Влияние толерантности на профилактику экстремизма в молодежной среде

16.02.2010


Богуславская В.Ф.



В свете государственной политики по противодействию терроризму разрабатывается большое количество подходов, методов и программ, направленных на сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму. Начало нового века ознаменовалось как проведение «Международного десятилетия культуры мира и ненасилия для всего мира». Основная цель данной программы - восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональную и многоконфессиональную структуру нашего государства.
Особое внимание должно быть уделено молодёжи, как категории, наиболее чутко воспринимающей социокультурные изменения в обществе. Многие сегодняшние студенты обучались и воспитывалась в школе в обострённой обстановке межнациональных, межэтнических конфликтов. В ряде случаев это приводило к национальным конфликтам с тяжелыми последствиями для всех его участников. Психологическая безопасность в молодежной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания самой молодежи, а также применением активных мер по обеспечению физической и психологической безопасности подростков и молодёжи. При этом не стоит забывать и о духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.
Важность формирования толерантных отношений у молодёжи обусловлена тем, что вопрос об уровне сформированности толерантности российского общества является сегодня критически важным. Обострение межнациональных конфликтов, сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений и являются одной из основных проблем современной России.
На государственном уровне делаются попытки создания эффектных программ национальной политики, необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства.
В целях разработки и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе была создана специальная межведомственная программа, так как решение такой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств: Федеральная программа «Формирование толерантного сознания и борьбы с экстремизмом».
Программа позволяет обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности.
Толерантность охватывает все стороны человеческих отношений: социально-экономические, политические, религиозные. Энциклопедический словарь трактует толерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Каков же характер механизмов, которые участвуют в формировании толерантности в обществе. Во-первых, существуют экономические и социально-политические реалии, несомненно, влияющие на степень толерантности общества. Большую роль играют определённые институты, которые через производство и распределение ценностей упорядочивают и структурируют поведение индивидов и поддерживают общепринятые нормы поведения, создавая тем самым общепринятый потенциал в обществе. Во-вторых, существует ощутимая нехватка специалистов и общеобразовательных предметов в школах и ВУЗах, которые бы прививали знания и представления о структуре современной культуры, о различии менталитетов.
Одним из методов предупреждения проявления экстремизма в молодёжной среде должен стать диалог между разными общностями. Взаимный диалог, взаимопонимание и сопереживание объединят людей в борьбе против экстремизма. Каждый должен осознавать, что все мы являемся продуктами многих культур, традиций, принимая и уважая которые, воспитаем общество способное проявлять толерантное отношение друг к другу.
В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.
Проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Большой толковый психологический словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. При определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, так как наименование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия: а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения; б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям. Оба этих критерия показывают, что первейшая цель экстремистских актов не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.
Все чаще в основе молодежного экстремизма лежит этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами. Субъектами-носителями этноцентризма являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам. Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп оцениваются по стандартам своей группы и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка приводит к враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между молодежными сообществами.
Для того, что бы объяснить в каких случаях и почему движения, стоящие за общественные изменения прибегают к насилию, а не общепринятым формам политического участия, некоторые авторы переносят гипотезу фрустрации - с индивидуального на групповой уровень. Они рассматривают акты экстремизма как результат, причиной которого стала социальная и политическая несправедливость. Другие формы экстремизма в основе своих действий имеют неспособность оказать значительное влияние на политические решения, они часто культивируют позицию нравственного превосходства над жертвами, откуда выводят оправдания своих жестоких деяний.
Однако, с учетом того, насколько широко распространена социальная и политическая несправедливость, затрагивающая большое число людей, которые при этом не становятся экстремистами, некоторые исследователи вводят дополнительные факторы для объяснения условий, при которых фрустрация выливается в экстремистскую деятельность. Анцупов А.Я. предлагает модель, основанную на взаимодействии разных причин, он утверждает, что экстремизм - это одновременно функция ситуационных и индивидуальных факторов: «истоком в большинстве случаев являлось широко распространенное движение социального протеста. Стычки с властями зачастую ожесточенного характера, и неуспех попыток вызвать народную реакцию привели к расставанию с иллюзиями и деградации движения. Осколки движения оформились в небольшие молодежные подпольные группировки, сохранившие мало контактов с внешним миром и яркую внутригрупповую преданность и сплоченность. Эти обстоятельства повысили статус агрессивных индивидов до лидерских позиций и позволили им ввести акты агрессии и насилия в качестве излюбленного образа действия».
Параллельно исследуются более конкретные установки экстремизма и патриотизма. В то время как патриотизм связан с чувством гордости за свою национальную принадлежность, национализм связан с чувством национального превосходства и власти над другими нациями. Исследование показало, что национализм теснее, чем патриотизм связан с одобрительным отношением к вооруженной агрессии и описывает исследование, в котором подтвердилось функциональное различие этих двух типов установок. Испытуемым в возрасте от 15 до 28 лет давали послушать военную музыку, либо патриотическую (военные марши, государственный гимн России). Затем исследовали влияние музыки на уровень патриотизма и национализма. Оказалось, что военная музыка способствует усилению национализма, но не патриотизма, тогда как патриотическая музыка оказывает противоположное действие. Автор приходит к выводу, что: «существует возможность сохранить и даже укрепить патриотическую привязанность к одной нации, одновременно способствуя антиксенофобским установкам, снижающим вероятность появления агрессии».
Таким образом, именно психологические механизмы, задействованы в насилии на психологической почве. Межэтнические конфликты имеют глубинную психологическую основу, и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности, памяти и восприятия справедливости, особенно в молодежной среде.
Большая доля актов насилия и агрессии происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы, ВУЗы и центры дополнительного образования - это «горячие точки» агрессии.
В образовательном пространстве должна быть сформирована такая атмосфера, в которой: педагоги и учащиеся признавали ли бы акты жестокости, насилия и агрессии, относясь к ним со всей серьёзностью, не считая их чем-то незначительным; случаи насилия и агрессии систематически бы отслеживались, а демонстрация жестокости единодушно отвергалась как недопустимая. Это в свою очередь потребует специальных методов решения проблемы, в качестве которых могут быть следующие.
1. Обучение персонала. Необходимо осведомлять преподавателей о психологических факторах и социальных факторах, способствующих участию в деструктивных группах, о структуре и методах действия групп.
2. Образовательные подходы. Среди мер направленных на учащихся как потенциальных членов групп, должно широко использоваться воспитание сверстников - встречи с представителями «конструктивной молодёжи» (спортсмены, талантливая молодежь).
3. Кодекс внешнего вида и поведения.
4.«Планы безопасности» - комплекс мер, позволяющий избежать насилия в образовательном учреждении: установление видеокамер, аппаратуры просмотра местности, охраны.
Каждое общество обязано предоставлять своим гражданам максимально возможную защиту от экстремизма, агрессии и насилия. Несмотря на то, что, в конечном счете, агрессивное поведение должно измениться на уровне личности, социальные нормы и общественные мероприятия оказывают большое влияние на масштабы агрессии. Огромная роль в борьбе с агрессией и экстремизмом принадлежит формированию у современной молодежи психологии толерантного сознания на основе принципов формирования толерантности. Среди них выделяют следующие: принцип субъектности - опора на активность студента, инициативность, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми; принцип адекватности - соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс; принцип индивидуализации - учет индивидуальных особенностей и уровня сформированности толерантности у обучающегося; принцип рефлексивной позиции - ориентация на формирование у молодежи осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках; принцип создания толерантной среды - формирование в образовательном заведении гуманистических отношений; воспитание у учащихся и преподавателей чувства взаимной ответственности.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что конфликты на почве национальной, этнической и другой неприязни носят длительный и болезненный характер. Выход из состояния конфликта требует многочисленных усилий со стороны государственных органов, общественных организаций.
Таким образом, разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе является комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия органов государственной власти и опоры на общественные объединения.
 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал