Ценности православной культуры как средство противодействия экстремизму и агрессии в социокультурном пространстве Юга России

16.02.2010


Ситько Р.М.

г. Ростов-на-Дону

Юг России - уникальный геополитический регион, один из сложнейших российских регионов в эколого-географическом, социально-экономическом, историко-культурном, демографо-этническом, конфессиональном отношениях регионов России. Здесь проходит раздел между европейской и азиатской частями Юга России, открываются ворота на Северный Кавказ, проживают народы более 120 национальностей и этносов, исторически сложились донское, кубанское, ставропольское, терское казачества, «горская цивилизация», в тесном контакте сошлись мировые религии: православное христианство, ислам, буддизм, иудаизм. На протяжении многих веков этот регион был ареной войн и межнациональных конфликтов. Здесь имели место дискриминация меньшинств, ксенофобия и русофобия, религиозный экстремизм, нетерпимость со стороны определённых политических движений и др.
Юг России не избежал «заражения» этнонационализмом, который проявляется в попытке изменить демографический состав населения и создать однонациональные территории, в узурпации власти представителями одной этнической группы. Но, несмотря на это, здесь на протяжении веков усилиями многих поколений взаимодействовали в диалоге, обогащая друг друга, культуры многих народов, сохранялись традиции межнационального согласия, веротерпимости, взаимного уважения. И здесь создавалось единое культурно-образовательное пространство региона.
Явления агрессии и экстремизма считаются в основном наследием социалистического прошлого. Однако многое развилось уже в постсоциалистическом обществе: теракты, заказные убийства, нетерпимость, низкий моральный уровень политиков, включая нарушение Российского законодательства, безнаказанность, коррупция и др. Распад бывшего Советского Союза, крушение идеологии повлекли за собой колоссальные трудности процесса рождения нового исторического мышления и побуждение вне идеологических заказов осмыслить истоки, судьбы, достижения и противоречия нашего времени и судьбы народов, связанных исторической судьбой. Существенные трансформации в современном обществе привели к духовно-нравственному кризису: рост детской преступности, спад интереса к труду, учебе, потребительское настроение, среди подрастающего поколения. Озлобленность, агрессивность, грубость, равнодушие, безучастность, ненависть к людям иной национальности становятся характерными для части современной молодежи.
СМИ обрушивают мощный поток информации, в котором порой сложно разобраться и взрослому человеку. Все усиливающаяся в последнее время криминализация общества, возросшая волна передач на TV с показом картин насилия, жестокости, кровопролития, документальных кадров военных столкновений, последствий природных катаклизмов, пропаганда приоритета материальных ценностей потребительского общества, влияют на развитие духовно-нравственной сферы детей и взрослых.
Духовное оздоровление общества связывается с ориентацией на ценности мировых религий. В преамбуле Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) отмечается особая роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры, а также уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов нашей страны. Ценности православной культуры, преодолевая последствия идеологизации общества и атеизма, мы обнаруживаем во всех областях жизнедеятельности общества- мировоззренческой, художественной, бытовой, в сфере образования.
Понимание общей системы нравственных ориентиров, заключённых в ценностях православия, уважение к российским традициям не раз подчёркивали светские и религиозные руководители нашей страны. О ценностях, общественных идеалах и нравственных принципах, без которых нельзя представить Россию, которые делают нас едиными народом, говорил 5 ноября 2008 г. в своём Послании Федеральному собранию Президент Д.А. Медведев. Несколько раньше, в апреле 2007 г. Президент В.В. Путин подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».
Выступая на 7-х Рождественских чтениях (январь 1999 г) почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Не отвержение культурных богатств прошлого, но духовное осмысление и преображение его было важнейшей доминантой святоотеческой мысли». Во время своего паломничества на Украину (август 2009 г.) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё раз акцентирует внимание на ценностях нашей культуры и государственности, точкой отсчёта которых является крещение Руси. Тогда, в конце Х века в купель святого крещения вошли языческие племена полян, древлян, кривичей, вятичей. радимичей, а из купели вышел русский народ. Русь становится законной наследницей культуры Византии. Русское православие распространялось на огромной территории России не всегда мирно, но и не огнём и мечом, как это было с католическим учением на Западе.
Ценности православия содержат установки на мир, любовь, терпимость, что так актуально в нашем тревожном и беспокойном мире. По Евангелию, Спаситель вместо призыва к освободительной войне и к завоеванию Израилем мира учит, что царство Его не от мира сего, что Он царь в том лишь смысле, что всякий, кто от истины, слушает гласа Его. Царствие Божие не приходит видимым образом, а находится в душах людей. Открыто объявляя себя Мессией при входе в Иерусалим, тут же заявляет, что Он – царь исключительно мира, а не войны, и с негодованием отвергает предложение мировладычества как искушение дьявола.
Основным путеводителем в жизни христиан является Нагорная проповедь – ядро учения Иисуса Христа вместе с Десятью заповедями, которые Бог дал человечеству во времена Ветхого Завета. Когда к взошедшему на гору Иисусу приступили ученики и народ, он стал учить их заповедям блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю… Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут…. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Господствующая черта « блаженств»,- это полнейшее духовное смирение и самоуничижение в противоположность эгоизму и самовозношению древности. да и современности.
В Новом Завете заповедь «не убий», которая в Ветхом Завете истолковывалась в её буквальном, узком смысле, получает более широкий, глубокий смысл. Она распространяет своё действие даже на внезапный и напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и само сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего хранит в себе какое-нибудь злое чувство. Вопреки древнему закону «око за око» как крайнему выражению эгоизма проповедуется правило «не противься злому» и как высшее выражение любви заповедуется «любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящих нас, молиться за обижающих и гонящих нас». Люди враждуют между собой вследствие забвения великой истины, что все они – «сыны одного Отца Небесного». Когда эта истина войдёт в общее сознание, люди перестанут разделять себя на ближних и врагов, и всё человечество станет нераздельным братством.
Многие русские философы понимали, что России суждено быть не только хранительницей русской национальной идеи, но одновременно носительницей общечеловеческих начал духовности, идеи соборности и коллективизма в противовес крайностям западного индивидуализма. Соборность, жизнь « на миру»- одна из ценностей православной культуры: всем миром строили храм, справлялись с последствиями стихийных бедствий, отстраивались после пожаров, защищали свою землю, «на миру и смерть красна». В православной церкви люди научаются чувствовать себя членами единой семьи, братьями и сестрами.
Русские священники и монахи, тому сохранилось много свидетельств, учили, что добро и благо надо творить не только единоверцам, но и всем, кто нуждается в помощи и ободрении. Один из основателей святыни Руси- Киево-Печерской лавры –Феодосий Печерский, живший в XI в., в одном из своих посланий писал: «Милостынею же милуй не только свою веру, но и чужую: аще же видишь нагого, голодного, зимою ли, бедою одержима, аще то будет жидовин ли, сорочин ли, болгарин ли, еретик ли, латинянин ли- всякого помилуй, и от беды избави, яко же можеши» [1, c. 117].
Характер русского народа формировался православием. Именно следование заповеди Божией о любви к ближнему приобщало к доброте и состраданию, «жалостливости» русского человека. В такой благодатной любви становится невозможным то, что по-человечески кажется невозможным. «Ярости, гнева и злословия всячески опасайся, чтобы не помрачилось твоё сердечное око»,- эти слова мы находим в наследии одного из почитаемого на Руси святых - святителя Димитрия Ростовского.
О «всемирной отзывчивости» русских говорит Ф.М. Достоевский. Он писал, что во время Севастопольской кампании раненых французов уносили на перевязки прежде чем своих, русских, говоря: «русского всякий поднимет, а французик – то чужой, его наперёд пожалеть надо». Английский репортёр, видя подобные случаи, писал: «Это армия джентльменов».
В трагические дни землетрясения 1909 г., разрушевшего город Мессину, итальянская газета писала : Русские моряки проявили, кроме в сего прочего, ещё чуткость, коей у других не было… При распределении продовольствия они не ограничивались, подобно англичанам, сухою подачею строго взвешенного и точно определённого пайка, а отдавали всё, что имели, щедро и с любовью». История накопила множество фактов проявления чувств доброты и жалости по отношению к другим народам, к пленным, пострадавшим, обездоленным. Идея добра проходит красной нитью в наследии православной культуры. Эта тема, по нашему убеждению, затрагивает важный аспект экологии, а именно - экологию души. Обращённость к нравственной категории добра востребована в современном обществе, где растущий человек сталкивается с агрессией, насилием, злом, с тем, что деформирует, разрушает личность, что разъединяет, а не сближает людей, народы, государства. Красной нитью в наследии академика Д.С. Лихачёва проходит тема «добра»: «Человек должен жить в атмосфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь» [2, c. 6].
Противопоставляя добру зло, учёный отмечает, что зло «сепаратно» по своей природе, поэтому «злые объединения недолговечны…,волчья стая рано или поздно кончается дракой волков». Сегодня в нашей реальности мы обнаруживаем массу примеров «волчьих стай», их жестоких разборок, деградации личности, что нельзя игнорировать в воспитательной работе с молодёжью. Мы не можем оградить растущего человека от этих реалий, но наши усилия должны быть направлены на привитие иммунитета к не восприятию зла через ориентацию на добро. Доброе объединение живёт в душах людей, доброе отношение к миру создаётся на «определённой почве культуры».
Сегодня в ситуации экстремизма и агрессии, когда не перевелись ещё желания разделить народы России по национальному признаку, по религиям и другим основаниям, уместно вспомнить своевременно звучащие слова Иисуса, которые приводит апостол Марк: « Если царство разделится само в себе, не может устоять то царство; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3: 24-25).
Мы не можем оградить растущего человека от негативных современных реалий, но наши усилия должны быть направлены на привитие иммунитета к не восприятию зла через ориентацию на добро. Доброе объединение живёт в душах людей, доброе отношение к миру создаётся на «определённой почве культуры». Решение этой задачи требует консолидации всех субъектов воспитания: семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, продуктивного диалога светских педагогов и представителей религиозной общественности. соработничества государства, школы и церкви в деле воспитания детей и молодёжи на основах православия и других традиционных для нашей страны религий. Однако всё ещё звучат и публикуются аргументы против введения в любой форме предметов религиозно-культурного содержания.
На конференции, прошедшей в Калуге 20-21 декабря 2007 г. было принято решение ввести в наших школах образовательную область «Духовно-нравственная культура». Решение о новой образовательной области было приято не вдруг и не на пустом месте. Уже в течение десятилетия во многих школах России проводятся занятия по основам православной культуры, десятки вариантов программ подготовлены энтузиастами, педагогами-практиками, учёными, священниками и светскими людьми. Исторический анализ отечественного педагогического наследия, делает очевидной сложившуюся закономерность в российской педагогике: фундаментом традиционной российской педагогики, традиционной российской семьи и традиционной российской школы было православие. С православной точки зрения российская педагогика была ориентирована на развитие духовно – нравственных традиций, выявление духовного смысла жизненных явлений. Являясь по сути своей православной, российская традиционная педагогика не имела необходимости в обозначении этой принадлежности, а в советский период эта принадлежность оказалась невозможной. Прот. Е. Шестун пишет, что в теоретическом ключе обращение к православной традиции актуально в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования [3].
В современной социокультурной ситуации актуализируется необходимость наполнить современный воспитательный процесс глубинными пластами духовности. Уроки нравственности транслируются православной агиографией, раскрывающей духовность в процессе свободной творческой деятельности, направляющей эту деятельность к осознанной потребности в восхождении к гармонии и совершенству. В православных святых наш народ искал «откровение своего собственного духовного пути». Обращаясь к образам святых и православных подвижников, русский человек возжигал своём сердце огонь жертвенного, бескорыстного служения делу, людям, отечеству, стремясь жить в ладу со своей совестью. На образах святых воспитывались юные россияне.
Православный мыслитель Г.П. Федотов писал, что «каждый народ имеет собственное духовное призвание», которое полнее всего «осуществляется его религиозными гениями»(4). Один из видных деятелей русского религиозного возрождения ХХ столетия протоиерей Сергий Четвериков, сделав обзор подвигов святых, полагает, что изучение их жизни в свете Слова Божия является лучшим способом познания христианской жизни. В житиях «христианство познаётся не теоретически и отвлечённо, а на живых конкретных примерах, на живых людях, веривших, молившихся, боровшихся, падавших и восставших, любивших и жертвовавших собою, жизнью осуществлявших св. Евангелие» [4, c. 49]. Четвериков называет русских святых «живым и наглядным примером», «близкими, родными и понятными учителями
Русские святые и в повседневной жизни проявляют необычайную духовную энергию: покоряют и завоёвывают природу (русские подвижники Севера – Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Славватий Соловецкие, Трифон Кольский и др.), устраивают государственную жизнь (Св. Александр Невский, Св. Алексий, митрополит Московский, Святитель Гермоген, патриарх Всероссийский), создают духовную литературу (Св. Димитрий Ростовский и св. Тихон Задонский), укрепляют и облагораживают семейную жизнь (праведная Иулиания), привлекают к православной культуре соседних языческих народов (Св. Леонтий Ростовский, св. Стефан Пермский), руководят духовною и повседневною жизнью мирян (преп. Серафим Саровский, Оптинские старцы). Одним словом, они находятся в центре жизни русского народа, духовной, государственной, семейной, хозяйственной, «осмысливая её и проникая духом Православия, духом Христовой правды». Святые трудились на разных поприщах, но всех их объединяла «деятельная вера и глубокая аскеза», их отличали качества, составляющие достояние русской духовности: смирение, кротость, милосердие, нестяжательность, переживаются и осуществляются в более светлой, радостной атмосфере.
Ценности православной культуры представляют собой значительный потенциал в развитии культурной идентификации человека, способного к противодействию экстремизму и агрессии.
Литература
1. Дьякова Е.А. Перед праздником. - М., 1994.
2. Лихачёв Д.С. Письма о добром. - СПб., 1999.
3. Св. Е. Шестун. Православная педагогика. - Самара, 1998.
4. Федотов Г.П. «Святые Древней Руси». - М., 1990.
5. Четвериков С. Бог в русской душе. - М., 1998.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал