Основные направления и приоритетные проблемы научных исследований в области профилактики терроризма

10.11.2011


I. Основные направления.

1.      Философские и религиоведческие основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

2.      Политологические и социально-экономические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

3.      Основы управления и механизмы профилактики т религиозно-политического экстремизма и терроризма.

4.      Коммуникативные основания профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

5.      Филологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

6.      Психологические основы и социально-психологические технологии профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

7.      Криминологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

8.      Правовые основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма (национальные и международные).

9.      Педагогические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

10.    Культурологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

11.    Медико-биологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

12.    Использование информационно-коммуникационных технологий в профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма.

II. Приоритетные проблемы.

1.  Философские и религиоведческие основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.

1.1.Определение содержания и взаимосвязей базовых понятий (насилие, религиозно-политический экстремизм, терроризм, противодействие религиозно-политическому  экстремизму и терроризму, профилактика религиозно-политического экстремизма и терроризма и др.).

1.2.   Профилактика религиозно-политического экстремизма и терроризма как комплексная научная проблема. Системный анализ профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма как видов социальной деятельности.

1.3.   Интерпретация профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма как важнейших сегментов упреждающего системного ответа (реакции) современного общества на возникающие глобальные угрозы.

1.4.   Исследование базовых основ и особенностей идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма.

1.5.   Разработка концептуальных принципов и оснований антиэкстремистской и антитеррористической идеологии.

1.6.   Исследование и обоснование механизмов формирования мотивации антиэкстремистского и  антитеррористического поведения граждан Российской Федерации, особенно в регионах, где отмечается влияние экстремистских взглядов и воззрений.

1.7.   Разработка концептуальных принципов и оснований формирования в общественном сознании отрицательного образа экстремиста и террориста.

1.8.   Разработка концептуальных принципов и оснований формирования в общественном сознании положительного образа борца с экстремизмом и террором.

1.9.   Разработка методов и приемов борьбы с идеологической поддержкой экстремизма и терроризма.

1.10.Исследование причин, факторов и условий, способствующих вовлечению российских граждан в экстремистскую и террористическую деятельность.

1.11.Сравнительный анализ опыта различных стран по профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма и разработка рекомендаций по использованию этого опыта в России.

 1.12.Исследование информационно-пропагандистских технологий, которые используют идеологи религиозно-политического экстремизма и терроризма для распространения своих взглядов.

1.13.Исследование религиозного экстремизма в сравнительном аспекте прошлого и современности.

1.14.Исследование взаимосвязей религиозного экстремизма и фундаментализма.

1.15.Исследование религиозно-политического экстремизма и терроризма в полиэтническом обществе (на примере Северного Кавказа).

1.16.Разработка научно-методологической базы для разоблачения ложных стереотипов в общественном сознании о соотношении традиционных религий и религиозно-политического экстремизма, терроризма.

2. Политологические и социально-экономические основы профилактики религиозно-политического экстремизма  и терроризма

2.1.   Выделение   международного   и   национально-регионального уровня проблемы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма и их системного элемента - противодействия идеологии религиозно-политического экстремизма  и терроризма и взаимосвязей этих уровней.

2.2.   Исследование эволюции понятий «экстремизм»,  «религиозно-политический экстремизм», «терроризм», «радикализм»  в истории мировой и отечественной социально-политической мысли.

2.3.   Исследование соотношения и взаимосвязей религиозно-политического экстремизма  и терроризма и геополитики. Религиозно-политический  экстремизм  и терроризм - инструменты геополитики в XX - XXI в.в.

2.4.   Исследование соотношения и взаимосвязей религиозно-политического экстремизма  и терроризма и недостатков государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

 2.5. Исследование феномена международного религиозно-политического экстремизма  и терроризма как способа глобального перераспределения богатств и материальных ресурсов («борьба между Югом и Севером» по Хантингтону и в реальной политике).

2.6.   Исследование и выявление причин проявлений религиозно-политического экстремизма  и терроризма как реакции на рост негативных процессов в социальной дифференциации общества и различий в уровне жизни отдельных социальных групп и регионов.

2.7.   Исследование и выявление причин проявлений религиозно-политического экстремизма  и терроризма как реакции на недостатки государственной молодежной политики и кризисные явления в социо-культурной сфере общества.

2.8.   Изучение действующих и потенциальных очагов оправдания и подпитывания (пассивной и активной поддержки) религиозно-политического экстремизма  и террористической деятельности в среде молодёжи.

2.9.   Профилактика религиозно-политического экстремизма  и терроризма и социальные конфликты (этнонаци-национальные, религиозные, трудовые и др.). Конфликты в системе причин. Механизмы предотвращения.

3. Основы управления и механизмы профилактики религиозно-политического экстремизма  итерроризма

3.1.   Специфика профилактики религиозно-политического экстремизма  и терроризма как сферы противодействия религиозно-политическому  экстремизму  и терроризму и ее влияние на особенности управления.

3.2.   Разработка и обоснование сбалансированного комплекса рас- пределения полномочий по профилактике терроризма (в системе государственной власти и местного самоуправления).

3.3.   Разработка   научно-методологической   базы   и   механизмов управления для поддержки экспертных сообществ и общественных объединений, ставящих своей целью формирование «российской мусульманской идентичности» в качестве альтернативы различным концепциям «глобального исламского сопротивления».

3.4.   Исследование современного религиозно-политического экстремизма  и международного терроризма как разновидностей сетевых сообществ и выявление особенностей применяемых управленческих технологий.

4.      Коммуникативные основания профилактикирелигиозно-политического экстремизма  и терроризма.

4.1.   Формирование научных основ государственной медиаполитики, направленной против идеологии и практики религиозно-политического экстремизма  и  терроризма.

4.2.   Исследование и обоснование механизмов и технологий пресечения распространения в СМИ информационно-коммуникационных сетях материалов с признаками пропаганды идеологии религиозно-политического экстремизма  и терроризма и оправдания экстреситской и  террористической деятельности.

5.      Филологические основы профилактики терроризма.

5.1. Выявление диспропорций и недостатков государственной политики в сфере языковой культуры, которые могут быть основой для экстремистских настроений.

 5.2. Разработка методики проведения лингвистической экспертизы текстов публикаций, материалов теле- и радиопрограмм, а также учебно-методической литературы на наличие в них признаков пропаганды идеологии религиозно-политического экстремизма  и терроризма и оправдания экстремисткой и террористической деятельности.

6. Психологические основы и социально-психологические технологии профилактики терроризма.

6.1.   Исследование религиозно-политического экстремизма  и терроризма как психологических  феноменов  и выявление их психологической природы, форм, типов и уровней проявления.

6.2.   Исследование, классификация причин и факторов, способствующих вовлечению представителей различных возрастных и социальных групп населения в экстремисткие, террористические организации и распространению идеологии религиозно-политического экстремизма  и  терроризма.

6.3.   Исследование и выявление личностных особенностей, связанных с риском формирования протеррористических установок и терпимости в отношении явлений религиозно-политического экстремизма  и терроризма.

6.4.   Разработка и апробация комплекса психологических диагностических методик по выявлению групп риска к воздействию пропаганды религиозно-политического экстремизма  и терроризма.

6.5.   Исследование   факторов   риска   распространения   идеологии религиозно-политического экстремизма  и терроризма среди подростков и молодежи и разработка психолого-педагогических технологий профилактики их вовлечения в экстремитские и террористические организации.

6.6.   Разработка методики проведения психологической экспертизы публикаций в СМИ, в том числе в Интернете, учебной и методической литературы на наличие в них признаков пропаганды идеологии религиозно-политического экстремизма  и терроризма и оправдания экстремитской и террористической деятельности.

6.7.   Разработка и обоснование социально-психологических технологий по противодействию идеологии религиозно-политического экстремизма  и терроризма в средствах массовой коммуникации и в образовательных учреждениях общего и высшего образования.

7. Криминологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма  итерроризма.

7.1.   Преступность религиозно-политической экстремистской и террористической направленности. Особенности, состояние, криминологический прогноз.

7.2.   Особенности личности преступника в сфере религиозно-политической экстремистской и террористической преступности. Их значение для профилактики религиозно-политического экстремизма  и терроризма.

7.3.   Определение эффективности действующего антиэкстремитского и антитеррористического законодательства.

8.      Правовые основы профилактики религиозно-политического экстремизма  и  терроризма (национальные и международные).

8.1.   Национальные и международные правовые основы профилактики религиозно-политического экстремизма  и терроризма. Роль, взаимосвязь, тенденции развития, пути совершенствования.

8.2.   Разработка и обоснование предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов информационного противодействия религиозно-политическому экстремизму  и терроризму.

8.3.   Разработка и обоснование предложений по совершенствованию контроля за исполнением законодательства в сфере межнациональных отношений и свободы совести.

8.4.   Разработка и обоснование предложений по совершенствованию правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций.

8.5.   Разработка и обоснование предложений по совершенствованию правового регулирования статуса и деятельности зарубежных религиозных институтов на территории России.

8.6.   Разработка и обоснование международных правовых механизмов противодействия использования среды Интернет в экстремитских террористических целях.

8.7.   Разработка и обоснование правовых механизмов противодействия использования среды Интернет в экстремитских и террористических целях.

8.8.   Разработка концепции гражданского противодействия распространению идеологии религиозно-политического экстремизма  и терроризма в общедоступных компьютерных сетях.

9. Педагогические основы профилактики религиозно-политического экстремизма  и терроризма.

9.1.   Формирование учебно-методической и нормативной базы для открытия ряда новых гуманитарных специальностей высшего профессионального образования по проблематике профилактики религиозно-политического экстремизма  и терроризма.

9.2.   Разработка учебно-методических основ формирования антиэкстремистского, антитеррористического сознания обучаемых в высших учебных заведениях.

9.3.   Разработка и обоснование рекомендаций для учителей средних школ и колледжей по «встраиванию» в учебный процесс элементов антиэкстремитской и антитеррористической идеологии.

9.4.   Исследование и выявление причин экстремистских настроений, обусловленных недостатками в системе гуманитарного образования и воспитания, в том числе преподаванием фальсифицированной истории.

9.5.   Разработка и обоснование учебно-методических рекомендаций по предупреждению групповых конфликтов на этнонациональной и религиозной основе в коллективах различного типа (в средней школе, вузах, воинских, трудовых и др.).

10. Культурологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма  и терроризма

10.1.Исследование и выявление причин экстремистских настроений, обусловленных потерей идеалов и системы ценностно-мировоззренческих ориентации у целых социальных слоев общества.

10.2.Исследование и выявление причин экстремистских настроений, обусловленных межконфессиональными разногласиями, в том числе на основе искусственно создаваемых доктринальных и идеологических различий между исламом и христианством.

10.3.Исследование и выявление причин и условий формирования и распространения экстремистских настроений, обусловленных межэтническими противоречиями и предубеждениями, а также целенаправленно осуществляемыми внешними воздействиями.

10.4.Исследование и выявление причин экстремистских настроений, обусловленных игнорированием ментальных и культурно-бытовых традиций и особенностей отдельных групп населения.

10.5.Разработка и обоснование предложений по более эффективному влиянию культуры на развитие диалога религий.

10.6.Разработка методик формирования у молодежи антиэкстремитской и антитеррористической позиции, в том числе по вопросам равноправия национальных культур и религий.

10.7.Межъязыковая и межкультурная коммуникация как средства противодействия ксенофобии,  религиозно-политическому экстремизму  и терроризму.

11. Медико-биологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма  и терроризма.

11.1. Разработка и обоснование комплексных психофизиологических методик выявления групп риска (асоциальное поведение, а также склонность к экстремизму).

11. Использование информационно-коммуникационных технологий в профилактике религиозно-политического экстремизма  и терроризма.

12.1.Разработка и обоснование механизмов выявления в информационном пространстве страны материалов с признаками пропаганды экстремистской и террористической идеологии.

12.2.Разработка эффективных методов противодействия информационным ресурсам экстремистской и террористической направленности в компьютерных сетях.

12.3.Разработка и внедрение новых математических моделей и информационных технологий для повышения эффективности мониторинга электронных СМИ с целью выявления контента экстремистской и террористической направленности.

12.4.Разработка и обоснование новых информационно-коммуникационных механизмов, позволяющих выявлять целевые аудитории информационных ресурсов экстремистской и террористической направленности.

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал