Духовные потребности мусульман не должны ущемляться

17.10.2011


Духовные потребности мусульман не должны ущемляться

В откровенном разговоре в стенах Общественной палаты принял участие Президент Информационно-аналитического центра "Религия и общество" Алексей Гришин. Ему удалось донести до участников тревогу и озабоченность мусульманской общественности всей страны, вызванные решением Верховного суда.

Беспрецедентное решение Верховного суда (ВС) Российской Федерации от 31 августа по иску жителя Башкортостана в котором признал, что основные мусульманские праздники – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам – в данном субъекте федерации незаконно являются выходными праздничными днями, вызвал широкий общественный резонанс не только в республике, но и во всей стране. Удовлетворение иска было обосновано тем, "что нарушено право конкретного гражданина на труд по дискриминационным религиозным основаниям".

Несмотря на то, что Коллегия ВС РФ временно приостановила данное решение, в любой момент оно может обрести законную силу.

Принимая во внимание неординарность создавшейся правовой коллизии, Комиссия по межнациональным отношениям Общественной палаты РФ 5 октября провела заседание круглого стола на тему «Проблемы установления праздничных дней в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики».

В откровенном разговоре в стенах Общественной палаты принял участие Президент Информационно-аналитического центра "Религия и общество" Алексей Гришин. Ему удалось донести до участников тревогу и озабоченность мусульманской общественности всей страны, вызванные решением Верховного суда.

В интервью порталу "Ислам и общество" Алексей Гришин подробно выразил свою позицию по данному вопросу.

Действительно ли существует такая потребность в официальных выходных праздничных днях во время мусульманских праздников?

Гражданам нашей страны однозначно нужны такие праздники и, соответственно, выходные праздничные дни. Это и культура, и традиции наших народов. Никакие двусмысленные разговоры на такую тему здесь совершенно не приемлемы.

Ваша позиция в отношении решения Верховного суда от 31 августа.

По формальным техническим моментам процесса рассмотрения иска гражданина суд принял решение, которое соответствует нормам права, действующего в нашей стране, так как в данном случае противоречие с действующим Трудовым кодексом действительно имеет место.

Вместе с тем, исходя из того, что, безусловно, необходимо соблюдать права мусульман, требуется найти приемлемую форму для предоставления свободы совести последователям Ислама, так же как и другим гражданам страны, исповедующим другие религии.

В настоящее время у нас в стране только у православных есть строго определенный праздник – Рождество Христово. А главные праздники всех остальных основных религий, указанных в Федеральном Законе "О свободе совести и религиозных объединениях", не имеют закрепленной даты по григорианскому календарю и ежегодно их время проведения меняется. В связи с этим возникаю трудности установления их на федеральном уровне.

Несмотря на то, что по техническим моментам, т.е. с точки зрения действующих норм права, решение суда не противоречит закону, с позиции смысла и духа нашего государства оно носит не совсем корректный характер.

В ходе дискуссии в Общественной палате я обратил внимание присутствующих на то, что гражданин обратился в суд фактически за ухудшением своих прав. Глава 5 Трудового кодекса четко определяет право граждан на отдых. Ряд ее статей (ст.ст.106 -112) изначально охраняют право граждан на отдых. В данном случае этот гражданин обратился с требованием ухудшить те условия, которые ему предоставило государство.

Такая позиция, на мой взгляд, вообще вызывает подозрение. Это похоже на умышленную провокацию. Нелогичным представляется личное желание гражданина предлагать ухудшение своих условий отдыха. Однако суд на этот момент практически не обратил никакого внимания.

Кроме того, в данном случае можно отметить избирательный подход к сложившейся ситуации. Отменены выходные праздничные дни во время мусульманских праздников только в Республике Башкортостан, оставив их в других субъектах Российской Федерации.

И второй момент, в Республике Башкортостан на уровне регионального законодательства установлены три официальных праздника – День Республики, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Так вот, решение суда относится к выходным праздничным дням только связанным с Уразой-Байрамом и Курбан-Байрамом. Таким образом, суд признал право субъекта федерации устанавливать нерабочий день только в праздник День республики, не связанный с религией. В данном случае усматривается прямое ущемление прав мусульман.

Фактически на пустом месте именно такая трактовка предоставила экстремистам повод и возможность заявлять, что "кафирское государство" ущемляет права мусульман.

Получилось странное и половинчатое решение. Если бы отменили все установленные в Башкортостане праздники, в том числе День республики, тогда вопросов было бы меньше. Однако суд заявляет, что День Республики не рассматривал в связи с тем, что относительно него в заявлении гражданина ничего не было.

Но кому сейчас объяснишь, было это в заявлении или не было? Факт остается фактом, решение касалось только мусульманских праздников. И это дало возможность не только экстремистам обвинять государство, но и спровоцировало то, что некоторые безответственные неуравновешенные лица фактически начали антигосударственную пропагандистскую деятельность. Среди них, к сожалению, оказались и высокопоставленные представители крупнейших мусульманских организаций России. В частности, представитель Совета муфтиев России муфтий Нафигулла-хазрат Аширов в эфире одной из радиостанций откровенно заявил, что "настоящих мусульман, которые практикуют свою религию, решения Верховного суда, нижнего суда, среднего суда абсолютно не касаются". Такое публичное высказывание религиозного деятеля может быть расценено как открытый призыв не подчиняться российским законам.

В этой связи, на мой взгляд, на заседании круглого стола в Общественной палате должна была быть дана оценка не только решению, принятому Верховным судом, и как из этого выходить, но и тем деструктивным действиям отдельных лиц, которые даже не понимают, насколько они провоцируют ситуацию.

Как поступить в сложившейся ситуации?

На мой взгляд, решение очевидное и лежит на поверхности - необходимо вносить соответствующую поправку в Трудовой кодекс, которая бы предусматривала в соответствии с традициями и обычаями народов России и по иным причинам предоставлять право субъектам федерации устанавливать на своей территории выходные праздничные дни. Поэтому я поддержал предложение курултая Республики Башкортостан о внесении такой поправки в 112 статью Трудового кодекса.

Так же на слушаниях прозвучало предложение двухуровневого введения таких праздников, т.е. субъект устанавливает и выносит на утверждение федерального центра, например, Указом Президента или постановлением правительства. Такое мнение высказал представитель аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

На мой взгляд, это тоже нормальное предложение. Главное, чтобы мусульмане имели возможность в Уразу-Байрам и Курбан-Байрам посвятить себя их празднованию, а не быть в зависимости от работодателя и каждый раз отпрашиваться у него для отправления своих религиозных потребностей в светлые праздничные дни.

А что же делать мусульманам, проживающим за пределами субъектов Российской Федерации, где установлены исламские выходные праздничные дни?

В ходе выступления я также отметил, что у нас большое число мусульман проживает на территориях, где, в отличие от ряда субъектов Федерации, выходные праздничные дни в данные мусульманские праздники не устанавливаются. Как же быть с этими людьми?

В качестве примера я привел наш Информационно-аналитический центр "Религия и общество", где трудится многонациональный и мульти религиозный коллектив. Нами установлен один дополнительный день к отпуску, условно названный «Днем свободы совести». В этот день, который каждый работник определяет лично сам, он может по своему желанию либо праздновать свой религиозный праздник, либо, если он придерживается атеистических взглядов, просто посвятить его решению своих вопросов. Сделано так для того, чтобы все имели равное право, независимо от количества имеющихся религиозных праздников, на один специальный дополнительный нерабочий день.

Именно такую позицию мне удалось довести до участников круглого стола. Радует, что она нашла понимание в стенах Общественной палаты Российской Федерации. 

 

http://www.islamio.ru/news/society/spiritual_needs_of_muslims_should_not_be_infringed/

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал