Экстремистские проявления ничего общего не имеют с вековыми традициями и обычаями мусульман

17.10.2011


Экстремистские проявления ничего общего не имеют с вековыми традициями и обычаями мусульман

Габдуннур-хазрат, духовный руководитель кировских мусульман, входящих в Центральное духовное управление мусульман России, о своих взглядах  на роль и место Ислама в современном обществе и о том, как лучше понимать друг друга.
Председатель Регионального духовного управления мусульман Кировской области муфтий Габдуннур-хазрат Камалуддинзнает, что возглавляемый им муфтият, пожалуй, один из самых бедных по сравнению с теми, что осуществляют свою деятельность в других регионах. “Куда нам до соседних Чувашии, Татарстана и Пермского края, - не без сожаления говорит Вятский муфтий, - в Перми для муфтията выделили здание, землю, планируют открыть медресе...”

Мечеть на улице Раздерихинской (ныне - улица Труда) была возведена на средства мусульман в 1909 году, построена по проекту местного архитектора В.М. Дружинина и просуществовала до 1936 года. С установлением советской власти многие храмы разрушили. В здании мечети располагались различные городские службы (в последнее время - геологическая экспедиция).

По некоторым оценкам, в Кировской области проживает до 50 тысяч мусульман, в основном - татары. Самые крупные общины зарегистрированы в Вятских Полянах, Малмыже, Киль¬мези. В среде вятских мусульман - азербайджанцы, узбеки, таджики, киргизы, чеченцы, ингуши, выходцы из Дагестана. Это в основном приезжие: занимаются рыночной торговлей, работают на стройках, но кто-то уже и осел здесь.

Есть беженцы из Средней Азии. Пока не работала мечеть, мусульмане собирались на квартирах, где и совершали религиозные обряды. 

В беседе с корреспондентом общественно-политической газеты "Вятский край" Александром Широковым, которого связывает с Габдуннуром-хазратом 15-летнее знакомство, духовный руководитель кировских мусульман, входящих в Центральное духовное управление мусульман России, делится своими взглядами на роль и место Ислама в современном обществе и о том, как лучше понимать друг друга.

- Хазрат, за пятнадцать лет кое-что изменилось: продолжается ремонт здания мечети, здесь проходят богослужения, о Вас по-прежнему можно сказать: один в поле воин. Почему?

- Я напомню – прежде, чем мечеть передали нам, пришлось пооббивать пороги в разных чиновничьих кабинетах на протяжении почти четырех лет. И поначалу служба проходила на первом этаже, на двух других работали геологи. А верующих всегда было много - на
В 2000 году власти приняли решение о возвращении духовному управлению мусульман всего здания. Я работал на общественных началах. Между прочим, у меня до сих пор нет служебного автомобиля (хожу пешком или езжу на общественном транс¬порте).

Чтобы побывать в отдаленных южных районах области, необходима какая-то оказия. Как видите, в мечети нет и современной оргтехники. А ремонт до сих пор продолжается на скромные средства верующих (они приходят в свободное время и помогают, чем могут, за что я им благодарен).

Кстати, на 100-летие мечети власти подарили нам принтер. Единственный подарок за 15 лет после создания нашего духовного управления. Но мы не жалуемся!

- А как же бизнесмены, предприниматели? Среди них, вероятно, немало и мусульман?

- Психология современных коммерсантов все же земная: они думают о прибыли. Впрочем, они не хотят и проблем с чиновниками. Связано это с теми домыслами вокруг мусульман, которые появляются в том числе и в средствах массовой информации.

- Вы говорите об экстремистских проявлениях в Исламе?

- Да. Но такие течения ничего общего не имеют с тысячелетней историей, вековыми традициями, обычаями мусульман. Одна из задач цивилизованного общества - защита и духовных границ государства. Если в общество “проникает” другая, чуждая ему идеол
- Но люди же не забудут войну в Афганистане, Северо-Кавказском регионе. Во многом она ассоциируется с мусульманской идеологией...

- Не с мусульманской - с экстремистской, которая ничего общего с нашей религией не имеет! Когда говорят: на Кавказе православных убивают, это неправильно в корне! Там против бандформирований воевали в составе федеральных сил также и исповедующие Ислам тат
В Республике Татарстан, к примеру, как-то создалась очень опасная ситуация, связанная с экстремистскими и ваххабитскими течениями. Но руководство республики вовремя осознало, какими могут быть последствия этого, и не довело настроения до крайнего противостояния. Тогда от занимаемой должности отстранили муфтия. Сейчас местное духовное управление мусульман возглавил человек с традиционными взглядами, пониманием религии, исконно присущей татарам.

У нас, в Кирове, по воле Божьей во главе управления находятся те, кто проповедует традиционное направление в Исламе. Известно, что и в нашей области в последние годы не обошлось без террористических проявлений (несколько лет назад был взрыв на участке газопровода, на подстанции, недавний - рядом с железной дорогой, вблизи режимных объектов). Действовали представители криминальных структур, прибывшие из-за пределов нашего региона. Но это не значит, что надо быть спокойным. Мы активно работаем с мусульманами, особенно молодыми.

- Насколько мне известно, некоторые мусульмане из южных районов нашей области “смотрят” на Казань - там муфтият побогаче и возможностей у них больше.

- Я бы так не сказал. Недавно побывал в тех районах области, где вроде бы официально взоры обращают на соседний регион. Встречался с людьми, беседовал с представителями местной власти. Везде хорошо общаются, нормально встречают...

Но я не могу им ничего предложить. Да, в одной деревне строят мечеть, на которую выделили деньги извне. У меня денег нет, в Кирове мечеть и то не можем восстановить...

- А молодежь? Каковы ее настроения?

- Меня часто спрашивают: почему в Интернете можно найти пропаганду экстремистских направлений? Но я работаю не на “публику”, а с теми, у кого выше духовное сознание, понимание мусульманства без шовинистских и экстремистских настроений. За кажд
Конечно, молодые прихожане видят, как к кому-то приезжают разного рода проповедники на “крутых” машинах, с большими деньгами, но в большинстве своем они понимают: не все хорошо, что блестит, и не всякий ринется вдогонку за красивыми посулами, лестью.

- Хазрат, Ваше одеяние мусульманина, похоже, до сих пор шокирует некоторых горожан. Неужели они еще не привыкли к этому?

- Не скрою, поначалу подходили, спрашивали: “Кто вы?” Иногда слышал грубости. И все же многие понятия в обществе изменились.

- Изменения коснулись Ваших отношений с органами власти?

- Приведу один маленький пример. Мы уже несколько лет стараемся получить разрешение на участок земли в Кирово-Чепецке. Нет, нас не унижают, не притесняют, к нам тактично и вежливо относятся во всех чиновничьих структурах. Мы прошли все необходимые инстанц
Помню, как нашу общину не хотели регистрировать. Помог тогдашний руководитель области Василий Десятников. Потом мы работали, как модно сейчас говорить, на имидж, чтобы нас стали просто замечать, куда-то приглашать.

Я от таких встреч не отказываюсь, хотя, когда находишься в одном лице (а у меня в штате никого нет), не всегда это бывает просто найти время для таких мероприятий.

- Я слышал еще и о другом эпизоде. На одном из кировских заводов накануне подписания договора о сотрудничестве между сторонами не стали “клеиться” дела. Тогда пригласили Вас...

- Было такое... Тогда приехали иранцы, переговоры зашли в тупик. Не смогли партнеры найти общий язык. И один из руководителей этого предприятия обратился ко мне с просьбой - поучаствовать в переговорах, смягчить ситуацию.

Мы накрыли стол на свои средства, с иностранными гостями говорили о религии, духовности. В общем, дела наладились. А тот руководитель после этого попросил меня написать письмо с просьбой оказать помощь мечети. Письмо я написал, но ответа на него не последовало. Мне лишь позвонил тот же представитель руководства и передал слова генерального директора: “Сколько муфтий истратил на чаепитие, столько ему и верните”. Таких эпизодов было немало. Этот, пожалуй, самый яркий.

- Тем не менее региональное управление мусульман работает. Я нередко вижу Вас на встречах с военнослужащими Кировского гарнизона, в исправительных учреждениях...

- Жаль, что не хватает кадров. Впрочем, я уже говорил об этом. Нет духовного училища (лишь в Вятских Полянах есть небольшая школа для мусульман, где преподают “азы” Ислама, а выпускники затем продолжают духовное образование в других городах),
В Москве, при правительстве России, имеется фонд развития культуры ислама. С их помощью организуем благотворительную акцию: по согласованию и в рамках договора о сотрудничестве с УФСИН России по Кировской области во все исправительные учреждения будем направлять хорошую мусульманскую литературу.

- В самом начале нашей беседы Вы, Хазрат, говорили о так называемых продвинутых региональных духовных управлениях мусульман. А у Вятского управления есть перспективы?

Все зависит от отношения к нам госчиновников. Где-то они работают с мусульманскими общинами, а у нас пока выжидают... 

 

http://www.islamio.ru/news/society/manifestations_of_extremism_have_nothing_in_common_with_a_thousand_years_of_history_ancient_traditio/

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал