Развитие толерантного сознания молодежи в поликультурной образовательной среде

16.02.2010


Абдуразакова Д.М.

На протяжении многих лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования толерантности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Все более очевиден тот факт, что наряду с экономикой и политикой культурная сфера есть и остается важным фактором регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами. Поэтому Организация Объединенных Наций объявила 2002-2010 гг. «Международным десятилетием культуры мира». Впервые на таком уровне было дано научное определение термина «культура мира», который призван подчеркнуть значение множества факторов, содействующих и препятствующих укреплению мира. В определении «культура мира» подчеркивается многообразие социальных, конфессиональных, этнокультурных и других факторов, которые могут, как содействовать, так и препятствовать укреплению мира, эффективно противостоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного отношения к правам и свободам граждан.
Произошедшие в нашем обществе изменения в ценностно-мотивационной сфере породили нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания, произошла «коррозия доверия к власти» (В.П. Зинченко). Все эти факторы приводят к дезориентации и отсутствию активной жизненной позиции, к несформированности понимания представителями молодого поколения своей принадлежности к культуре, с присущими ей этническими особенностями и национальными ценностями.
Поэтому воспитание толерантности у молодежи в нашей стране является одной из приоритетных задач государственного масштаба. Перед педагогической наукой стоит комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов по формированию толерантности как мировоззренческого качества личности молодого человека. В настоящее время понятие «толерантность» стало одним из центральных в осмыслении процесса противостояния повсеместного нарастания агрессивности во всех сферах жизни молодого человека. Толерантное сознание молодежи как жизненная стратегия приобретает все большую актуальность и востребованность в обществе. В современных условиях понятие «толерантность» – это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое явление, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста – так, толерантность может иметь значение как терпимости, так и равнодушия, в зависимости от условий ее проявления и, кроме того, важно учитывать, по отношению к каким явлениям выступает данное качество личности молодого человека (А.А. Лекторский, П. Николсон, К. Уэйн, М.Б. Хомяков).
В нашем исследовании основное внимание сосредоточено на изучении толерантного сознания молодежи многонационального региона Дагестана, которое мы определили как сформированную систему поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии и включает в себя перцептивную, эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы человеческой жизнедеятельности.
Совершенно объективно В.В. Путин отмечает, что Дагестан один из сложнейших многонациональных регионов страны. «В нем живут люди десятков национальностей. И, чтобы соблюсти политический баланс, сложилась традиция, что президент республики – дагестанец, премьер – представитель другой национальности, а парламента – третьей. Невозможно по отношению к этой сложной республике применить традиционные демократические мерки».
На наш взгляд, толерантное сознание включает в себя положительное отношение к другим людям; способность к эмпатии и стремление к объективизации особенностей и проявлений молодых людей, принадлежащих к другим нациям и культурам; постоянное развитие и обогащение культурного опыта; признание безусловной ценности каждой человеческой жизни.
В связи с этим необходимо отметить важную роль культуры в процессе становления и развития толерантного сознания, ибо деятельность учреждений культуры является тем пространством, в котором и происходит слияние, взаимодействие гуманизма и толерантного сознания как условия и, одновременно, порождения культурной среды.
Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной системы образования и деятельность учреждений культуры: между теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели образования и деятельности учреждений культуры в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона и отсутствием современных технологий их реализации; между растущими требованиями нашего общества к развитию толерантного сознания молодежи и недостаточным уровнем подготовленности образовательной и культурно-досуговых систем к реализации запросов общества в построении целостного педагогического процесса и частной национальной формой его осуществления у разных народов по единым законам организации и развития. (П.Ф. Каптерев).
Осуществление поликультурности в образовательном процессе опирается на создание условий для развития интереса молодежи к культурным ценностям других народов, теоретического осмысления сущности мультикультурного мира; проведения занятий, включающих задания, сформулированные на основе видения мира с позиций представителей разных культур. Анализ данных, полученных в опытно-экспериментальной работе, доказывает, что доминантой в воспитательном процессе, направленном на развитие толерантного сознания молодежи, является организация особой культурно-образовательной среды, педагогический потенциал которой обусловлен способностью создавать условия для межкультурного взаимопонимания. В такой среде планомерно и продуктивно реализуется идея воспитания уважительного отношения к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.
Следовательно современная культурно-образовательная среда может оказывать формирующее воздействие на толерантное сознание молодого человека.
На основе определения культурно-образовательной среды как важнейшего фактора развития толерантного сознания молодежи, были рассмотрены различные направления педагогического формирования такой среды, которые реализуются при определенных педагогических условиях.
Проведенный в исследовании системный анализ подходов к созданию культурно-образовательной среды показывает, что исследователями раскрываются многие аспекты этого процесса: философские и психолого-педагогические предпосылки создания такой среды (А.И. Буров, Н.И. Киященко); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES предметное содержание культурно-образовательной среды (Е.В. Квятковский); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES полихудожественный подход к организации культурной среды (Б.П. Юсов); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES средообразующая роль того или иного вида искусства в пространстве учреждения образования и культуры (Е.А. Бодина, И.М. Любинский); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES медиаобразование как фактор формирования культурной среды (Ю.Н. Усов); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES формирование мировоззренческих установок личности в условиях культурно-образовательной среды учебного учреждения (Р.М. Рогова). Одним из наиболее последовательных направлений в организации культурно-образовательной среды является комплексный целостный подход к процессу обучения (Л.В. Занков).
В настоящее время, когда социальная роль личности как носителя национальной культуры постоянно возрастает, все большую актуальность приобретают задачи формирования национального самосознания, которое должно включать в себя как обязательный компонент уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов. В связи с этим приобретает особое значение обращение в учебно-воспитательном процессе к педагогическому потенциалу занятий искусством, так как именно область искусства может: предоставить образованию возможности изучения, погружения, постижения культуры других народов, их сравнения и нахождения в них общего и особенного; дать целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни.
В республике Дагестан, которая по размерам территории и численности населения является самой крупной республикой на Северном Кавказе, проблемам образования придается первостепенное значение. В Послании Президента Республики Дагестан М.Г. Алиева Народному Собранию подчеркивается, что одной из актуальных задач в образовательной политике государства является гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонентов: преподавание истории народов, сохранение и развитие традиционного образа жизни, самобытных культур, языков. Национально-региональный компонент направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося, приобщение его к историческому и культурному наследию.
В процессе погружения в пространство истории и культуры народов Дагестана делается зримой связь локальной истории с историей мировой культуры, у подрастающего поколения появляется реальная возможность постижения смысла понятия «историческое пространство», формируется общедагестанское сознание.
Более того, осознавая себя частью целого, впитывая древние законы гостеприимства, уважения к старшим, традиции сохранения окружающей природы, любви к родному краю, молодое поколение сможет создать такую культурную среду, которая будет способствовать дальнейшему развитию этого позитивного процесса. Основы этого направления были заложены в Законе «О языках Республики Дагестан» еще в 1993 г. По результатам научно-исследовательской темы «Методологические проблемы высшего образования в условиях интеграции», руководителем которой является О.А. Омаров, в числе прочих направлений были изучены и апробированы методологические аспекты функционирования регионального университетского комплекса в многонациональном культурном пространстве. В 2008 г. Президентом Республики Дагестан по результатам проводившегося конкурса были вручены гранты за ряд проектов, среди которых можно видеть и такие, которые отражают тенденцию все большего внимания к национально-региональному компоненту образования и тем перспективам, которые открываются в процессе обращения к его возможностям. Названия проектов, удостоенных гранта Президента Республики Дагестан, говорят об определенной направленности развития образования в республике: проект «Центр «Сад-Школа-Вуз» по формированию добрых человеческих отношений»; проект «Воспитание экологической культуры личности дошкольника в условиях ДОУ»; проект «Приобщение дошкольников к духовному наследию народа»; проект «Учить по-новому»; проект «Морально-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в Дагестане»; проект «Формирование русской речи младших школьников-дагестанцев в условиях смешанного национального состава» и др.
Таким образом, можно утверждать, что одним из важнейших условий становления толерантного сознания в пространстве современной культурно-образовательной среды является развитие национального самосознания в его оптимальном соотношении с искренним интересом и вниманием к культуре других народов.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал