.

Государство и его законы рассматрива­ются как форма общественного договора, в котором достигается максимально возмож­ный компромисс и устанавливается баланс интересов различных социальных групп и религиозных организаций. Любая война за­канчивается договором, и Ислам устанавли­вает приоритет договора перед применением силы.

Отношение мусульман к государству бази­руется на рациональных принципах, защища­ющих свободы, утверждающих социальную справедливость и законопослушание. Госу­дарство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономи­ческой системе. Государство и его законы суть средство обеспечения естественных и основных прав и свобод всех своих граж­дан. В случае уничтожения конституционных основ, прекращения действия институтов за­конной государственной власти и установле­ния какого-либо политического режима, не соблюдающего основные права человека, народ вправе рассмотреть вопрос о легитим­ности такого режима.

 

Отношение к власти и закону

В условиях действия закона, защищающе­го основные права и свободы человека, для всех мусульман является не только граждан­ским, но и религиозным долгом соблюдение норм законодательства своей страны как высшего договора между гражданами.

О вы, кто верует!

Вы повинуйтесь Богу и Его пророку,

а также тем из вас, кто властью

наделен

(Коран, 4:59).

Неисполнение своих законных граждан­ских обязанностей, призывы от имени верую­щих и религиозных общин к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в Исламе недопустимым!

Свое несогласие с правительством или с местными властями по любым вопросам му­сульманин, как и каждый гражданин, может выражать исключительно в рамках действу­ющего законодательства, всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам:

Аллах повелевает справедливость,

Благодеяние и щедрость к близким,

Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт (Коран, 16:90).

Ислам не предписывает народам какой-либо конкретной формы государственного устройства, оставляя это на усмотрение ве­рующих - граждан своей страны - в соответ­ствии со сложившимися в ней традициями и политической культурой. Однако при любом государственном строе и любом политиче­ском режиме должны быть гарантированы основные права и свободы человека. Только в этом случае государственная власть может быть не только легальной, но и легитимной, т.е. признанной своими гражданами.

Никакой правитель и никакая власть не может быть объявлена «божественной», «бо-гочеловеческой» и потому безответственной перед людьми. Народ имеет право контроли­ровать власть, как минимум - с точки зрения соблюдения ею основных прав и свобод че­ловека.

 

Отношение к проблемам войны и мира. Понятие «джихад»

Слово «джихад» переводится с арабско­го как «усердие в вопросах веры», «стара­ние», «напряжение усилий». «Джихад руки» - это действия, направленные на воспрепят­ствование правонарушений, «джихад серд­ца» - борьба с собственными греховными устремлениями, «джихад языка» - «повеление благого и запрещение дурного», выска­зывания в защиту справедливости, «джихад пера» - религиозная проповедь и т.д. В этом смысле «джихад» является личным делом и религиозным долгом верующего в рамках свобод и прав, которые обеспечиваются го­сударственными законами.

Только в случае нападения извне, агрес­сии, и возникшей отсюда необходимости ведения оборонительной войны «джихад» можно трактовать как «священную войну» для защиты своих религиозных свобод, От­ечества, родных и близких, своего дома. Ложной и противоречащей Корану и Сунне Пророка (САС) является трактовка «джихада» отдельными экстремистскими псевдоислам­скими группами, а также в ряде СМИ, как «война в религиозных целях», ибо война в форме агрессии считается в Исламе вообще недопустимой! При ведении законной войны категорически запрещается использовать бо­евые действия для наживы, грабежа, захвата заложников.

В Исламе право объявления и ведения «священной войны», т.е. войны в целях от­ражения агрессии и защиты свободы верои­споведания, принадлежит только государ­ству! Отдельные граждане, общественные и религиозные организации таким правом не обладают. Яркими примерами «джихада меча», «священной войны», для российских мусульман являются Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941 - 45 годов.

В России религиозные объединения от­делены от государства, и никто, в том числе и мусульманские организации, не вправе вы­полнять государственные функции, включая право объявления войны - «джихада меча».

Российская умма, признавая Конституцию РФ как высший договор, регулирующий жизнь всего населения страны, признает право высших органов государственной власти, из­бранной народом, включая и мусульман, ре­шать вопросы войны и мира в соответствии с основным законом страны на благо всех рос­сийских граждан...

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал