Междисциплинарный подход к исследованию проблемы молодежного терроризма

16.02.2010


Сорочинская Е.Н.

г. Ростов-на-Дону

2009 год объявлен в нашей стране Годом молодежи. Законодательные, организационные и финансовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации заложены в Указе Президента России «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (№ 1075 от 16.09.1992 г.), «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2005 г.), Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), Федеральной программе «Молодежь России» и т.д.
В июле 2009 года Государственный Совет РФ рассмотрел вопрос «О молодежной политике в Российской Федерации», на котором было принято решение о восстановлении и модернизации молодежной инфраструктуры, широком развитии программно-целевого подхода, нормативно- правовой базы молодежной политики, стандартов молодежной работы. В качестве приоритетных направлений молодежной политики в РФ названы: социальное самоопределение молодежи; обеспечение стабильности в обществе; соблюдение прав личности и обеспечение человеческого достоинства; социальное участие и демократическое гражданство; повышение роли молодежи как субъекта молодежной политики.
В России создалась уникальная в ее истории ситуация, когда она находится в стадии перехода к постиндустриальному обществу с его идеалами и ценностями. В период трансформации российского общества все три поколения его граждан вынуждены участвовать в создании нового опыта из-за невозможности эффективно использовать позитивный опыт прежних поколений. Переход к новому типу социума, становление гражданского общества связано с появлением новых социальных ролей, прав и обязанностей молодежи, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия лежат в основе комплекса специфических молодежных проблем, к которым мы относим: возрастные границы; социально-психологические особенности; специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения; специфику социально-демографической группы; специфику субкультуры молодежи; выявление процесса социализации; специфику организации жизнетворчества молодежи как специфической группы. Одной из таких проблем является проблема формирования ценностей ненасилия, толерантности, противодействия терроризму и экстремизму.
Важным фактором, обусловившим внимание исследователей к проблеме терроризма и экстремизма в молодежной среде, явился распад Советского Союза и деструктивные процессы в новообразовавшихся суверенных государствах. В трудах М.Н. Губогло, Л. Дробижевой проведен анализ динамики этнокультурных и этносоциальных процессов в различных республиках России.
А.Н. Дударов в диссертации «Этнонационализм как культурная доминанта модернизации традиционного общества» пишет, что невозможно осуществлять анализ развивающихся этнонациональных процессов исключительно в рамках политологии, поскольку требуется учитывать совокупность социокультурных характеристик. В частности, отмечается, что переходность сегодняшнего состояния российского общества позволила молодежи, не укорененной в советской традиции, четко уловить как «негативную», так и «позитивную» стороны социальных перемен. Автор показывает, что идеологическая борьба, развернувшаяся в информационном пространстве Северного Кавказа в 90-е гг., оказала влияние на ценностное сознание молодежи. В нем присутствует стремление уйти от правовых императивов в пространство обычаев народа; сыграть на несовпадении российских законов и национальных традиций, оправдывая деятельность, противоречащую российскому законодательству.
В книге «Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков» (М., 2005) подчеркнуто, что терроризм – явление многоплановое: сюда входят политические, правовые, психологические, философские, исторические, технологические и иные аспекты жизни современного общества. Не случайно мировому сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого термина для всех понятно.
В настоящее время сложился ряд подходов к исследованию вышеназванной проблемы. В словаре «Социология молодежи» (М., 2008) понятие «терроризм» рассматривается как достижение социально-политических целей насильственными методами. Основная социальная нагрузка терроризма заключается в политике устрашения, провоцирования экстремальных эмоциональных реакций (страха, ужаса и пр.). Особо подчеркивается, что характер современного терроризма и его мимикрию трудно понять вне контекста сложных и неоднозначных современных процессов глобализации, меняющихся схем политико-психологических взаимоотношений личности, общества и государства.
Внимание социологов обращено к проблемам социализации личности в условиях системного кризиса общества; ювенальной делинквентности, изучению ценностей ненасилия, политической социализации, трудовых ценностей молодежи и др. Специфика рассмотрения проблемы профилактики терроризма особенно важна в реалиях кризисного социума, поскольку определенная часть населения, особенно, молодежь, считает, что противоречия и кризисные процессы в обществе можно быстро решить путем террора. Подчеркивается, что в большинстве случаев основным исполнителем террористических актов выступает молодежь.
В обществознании принято объединять либо рассматривать как синонимичные понятия терроризм и экстремизм. В современных условиях проблема экстремизма в молодежной среде - одна из острейших. В связи с неравенством возможностей самореализации молодежи активными миграционными процессами, участившимися вспышками на межнациональной и межрелигиозной почве задача исследования причин тенденции и социальной базы молодежного экстремизма является особенно актуальной. Анализ данных социологических исследований, проведенных в последние годы в России, показывает, что во всех основных сферах общественной жизни постепенно формируется точки появления и роста социальной напряженности во взаимоотношениях молодежи и общественных структур.
Экстремизм, как подчеркивает А.А. Козлов, обостряет ситуацию, доводит ее до такой степени крайности, когда конструктивное решение проблемы оказывается невозможным Важную методологическую роль играет изощренность как индифферентная к нравственным оценкам характеристика, означающая экстремум взлетов и падений человеческого духа личностного и общественного развития. В свою очередь, экстремизм близок, но неравнозначен понятию «агрессия», используемому в психологии и отчасти в психиатрии.
Определения и критерии экстремизма существенно отличаются в зависимости от научных школ и традиций. В качестве важнейшего критерия результативности воспитания и социализации следует рассматривать высокий порог толерантности, то есть, устойчивости к воздействию факторов, провоцирующих экстремизм. Подавляющее большинство исследователей единодушны в отношении рассмотрения толерантности как ценностной нормы этнического сосуществования, воплощенной в постоянных мирных соглашениях или договорах. Полагают, что экстремизм в поведении личности является следствием просчетов в воспитании, а также несовершенств самих систем воспитания
Естественно, что проблема терроризма и экстремизма в молодежной среде предполагает глубокое знание психологических механизмов данного явления.
Психологический анализ особенностей возрастного развития молодежи предпринят Б.Г. Ананьевым, В.И. Вишневским, И.С. Коном, И.Б. Котовой и др. В сфере изучения организациологии и политической психологии, а также психологии молодости начинают развиваться научные школы, направленные на исследования природы молодежного лидерства, истоков и развития вандализма, протестного потенциала молодежи и др. В частности, отмечается, что сочетание таких факторов, как неустойчивость ее социального статуса, нерешенность жизненно важных проблем, лабильность сознания молодежи и имманентное стремление к риску, обусловливает различные формы включения молодежи в террористическую деятельность.
В психолого-педагогической науке наметились два направления в изучении психологических явлений в асоциальных группах молодежи: индивидуально-психологическое, или общепсихологическое – и криминально-социологическое, в основе которых лежал один из ведущих принципов психологии – личностный подход, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Этот подход означает, что центром профилактического воздействия является личность участника группы, ее индивидуально-психологические свойства, психические свойства и состояния.
В трудах С.Н. Ениколопова и др. обоснована идея о том, что терроризм проявляется в трех видах насилия: прямого; структурного и культурного. В качестве психофизиологических предпосылок склонности подростков и молодежи к агрессии, аутоагрессии и терроризму относят уровень психического здоровья молодежи; тип и направленность их сообществ; виды домашнего насилия; сектантство; Интернет – зависимость; раскованное сексуальное поведение и т.п. Стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия квалифицируют как «бытовой терроризм». Манипуляция путем насилия в современном обществе, как отмечают исследователи, не осознается большинством населения как негативное общественное явление и является частью бытовой культуры. В определенной степени это связано с тем, что долгие годы российское общество представляло собой многонациональное общество, в период построения Советского Союза, когда официально была провозглашена доктрина формирования единой общности - « советский народ».
В определенной степени, эта тенденция сохраняется и сегодня. Поэтому вектор психолого-педагогических исследований также был развернут на идеи ассимиляции, то есть постепенного языкового, этнического и культурного растворения малых этнокультурных групп в доминирующей культурно – языковой среде, когда нормативная культура большинства неизбежно поглощает языки и культуры меньшинств и что мировое развитие может идти только в направлении сглаживания различий, к упрощению. Однако реалии постсоветского пространства показывают кризис концепции ассимиляции, и сегодня можно говорить о периоде перехода от данной концепции к психолого-педагогическому этноцентризму и формированию основ мультикультуральности, к идеям формирования толерантности и педагогике ненасилия.
Так, в диссертационном исследовании Т.А. Пейсахова рассматриваются кросскультурные особенности отношения современной российской молодежи к терроризму. В частности, отмечается, что в регионе Северного Кавказа у молодежи наблюдается существенно большая тенденция к религиозности и вероисповеданию, чем у столичной молодежи, что влияет на ее отношение к терроризму. Повышенная агрессивность связана со средой, протектирующей агрессию, и особенностями культуры определенного региона. Явный дефицит в сознании молодежи знаний в вопросах религиоведения, ее узконаправленная и недостоверная ориентация в собственном вероисповедании приводят к повышению ее групповой динамики.
Длительное нахождение членов террористических групп в ситуации активной террористической деятельности, в конспиративной обстановке дает основание констатировать появление особой специфической среды, которую некоторые авторы называют «терроросредой». В ней возникает своя субкультура, нормы, ценности. Диссертант выявил кросскультурные особенности формирования отношения молодежи к терроризму с точки зрения их зависимости от этнических различий; от национально-культурных традиций; от вероисповедания студентов; от межполовых различий; от возрастных особенностей; от интеллектуальных качеств; от уровня их доходов и др. Сделан важный вывод о том, что при определенных обстоятельствах социально – психологические составляющие терроризма становятся доминантными. Эти особенности детерминируют специфику процесса социализации и формирования личности молодого человека.
А.Н. Джуринский пишет, что идеологи педагогического этноцентризма, представляющие титульные этносы и культуры, противятся устранению социальных, экономических, культурных, образовательных барьеров, порождающих дискриминацию, не дающих повышать уровень достижений в сфере образования и воспитания представителей малых национальных групп. Не меньшую опасность несет этноцентризм малых субкультур. В отечественной педагогике проблемы кросскультурного, мультикультурного и этнокультурного воспитания молодежи также рассматривались Б.З. Вульфовым, О.В. Гукаленко, В.П. Бедерхановой, А.Н. Кирпичником, В.С. Пель, М.И. Рожковым, В.А. Ситаровым, Е.Н. Сорочинской И.С. Чальцевой и др. Во многом данные подходы синонимичны, поскольку базируются на таких педагогических принципах, как: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание готовности к взаимному сотрудничеству; признание взаимной ответственности за положительный характер межэтнического и межкультурного общения.
Особое значение имеет переосмысление исторически сложившегося опыта воспитания и смена парадигмы, от культуры войны и насилия к культуре мира. Например, следует учитывать (А.Н. Джуринский), что в ходе исторического развития в диверсифицированном и изменчивом социальном, национально – культурном окружении происходит мутация этнокультурных групп. В этом смысле, важно различать два феномена: этнопедагогику и народную педагогику. В определенной степени, народная педагогика, не будучи научным знанием, может содержать пласт националистических идей исследования этнокультуры молодежи; изучение генезиса становления социальных качеств молодежи, управления конфликтами в среде молодежи, развитие самоуправления старшеклассников, профилактики девиантного поведения в молодежной среде. Согласно концепциям кросскультурализма, самоценность больших и малых субкультур поддерживается и уважается, присущие им отличия расцениваются как общественное богатство, культурное и этническое разнообразие не рассматривается как объект ликвидации.
Исследователи проблем мультикультурного воспитания сходятся в том, что одной из центральных педагогических целей в современной России может быть определена как воспитание людей, способных к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающих обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.
Итак, очевидна необходимость развития междисциплинарных научных исследований в области проблем молодежи, особенно, проблем девиаций, к которым относим молодежный терроризм. Первую попытку в данном направлении осуществил проф. Павловский В.В., который ввел понятие ювентологии. Концепция автора состоит в обосновании идеи биореализации молодежи, которая включает и социализации молодежи в их единстве, раскрыта роль молодежи в процессе преемственности поколений и др.
Начинает формироваться новая наука о молодежи – ювенология, которая относится к наукам о человеке. Проф. Слуцкий Е.Г. совместно с коллективом ученых г. Санкт-Петербурга подготовил монографию «Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования» (2004). Ювенология синтезирует знания о молодом поколении, процессах формирования зрелой личности, накопленные, обобщенные учеными различных специальностей и научными школами, а также дисциплинами, которые обладают высоким уровнем институциализации. Таким образом, ювенология представляет собой новую научную парадигму, в основе которой лежит интегративное знание, позволяющее с позиций различных общественных наук комплексно осмыслить острые социальные явления и процессы, происходящие в молодежной среде.


 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал