Салафитская идеология «чистого ислама»

17.10.2011


Салафитская идеология «чистого ислама»

Салафиты (от «салаф» - предки, предшественники) - общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид'а все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов симво-лико-аллегорического толкования Корана и кончая всевозможными новшествами, привнесенными в мусульманский мир его контактами с Западом.

К салафитам причисляются ваххабиты, деобандийцы, фара'идиты (представители возникшего в Индии в 1822 г. движения во главе с Хаджжи Шари'ат Аллахом), идеологи ассоциации «Братья-мусульмане» («аль-Ихван аль-муслимун»). В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины традиционализм, фундаментализм, возрожденчество (revivalism). В новое и новейшее время термином «салафиты» стали обозначать аравийских и индийских ваххабитов, фара'идитов, «братьев-мусульман», т.е. последователей ханбалитского мазхаба в исламе.

В IXв. идеи салафитов нашли продолжение со стороны ханбалитов - приверженцев одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов (школ), названного по имени автора этой доктрины Ахмада бен Ханбала. Ханбалитство сначала возникло как религиозно-политическое движение, а затем, к началу XIв., оформилось в догматико-правовую школу. Ханбалиты в своей теории и практике придерживались взглядов наиболее консервативных сторонников традиционализма (нынешние фундаменталисты), выдвинули идею очищения ислама от позднейших наслоений, выступили с отрицанием любых нововведений (бид'а) в области вероучения и права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах. В средние века сами мусульмане называли ханбалитов салафитами. В новое время ханбалитские идеи «обновления» ислама через обращение к сунне Пророка, борьбы с нововведениями были возрождены ваххабитами. В настоящее время ханбалит-ская идеология широко используется «Братьями-мусульманами» и «Аль-Каидой». Догматико-правовая школа ханбалитов официально принята в Саудовской Аравии.

«Ас-салафийя»является общим названием салафитского течения и египетского реформистского движения, основателями которого были Абдух и Аль-Афгани. Сегодня термин «салафийя» также используется арабскими богословами с целью заменить им иностранное понятие «фундаментализм».

По салафитскому учению «предками» считаются первые три поколения мусульман, чье поведение следует изучать и, если это возможно, следовать их примеру. Большинство салафитов восприняли крайне ортодоксальные ультраконсервативные воззрения исламских теологов. Некоторые из них избегают политики, другие обращаются к джихаду. Наиболее радикальных салафитов можно считать религиозными анархистами, отвергающими законность существования национальных государств и принятых людьми законов и признающими только закон Бога.

Салафия - это призыв ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на создание исламского государства в качестве альтернативы западной модели и ее подобий в современном мире, на шариат в качестве единственного закона. Большинство нынешних салафитов не столь примитивны, как их порой представляют. Среди последователей салафии немало людей состоятельных, пользующихся политическим влиянием, преисполненных религиозно-политическими амбициями. Это богатые салафиты, часто занимающие влиятельные политические посты, основатели и спонсоры могущественных международных исламских организаций. Нередко они испытывают комплекс неполноценности из-за неудовлетворенного политического и мессианского честолюбия. Рядом с ними располагаются фундаменталистские идеологи, конструирующие салафитские модели мироустройства, основанные на доминировании ислама.

С другой стороны, доктрина салафитов привлекательна для многих обездоленных мусульман, которые в повседневной жизни противостоят своим режимам, не способным разрешить экономические трудности, страдают от произвола местных властей. Для них ислам - форма (и норма) социального протеста: с помощью ислама они мечтают добиться коренного перелома ситуации к лучшему в своей стране и в своем конкретном районе.

Было бы грубейшей ошибкой игнорировать салафитскую преданность Идее. Бен Ладен и его союзники заинтересованы в том, чтобы представить свои действия не просто как борьбу мусульманского Востока против Запада, но еще и как религиозную войну, в которой они являются исполнителями воли Всевышнего. Усама бен Ладен не играет в религиозную войну - он в нее верит. Ему в этом плане невольно подыграл Джордж Буш-младший, призвавший к крестовому походу.

 

Ваххабизм как продолжение салафитского течения

Ваххабитыявляются сторонниками религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIIIв. на основе учения Ибн'Абд ал-Ваххаба (1703-1792). В учении ваххабизма как составной части салафизма центральное место занимают безоговорочный возврат к священным источникам ислама - Корану, к единобожию (таухид), необходимость очищения ислама и возрождения его изначальных установлений.

Ваххабиты категорически осуждают культ святых в исламе, считая это отходом от главного принципа ислама - единобожия. По их воззрениям, чрезмерное признание и почитание праведников, сподвижников и святых приводит к передаче атрибутов Аллаха его творениям. В целом ваххабизм представляет собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении. В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдать морально-этические принципы ислама, осуждая роскошь, стяжательство и т. п. По мнению некоторых авторов, ваххабиты отрицали и отрицают все классические суннитские мазхабы (ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты). Являясь по своей сути разновидностью салафизма (исламского фундаментализма), ваххабизм, тем не менее, жестко не привязан к какому-либо суннитскому мазхабу. Хотя принято считать, что салафиты-ваххабиты по своей мазхабной принадлежности являются ханбалитами, они обращаются к исламу времен пророка как бы через голову основателей четырех мазхабов. В этом - один из секретов достаточно успешного распространения салафизма на российском Северном Кавказе, где практикуется в основном суфийский суннитский ислам в форме шафиитского мазхаба мусульманского права.

В Центральной Азии ваххабитами называют фундаменталистов, пришедших из Пакистана или Афганистана, однако они не обязательно представляют какое-либо политическое движение. Например, в Таджикистане ваххабиты не считают себя политическим объединением. Тем не менее большинство режимов в центрально-азиатских государствах используют термин «ваххабит» в более широком плане, обозначая им исламские религиозные движения, находящиеся вне сферы государственного контроля.

С другой стороны, термин «салафи» или «салафийя» употребляют, говоря о себе ваххабиты, проживающие в западных и африканских странах. На Индостанском полуострове они называют себя «деобандийцами».

Важное место ими отводится идее джихада против многобожников - политеистов (мушрик) и мусульман, «отступивших» от принципов раннего ислама. Для ваххабизма характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками.

Важнейшим элементом этой доктрины является специфическое представление о джихаде как непримиримой борьбе не только против язычников, но и против мусульман, не разделяющих ваххабитские идеи. Убеждение ваххабитов в том, что их противники - «кафиры» («неверные»), даже если они формально являются мусульманами, оправдывает нетерпимость и жестокость по отношению к ним. Одновременно такой фанатизм всегда сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому учение Ваххаба с самого начала стало идеологией военной экспансии и грабительского набега (газават). Впоследствии эта, имеющая отнюдь не исламское происхождение, логика, согласно которой оправдывается убийство иноверца и просто оппонента, легла в основу террористической деятельности современных так называемых «мусульманских фундаменталистов» в Алжире, Кашмире, на Ближнем и Среднем Востоке, в Чечне, Дагестане и в других регионах мира. К началу XIXв. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке. В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.

Современному ваххабизму как учению следуют до 100 млн. верующих в странах Персидского залива, в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке, большинство которых далеки от радикализма и экстремизма тем более, от терроризма. По подсчетам активного противника ваххабитов, американского профессора Шварца, 10% всех мусульман мира являются салафитами либо ваххабитами. В то же время следует подчеркнуть, что «ваххабизм» - название, которое дали этому движению его противники, неаравийцы. Сами последователи этого течения в исламе именуют себя либо салафитами, либо единобожниками, либо просто мусульманами.

Наследниками ранних ваххабитов можно считать членов и сторонников современных радикальных исламских фундаменталистских организаций, начиная от египетских «Братьев-мусульман» и завершая «Аль-Каидой» и «Всемирным фронтом джихада», созданным Усамой бен Ладеном. Идеологи современного исламского фундаментализма прямо призывают членов организаций «Братья-мусульмане» и «Исламское общество» («Аль-Джема'а аль-Исламийя») брать власть в свои руки, уничтожать существующие государственные системы, провозглашать революцию и осуществлять государственные перевороты. Таким образом, они явно призывают к экстремизму и фанатизму, к войне.

Наиболее прочная связь между салафитами и ваххабитами наблюдается в общности их доктрин - враждебности к христианам, евреям, шиитам и к любым формам суфизма, культу святых и анимистическим инновациям. Салафитам не нравится слишком уж явно выраженный сектантский характер ваххабизма, в связи с чем они иногда называют себя «неоханбалитами». Однако, судя по программам возникших в последнее время салафитских групп, эти различия становятся почти незаметными.

Однако термин «ваххабизм» нередко используют слишком вольно. Например, российские СМИ, по западным оценкам, «неправомерно» относят его к мусульманским активистам Центральной Азии и на Кавказе, а также внутри самой России. В то же время западные СМИ придерживаются весьма туманного и неконкретного по своей сути термина «исламский фундаментализм». Некоторые вооруженные группы, действующие на пространстве бывшего Советского Союза, являются ваххабитскими, другие - нет. Например, Хаттаб, конечно, был ваххабитом. Однако то, что понастоящему объединяло Хаттаба и Басаева, это не ваххабизм, а идея исламского джихада, проводимого во всемирном либо, по крайней мере, в региональном масштабе.

Постепенно острота исламского радикализма снижалась и вектор салафитской идеологии устойчиво переориентировался на земные дела. На протяжении XXстолетия, например, «Братья-мусульмане» в конечном счете превратились в политическую партию и стали участниками светского политического процесса. В послевоенном салафизме религия сливается с политикой, исламские радикалы стремятся оказывать давление на внутреннюю политику режимов и нередко для достижения своих политических целей используют «праведный» террор, прибегают к убийству президентов, министров, депутатов.

Набирающий силу исламский радикализм далеко не однороден. Исламских радикалов можно поделить на две части: а) искренне верящие в исламскую справедливость, в исламское государство; б) лицемерные прагматики, относящиеся к исламу как к инструменту достижения своих целей.

Радикальный исламский терроризм, во многих случаях выступающий в качестве компонента этнических конфликтов, переместился из шиитской ветви ислама в суннитскую. Значение этого явления весьма велико, поскольку сунниты составляют подавляющее большинство в мусульманском мире. Угроза, исходящая от этого вида терроризма, заметно возросла и вовлекла в свою орбиту такие крупные страны, как Россия, Индия и Китай.

Масштабы террористических проявлений также резко расширились, захватив многие арабские и мусульманские страны: Алжир, Египет, Пакистан, Саудовскую Аравию и не так давно Индонезию, Кавказ, Центральную Азию, зону израильско-палестинского конфликта, а также те страны, где имеются мусульманские меньшинства, например, Филиппины и некоторые другие государства ЮВА.

Еще одним следствием смещения главного полюса терроризма с шиитской ветви на суннитскую считается появление транснациональных международных сетей исламских террористов, наиболее известной из которых является «Аль-Каида».

Очень важной тенденцией, также порожденной увеличением веса «суннитского терроризма», стало усиление роли салафито-ваххабитской идеологии и крайних проявлений исламистского фундаментализма, религиозные и политические установки которых все чаще берут на вооружение быстро размножающиеся по всему миру экстремистские исламские организации.

По определению профессора М. Малика, работающего в американском «Азиатско-тихоокеанском центре по изучению проблем безопасности», «сегодняшний ваххабизм есть маоизм 1960-х» (с точки зрения иррациональности их идеологической ориентации).

Ваххабизм и неоваххабизм (доктрины неоваххабизма придерживаются египетские «Братья-мусульмане» и пакистанские исламисты) являются главными источниками исламского экстремизма в современном мире. Ваххабизм выступает в форме четко выраженного, ультрарадикального исламизма. Субсидируется это движение саудовским режимом.

Ваххабизм является официальной идеологией в Саудовской Аравии. Он пользуется влиянием среди мусульман Катара, Кувейта и ОАЭ. Например, в Катаре (100 тыс. мусульман) почти 100% жителей являются суннитами - последователями ваххабизма. Значительное количество последователей этого течения имеется в Йемене. В Бахрейне и Омане влияние ваххабизма незначительно.

Вне Аравийского полуострова ваххабизм получил широкое распространение. Особые формы неоваххабизма и ваххабитской идеологии в целом имеют сильное влияние в Египте и в Пакистане: в обеих странах неоваххабиты подвергают нападкам представителей других ветвей ислама. Экспансия ваххабизма в Алжире и Таджикистане была приостановлена, но зато его проникновение продолжается на Кавказе и в Кашмире, где он выступает в качестве ярого противника урегулирования конфликтов. Экстремизм и терроризм, являющиеся постоянными спутниками ваххабизма, осаждают Нигерию, Узбекистан, Индонезию и Филиппины, хотя его реальных сторонников в указанных странах не так много.

Попытка инфильтрации ваххабитов на Балканы оказалась неудачной. Афганские талибы, исповедующие ваххабизм, в смеси с идеологией деобандийцев, потерпели поражение. Не наблюдается массовой поддержки ваххабитского учения мусульманами франкофонской Западной Африки, Марокко, Ливии, Индии и Малайзии, республик Центральной Азии.

Что касается Ближнего Востока, то ваххабизм крайне непопулярен в Ираке и среди иракских курдов, за исключением отдельных групп экстремистов. Сирия относится к числу мусульманских стран, полностью отвергающих ваххабизм. В Иордании правят хашемиты, традиционно выступающие против доктрины ваххабитов и их политической практики. Турецкие мусульмане также не любят ваххабитов из-за роли последних в разрушении Оттоманского халифата. В Иране ваххабизм ненавидят как учение, призывающее к убийству шиитов, ликвидации культа святых и т.п.

В Судане присутствие ваххабизма не очень ощутимо, но для Восточной Африки проникновение этой идеологии становится проблемой.

В Западной Европе ваххабизм присутствует в мусульманской общине Франции, хотя зверства ваххабитов в Алжире значительно подорвали их авторитет в континентальной Европе. В Великобритании немало клерикалов, выступающих в роли рупоров ваххабизма и неоваххабизма, однако массовой поддержки их лозунгов со стороны местных мусульман не наблюдается. Ваххабизм и исламский экстремизм не располагают сильными позициями в Германии, где большинство в мусульманской колонии составляют турки и курды. Ячейки ваххабитов активно действуют в Испании и Италии.

Со временем ваххабизм вышел на международную арену. Внедрение его осуществлялось не только в арабские и мусульманские страны. Эта деятельность активизировалась в 1980-х гг., в период перестройки и гласности в СССР, и использовалась для дестабилизации ситуации в Центральной Азии, на Кавказе и в других регионах страны. Советским мусульманам салафизм был известен в основном теоретически; по различным причинам он получил известность и вошел в общественный оборот как ваххабизм в его значении как политического течения.

Среди части исследователей существует точка зрения, в соответствии с которой исламские фундаменталисты, цель которых заключается в том, чтобы заменить светскую демократию на теократию, должны быть встроены в демократическую систему. Подобное намерение не осуществимо, ибо в этом случае радикальные исламисты должны были бы изменить свои убеждения, что невозможно априори. Точно так же попытки отыскать «умеренных» представителей талибов в Афганистане провалились.

Проявляющие осторожность умеренные деятели ислама призывают не считать ваххабитов сторонниками сатаны, а их противников - ангелами. Зверства, которые допускали в Европе католики, преследуя протестантов, вполне сравнимы с жестокими репрессиями, осуществляемыми против ваххабитов их мусульманскими властными лицами в Алжире, Мавритании, Узбекистане, Киргизии, Китае, Сирии и других странах. Одновременно они выступают за то, чтобы «нынешний политический радикальный ваххаббизм (салафизм) был убран из жизни общества».

 

Деобандийская школа

В Южной Азии проживает 40% мусульман всего мира. Из них миллионы следуют учению движения деобандийцев. Помимо Индии, Пакистана и Афганистана идеи деобандийцев популярны среди индийских диаспор в Южной Африке и в странах Карибского бассейна.

Пакистан был создан в 1948 г. в качестве государства для индийских мусульман, которые, наряду с индусами, активно участвовали в борьбе за освобождение от британского колониального владычества. Параллельно с политической борьбой за независимость шел процесс возрождения исламских идей. Этот процесс ассоциировался с деятельностью исламского университета («Дар уль-Улюм») в индийском г. Деобанд, название которого дало имя движению деобандийцев.

Основателем этого движения был известный теолог Абуль-Алла Маудуди. Подобно С. Кутбу, Маудуди имел собственное, специфическое видение ислама. Его идеи концентрировались вокруг необходимости джихада, направленного против угнетателей. Маудуди указывал на то, что Пакистан освободился от политического доминирования Британии, однако продолжал страдать из-за господства западной культуры - секуляризма, а потому призывал мусульман продолжать борьбу до своего полного освобождения и создания действительно исламского государства. Маудуди явился основателем «Исламского общества» (TheJamaat-i-Islami) - политической организации, посвятившей свою деятельность установлению в Пакистане исламских законов. В наше время последователями С. Кутба и А. Маудуди - деобандийцами стали афганские талибы, а наиболее радикальными их продолжателями - А. Аззам, А. Завахири и Усама бен Ладен.

Город Деобанд расположен в 90 милях к северо-востоку от Пью-Дели. В Деобанде находится крупнейший исламский учебный центр «Дар уль-Улюм». К 2001 г. «Дар уль-Улюм» закончили 65 тыс. мусульманских студентов из большинства азиатских стран, которые затем преподавали в тысячах медресе в Пакистане и Афганистане. В настоящее время в Азии насчитывается более 15 тыс. медресе, относящихся к деобандийской школе. В одном только Пакистане в 2001 г. таких медресе было примерно 4 тысячи.

«Дар уль-Улюм» в учебном процессе следует примерно тем же установкам, что и ваххабиты. Отвергая другие культуры, влияние Запада и защищая «чистоту ислама», центр оказывал постоянную поддержку талибам, одобрив, например, уничтожение ими статуи Будды в Бамиане. После событий 11 сентября «Дар уль-Улюм» издал фетву, в которой выдвигался вариант об ответственности за них Израиля, в том числе его специальных служб.

Деобандийцы имеют и ряд отличий от ваххабитов. Последние весьма активны при проведении прозелитской деятельности, тратя миллионы долларов на строительство мечетей и школ во всех уголках мусульманского мира. «Дар уль-Улюм» не занимается этим. Он также не побуждает своих студентов к использованию насилия для «защиты ислама».

Вместе с тем, смесь деобандийских и ваххабитских доктрин в Пакистане и Афганистане дала разрушительный эффект. В апреле 2001 г. при содействии пакистанских спецслужб в Пешаваре прошла конференция деобандийцев, в которой приняли участие Усама бен Ладен, лидер талибов мулла Мохаммед Омар и ливийский руководитель Муамар Каддафи.

Машков И.Г.

Ответы экспертов:

Представитель Президента России в СКФО: Терроризм будет искоренен и уничтожен

Брошюра "ИГИЛ - угроза человечеству"

Фото

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

Мероприятия

В Пятигорске пройдет форум «Информационная безопасность в науке и образовании»

На базе Пятигорского государственного университета пройдет научно-практический форум «Информационная безопасность в науке и образовании», посвященный вопросам обеспечения комплексной и информационной безопасности образовательных организаций.

Отправить материал