Воспитание толерантности: полисистемный подход

16.02.2010


Барышников Е.Н.

г. Санкт-Петербург



Противоречивость каждого явления порождает необходимость его рассмотрения как полисистемного комплекса. Выделим основные составляющие полисистемного процесса воспитания толерантности.
В первую очередь, воспитание толерантности определяется как социальная система. Г.Л. Бардиер [1, с. 30] в своем исследовании обосновывает новое научное направление социальной психологии: социальная психология толерантности. При этом толерантность рассматривается как «способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия». Автор выделяет три сферы, в которых могут проявляться эти различия: социальные отношения, социальное познание и социальное поведение и определяет в структуре толерантности: аффективные, когнитивные и конативные компоненты.
Определяются три глобальных аспекта исследования толерантности в современных условиях: инструментальный, нормативный и профилактический.
Инструментальный аспект выражается в том, что в современном сложном и многообразном мире толерантность служит инструментом обеспечения социального согласия, в особенности между людьми и группами, чьи ценности различаются. Технологии обучения толерантности становятся актуальными в контексте формирования культуры ведения переговоров, развития искусства поиска компромиссов при принятии ответственных решений, поиска путей продуктивной конкуренции и сотрудничества между различными финансово-промышленными, политическими и иными социальными группами.
Нормативный аспект актуальности исследования толерантности определяется ее связью с общечеловеческими гуманистическими ценностями. В контексте этих ценностей толерантность выступает в качестве социально-одобряемой правовой нормы взаимодействия между людьми. Принципы взаимодействия, диктуемые этой нормой, заложены в «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО (1995 г.) и других международных документах, направленных на обеспечение прав человека.
Профилактический аспект актуальности исследования толерантности связан с выработкой социальной стратегии противодействия крайним проявлениям интолерантности, таким как терроризм, экстремизм, этническая нетерпимость, ксенофобия и другие. Организация спокойной жизни без стрессов и потрясений, снятие излишнего напряжения способствует формированию толерантности.
Второй принципиальный взгляд на воспитание толерантности заключается в рассмотрении ее как культурологической системы. Толерантность задает на культурном уровне ценности межкультурной коммуникации, а интолерантность рассматривается нетерпимое отношение к иным культурам. Проблема толерантности в контексте межкультурной коммуникации занимает важное место в исследованиях В. Зинченко, В. Зусмана, В. Малисовой, Е. Медведко, А. Садохина. В условиях возвращения к религиозным ценностям как важной части культурного наследия проблемы толерантности отражены в работах М. Громыко, В. Сергеева.
Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков в книге «Введение в педагогику толерантности» рассматривают толерантность как характеристику идеальных отношений между людьми, которая «может входить в культурный арсенал того или иного сообщества в качестве культурной нормы и моральной ценности».
Общим в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода как единого и взаимозависимого, что подтверждается, в частности, экологическими проблемами нашей эпохи.
Если понятие толерантности и может вызвать разногласия при его интерпретации, то сама необходимость взаимодействия с позиций толерантности в демократическом обществе разногласий не вызывает.
Толерантность имеет решающее значение для всех профессий типа «человек — человек». Что касается профессионально-личностных качеств педагога, то здесь толерантность занимает особое место, ибо с ней связаны эффективность познания особенностей ребенка, продуктивность педагогического общения и деятельности.
Толерантность задается как человеческая добродетель, препятствующая проникновению зла в и агрессивности и насилия в мир человеческих отношений. Это искусство жить в мире разных людей и идей, активная жизненная позиция на основе признания иного.
Человек, как носитель определенной культуры, строит свою жизнь на основе значимых для себя жизненных смыслов и ценностей. Наиболее типичные жизненные смыслы и ценности определяются принадлежностью человека к конфессиональной и национальной культуре. Ведущим становится воспитание этонотолерантности и веротерпимости как способов сосуществования различных культур. В условиях образовательных учреждений создается ценностно-ориентированная среда, способствующая выращиванию определенной культуры школьной жизни. Такое понимание связано с рассмотрением толерантности как составляющей воспитания, понимаемого как приобщение к культуре. В качестве идеала такого воспитания видится человек культуры (Е.В. Бондаревская) [2, с. 67]. Многообразие проявлений культуры (этнокультуры, религии) порождает необходимость их сосуществования. Многочисленные конфликты в истории человечества происходили на религиозной и национальной почве. Это порождает стремление к толерантности как этнотолерантности и веротерпимости. В качестве цели воспитания толерантности видится человек:
• с уважением относящийся к людям независимо от их национальности и вероисповедания;
• постигший культуру своего народа и готовый к интеграции в культуры других народов;
• строящий отношения с людьми и социальными общностями в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Обозначим технологии воспитания ориентированные на достижение подобных целей как технологии воспитания культурной (межкультурной) толерантности.
Третья точка зрения заключается в рассмотрении воспитания толерантности как деятельностной системы. А.А. Погодина [4, с. 5] рассматривает толерантность как «интегративное нравственное качество личности, позволяющее человеку конструктивно взаимодействовать с людьми и группами, которые отличаются от него какими-либо признаками».
Политолог В.А. Тишков толерантность понимает как «готовность или способность принять без протеста или вмешательства личность или вещь, т.е. как свойство открытости и свободы мышления человека, предопределяющее осознание того, что социальная среда является многомерной, а значит, и взгляды на нее различны и не могут и не должны сводится к единообразию или в чью-то пользу» [6, с. 165-166]. В.М. Золотухин выделяет два смысла толерантности: она «является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой - это практический инструмент, позволяющей эффективно (успешно) разрешать противоречия и конфликты [3, с. 24]. Еще один взгляд на толерантность определяется столкновением жизненных интересов. Двое детей хотят одну и ту же игрушку, взрослые люди хотят занять одну и ту же должность, два государства не поделили сферы интересов. Обозначим технологии воспитания ориентированные на достижение подобных целей как технологии воспитания межсубъектной толерантности (ненасилия).
В качестве одной из важных проблем жизни человека выделяется его способность к продуктивному взаимодействию с различными субъектами окружающего мира. Данная способность и определяется как толерантность. А.А. Погодина [4, с. 8] выделяет следующие задачи воспитания толерантности:
• информирование воспитанников о сущности толерантности и ее роли в мире, о многообразии культур;
• формирование представления о себе как о представителе мира, ответственности за свои действия и поступки;
• развитие умений критически оценивать объекты и события жизни, продуктивно взаимодействовать с различными людьми, реализовывать себя в жизни цивилизованными способами.
Четвертая позиция связана с рассмотрением воспитания толерантности как антропологической системы, определяющей принципиальную уникальность человека и его противостояние с иным, другим миром. Толерантность рассматривается как признание возможности равноправного существования «другого».
П.В. Степанов [5, с. 220] выделяет следующие компоненты толерантности.
1. Признание ? это способность видеть в другом, именно, другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
2. Принятие ? это положительное отношение к таким отличиям.
3. Понимание ? это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Проблема терпимости, толерантности, в той или иной мере рассматривается психологами гуманистического направления (А. Маслоу, Дж. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл) затрагивающими проблемы развития личностной сферы и её коррекции. 3. Фрейд, Э. Фромм связывают интолерантность с проблемой агрессивности и враждебности. Педагогическая толерантность рассматривается в работах М. Бубера, в рамках антропологической проблемы «Я–Ты».
Толерантность представляет собой способность к сосуществованию в мире индивидуальности. Возник специальный термин диалог, который определяет специфику сосуществования, творчество собственной жизни становится более продуктивным, если оно осуществляется в диалоге с окружающим миром. В данном случае речь идет о толерантности по отношению к проявлениям индивидуальности, к появлению индивидуального стиля в одежде, поведении, культуре речи. Не толерантное поведение связано с негативным отношением к человеческому своеобразию как данному от природы, так и проявляемому самостоятельных действий. Агрессивность проявляется по отношению к тем, кто выглядит или пытается вести себя не так как все.
Таким образом, полисистемный подход позволяет выделить следующие приоритеты воспитания толерантности: формирование толерантного сознания; воспитание культуры толерантности; адаптация к внешним условиям и требованиям, достижение субъектного благополучия; развитие способности к диалогу с «другим».

Литература
1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Автореф. дис. … доктора психол. наук. - СПб, 2007. – 45 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. – Ростов-на-Дону, 2000.

3. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии / Автореф. дис. … доктора философских наук. – Екатеринбург, 2006.
4. Погодина А.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2006.
5. Степанов П.В. Феномен толерантности и воспитания этого качества у подростков // Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. – М., 2004. – С. 218–235.
6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал