Формирование у обучающихся английскому языку антитеррористической позиции (с учетом особенностей межкультурной коммуникации)

16.02.2010


 Солтовец Е.М., Гогенко В.В.


г. Ростов-на-Дону

Для данного периода развития современного общества характерны как значительные сдвиги, так и ряд мелких изменений, приводящие постепенно к масштабным переменам в области самого общества, социальной системы и характера мировосприятия индивида. C течением времени они лавинообразно охватывают все сферы жизни. Все более очевидным становится, что в современном обществе невозможно замкнуться в отдельном пространстве, как на государственном, так и на личностном уровне. Появление и развитие системы всемирных сетей, нарастающие процессы глобализации и всеобщая мобильность приводит к тому, что взаимосвязи и взаимозависимость плотно переплетают самые отделенные как ментально, так и географически, области. Полноценная деятельность становится невозможна без налаживания диалога между культурами. Столкновение же интересов и особенностей отдельных культур вызывает к жизни противоречия, разрешить которые современному миру еще предстоит.
Как и любая социальная система, система образования не может остаться в стороне от происходящих изменений, и обязана чутко откликаться на заказ общества. В связи с изменением характера общества в данный период развития, который характеризуется как переходный от традиционного к нетрадиционному, изменяется и функция, и роль образования. Из ретранслятора знаний оно превращается в систему, призванную повысить социальную мобильность личности, в источник формирования нового ценностного подхода к жизни вообще. С изменением социальной ориентации общества меняются и цели и методы образования. Обучение становится развивающим не только с точки зрения воспитания, но и в плане развития самостоятельного мышления, критического отношения к получаемой информации, зрелости гражданского самосознания. В свете этих перемен все более правомерным становится упоминание о технологической теории образования, обладающей следующими характеристиками:
- акцент с «образования» смещается на «воспитание», «обучение», даже на « преподавание»;
- концентрация на планировании и организации обучающих процессов;
- придание особого значения компонентам коммуникации, подобно обратной связи в процессе передачи информации.
Современная парадигма образования подразумевает следующие изменения.
1. От получения хорошего образования на всю жизнь – к непрерывному процессу развития, хорошему образованию через всю жизнь. Отсюда вытекает необходимость строить разноуровневую, личностно-ориентированную систему обучения с учетом всех возможных последствий, прививания навыков и умений получения информации и работы с ней.
2. От послушания – к инициативности. Конечным итогом этого сдвига должно явиться создание новой академической среды. Студенты должны иметь право инициировать новые формы работы. Соответственно изменяются и формы контроля, что приводит к появлению новых обязанностей и как следствие к осознанию собственной ответственности.
3. От знаниецентричной модели – к компетентностной. Обучение – это не просто трансляция информации. Целью его должно стать формирование компетенции – то есть не только умений, но и способностей личности.
Язык является как орудием, так и средством культуры. Он формирует носителей языка через культуру народа, навязывая заложенные в нем представления о мире, отношения к людям, взаимоотношения между ними и т.д. Таким образом, нельзя представить язык вне культуры.
В обучении иностранному языку сам язык является одновременно и целью, и средством формирования компетенций, уровень развития которых определяется в совокупности готовностью и способностью общаться.
В этой связи особо актуальными на данный момент среди базовых компетенций являются следующие.
1. Информационная компетенция, или умение найти нужную информацию, оценить ее как качественно, так и критически, извлечь, проанализировать и обработать данные, разыскать другие источники, сопоставить, сравнить, а также сохранить и адекватно применить в решении других задач.
2. Системообразующей в выстраивании структуры обучения является коммуникативная компетенция, одинаково сформированная на письменном и устном уровне.
3. И, наконец, одной из самых важных для межкультурного общения является компетенция социокультурная. Она включает в себя умение найти общее и культурно-специфическое в различных социумах, а также в последнее время, отошедшее немного в сторону умение представлять родную культуру с учетом межкультурной интерференции. Это также и развитие толерантности, способности оставлять право на инакомыслие и право отстаивать свою позицию.
Политическая корректность является обратной стороной толерантности. Однако их принципы иногда противоречат друг другу. Политкорректность призвана стать инструментом профилактики конфликтов в поликультурном обществе путем установления специальных норм речевого этикета, прежде всего, употребления особого языка, содержащего исключительно выражения, которые будут эмоционально положительно восприняты представителями всех или большинства групп адресатов, и табуизации целого ряда слов и выражений, которые задевают чувства и достоинства личности, ущемляют его права и т.д.
Английский, будучи языком мирового общения, международного и межкультурного, объединяет различные народы и расы, которые в свою очередь предъявляют к нему свои требования. При отсутствии знания культурно-речевых традиций каждого из народов и каждого из языков межкультурная коммуникация не происходит, взамен возникает конфликт культур. Именно это и должен помнить обучающий иностранному языку, и английскому языку в частности.
Благодаря тому, что новые информационные технологии расширили современное образовательное пространство до границ самого мира, стало возможным на практике погружать учащихся в социокультурную среду, обусловившую необходимость подобного подхода. Помимо проведения телеконференций и приглашения лекторов (“guest e-lecturing”), это и работа в смешанных командах, и возможность получить доступ к наиболее свежей информации о последних событиях мирового значения. Благодаря этому в качестве посредника и образца выступает уже не сам преподаватель, а сама обучающая среда в целом, устанавливая как интеллектуальную планку, так и моральные и эмоциональные нормы общения.
Наконец, при построении курса обучения, к примеру, практике переводческой деятельности, должное внимание следует уделить и лексическому инструментарию, которым придется оперировать будущему специалисту. Немалую важность играет формирование базы определенных речевых клише и оборотов, являющихся застывшей нормой языка. Следует помнить, что повышенная корректность английского языка и заботливое отношение к индивидууму объясняется следующим:
- хорошими традициями общественного поведения;
- коммерческим интересом к человеку как к потенциальному клиенту;
- идеологией, которая во главу угла ставит отдельную личность и устои ее индивидуального мира.
Поэтому подобная «механизация» общения позволяет дать учащемуся возможность говорить с собеседником иной культуры на одном языке еще до того, как он сможет прочувствовать особенности мировосприятия, породившего подобные нормы.
Когда речь заходит об актах терроризма, используются как лексические способы смягчения, сглаживания (“collateral damage”, “surgical strike”, “elimination”, “to retreat”, “liquidation”, “casualty”), так и намеренно резкие, эмоционально окрашенные средства характеристики, чаще всего эпитеты (“abominable”, “appalling”, “atrocious, “brutal”, “frightful”, “hateful”, “heinous”, “hideous”, “horrible, “monstrous”, “obnoxious”, “odious”, “outrageous”, “repugnant”, “repulsive”, “sickening”, “terrible”, “vile”, “reprehensible”). Применяя подобные речевые штампы, учащийся подсознательно усваивает и соответствующее отношение, подсознательно занимая определенную гражданскую и моральную позицию.
Полезной практикой является также и разбор выступлений глав государств с официальными заявлениями, осуждающими отдельные акты террористического воздействия, и проведение ролевых игр, имитирующих различные совещания с целью предотвратить либо решить последствия подобных инцидентов. Хорошо зарекомендовали себя и совместные проекты, имеющие реальную социальную значимость. В этом вопросе неоценимую поддержку оказывает всемирная сеть, позволяя формировать истинно смешанные, мультикультурные группы, и публиковать результаты этих проектов. Не один сайт, посвященный проблеме терроризма и средствам борьбы с ним, был изначально создан подобным образом, в результате полуигровой формы командной работы. Современная образовательная среда предоставляет великое множество возможностей для работы в этом направлении. А современная международная ситуация, к сожалению, по-прежнему делает эту проблему животрепещуще актуальной.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в вопросах межкультурного общения нет мелочей. Наша жизнь и наше будущее зависит от того насколько хорошо, эффективно и правильно мы умеем общаться. Три «Т» - Терпение, Терпимость, Толерантность – вот формула межкультурной коммуникации, которую жизненно необходимо запомнить.
Литература
1. Быков И.А. Политкорректность и толерантность как принцип современной политической коммуникации. – СПб.: СПбГУ, 2008.
2. Глинчевский Э.И. Вербализация концепта «международный терроризм» в русском и английском языках (на материале медиатекстов) / Автореферат диссертации. - М., 2007.
3. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2003.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2001.
5. Carla Meskill Teaching and learning in real time. - Athelstan, 2002.
6. Visson L. Terms for describing terrorism URL: www.lingvoda.ru.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал