Квалиметрическое оценивание профилактики проявлений идеологии терроризма

16.02.2010


Сафонцев С.А.
 

г. Ростов-на-Дону
 

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема профилактики приверженности молодежи к крайним формам насилия, применяемого с целью устрашения [7]. Терроризм часто оказывается привлекателен в качестве инструмента воздействия на общественное сознание [8]. Независимо от разновидностей террористических действий (индивидуальных, коллективных, националистических, религиозных, идеологических и пр.), его истоки следует искать в психологических основах мотивационно-смысловой сферы личности.
Разрешить проблемы молодого поколения призывами к гуманизму и толерантности в рамках как «прогрессивной», так и «консервативной» стратегии борьбы с терроризмом невозможно, так как, по большому счету, алкоголизм, наркомания, суицидальные наклонности – все это личностно-ориентированные экстремистские и террористические действия, возникающие в контексте пренебрежения представителями молодого поколения жизненными ценностями. Подтверждением справедливости данного тезиса является потеря значительным количество юношей и девушек позитивных идеалов и мировоззренческих ориентиров, провоцирование межконфессиональных и межэтнических разногласий, а также противоречий, связанных с особенностями менталитета и культурно-бытовыми традициями [1].
Важную роль в государственной молодежной политике играют педагогические основы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Исследования в этой области обусловлены не только поведенческой ролью психологии и педагогики, но и специфическими особенностями диагностики состояния социально-психологической среды, которые исследуются в рамках теории измерения латентных переменных [4].
Профилактика проявлений идеологии терроризма может рассматриваться в качестве латентной переменной, характеризующей динамическую составляющую противодействия негативным проявлениям в молодежной среде. Под профилактикой понимаются не раз и навсегда заданные действия по отношению к источникам риска, а гибко изменяющиеся процедуры, эффективность которых отслеживается в процессе мониторинговых исследований. Если изменение методов воздействия на подрастающее поколение приводит к росту латентной переменной, значит, разрабатываемые технологии, достигают поставленной цели.
Содержание профилактических технологий предупреждения распространения идеологии экстремизма и терроризма отрабатывается по мере изменения социально-экономических условий и ценностно-мировоззренческих ориентаций молодежи. При этом главным критерием эффективности проводимых мероприятий является соответствие поставленной цели результатам диагностики. При этом наиболее точным оказывается сравнение количественных показателей, полученных на основе теории измерений и квалиметрического оценивания [3].
Следует констатировать тот факт, что существует целый ряд критериев, то есть наиболее существенных признаков проявления латентной переменной, оказывающих влияние на профилактику терроризма:
• психологическое состояние общества;
• финансово-экономическая ситуация в стране;
• этноконфессиональные взаимоотношения;
• деятельность средств массовой информации;
• индивидуальные мотивации членов общества.
Первый из перечисленных критериев непосредственно зависит от того, в какой степени личность подвержена влиянию социальной среды. Такой же является взаимосвязь второго и пятого критериев. Кроме того, первые три критерия слабо вариативны, что не позволяет с их помощью оперативно повлиять на профилактику распространения идеологии терроризма. Более динамичной является деятельность средств массовой информации, но она способна создать лишь внешние мотивационные факторы. Таким образом, наиболее существенным признаком, латентной переменной следует признать внутреннюю мотивацию молодежи на традиционные семейные ценности. Этот критерий включает в себя позитивное восприятие стабильных семейных взаимоотношений, воспитание детей, экономическое благополучие и негативное восприятие всевозможных катаклизмов в окружающем социуме, способных нарушить сложившийся порядок вещей.
Большое количество юношей и девушек нашей страны не способны строить свою жизнь в рамках карьерного роста, постоянного стремления к высокому заработку, следования высоким идеалам и принципам. Сталкиваясь с житейскими трудностями, они впадают в депрессию, выход из которой находят в «маленьких радостях жизни». В результате возникает раздражение на социальное неравенство, различия национальных укладов, а в результате – маргинальное поведение и стремление разрушить установленный порядок. Маргинал отвергает ценности и традиции социальной группы, в которой он находится, агрессивно исповедуя свою собственную систему норм и приоритетов. Экстремизм и терроризм является идеологией маргинальных слоев общества.
Поэтому столь актуальным является исследование личностных смыслов с целью выявления маргинальных тенденций, в качестве эталонного показателя можно использовать широко распространенный тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [2]. Чтобы добиться квалиметрического эффекта сопоставления результатов обследования репрезентативной выборки с эталонным показателем, необходимо создать экспертную группу специалистов в области экстремизма и террористической деятельности, которая конкретизирует количественные показатели, характеризующие маргинальные признаки испытуемого. Используя процедуру оценки конкордации суждений специалистов, можно повысить точность результатов экспертизы. Для этого необходимо исключить из рассмотрения экспертные суждения, которые не согласуют заключению группы экспертов [5].
Затем представительной выборочной совокупности молодежных групп риска предлагается выполнить тест СЖО, в котором наряду с традиционными ключами используется результат экспертизы внутренней мотивации, соответствующей маргинальному типу ценностных ориентиров. Количественные показатели, фиксирующие отсутствие адекватного отношения к жизни, стремление нарушить сложившийся в течение ряда поколений традиционный уклад, сопоставляются с данными экспертизы, что обеспечивает квалиметрическую обоснованность диагностической процедуры [6].
С помощью методов математической статистики определяется усредненный показатель степени проявления маргинальных признаков, который является индикаторной характеристикой эффективности профилактики проявления идеологии терроризма. Чем больше численное значение индикатора, тем выше террористическая угроза. Необходимая корректировка профилактических мер должна сопровождаться уменьшением индикаторной переменной при сохранении заданного уровня надежности проводимых измерений. В качестве количественной характеристики надежности можно рассматривать коэффициент конкордации экспертных суждений, который не может быть ниже 0,80.
Например, перед осуществлением мероприятий по профилактике проявления идеологии терроризма уровень маргинальных смысложизненных ориентаций по данным репрезентативной экспертизы составил 0,65 (0,91), а после проведения запланированных мероприятий – 0,61 (0,79). Это означает, что средний показатель явно выраженных маргинальных характеристик в начале эксперимента по результатам обследования молодежной среды составлял около 65-ти процентов при степени согласованности экспертных суждений 0,91. После осуществления профилактических мероприятий согласованность эталонных показателей оказалась ниже (0,79), но близкой к установленной норме. Анализируя результаты тестирования репрезентативной выборки представителей молодежной среды, было установлено среднее уменьшение маргинальных показателей личностных характеристик на 4%. Таким образом, либо статистически значимого уменьшения террористической угрозы не произошло, либо вновь выбранные эталонные показатели оказались некорректными в силу низкой конкондации экспертных суждений.
Приведенный пример указывает на возможные квалиметрические ошибки при проведении процедуры измерения латентных переменных. Только в результате тщательно разработанных диагностических методик, подкрепленных корректными квалиметрическими технологиями можно сделать вывод о степени эффективности мероприятий по предотвращению проявления идеологии экстремизма и терроризма.
Литература
1. Ильясов Ф.М. Терроризм – от социальных основания до поведения жертв // Социологические исследования. - 2007. - № 6. - С. 78-86.
2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2002.
3. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика: Монография. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007.
4. Ольшанский Д.В. Психология терроризма.- СПБ.: Питер, 2002.
5. Рудинский И.Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации педагогического тестирования знаний. - М.: Горячая линия–Телеком, 2004.
6. Сафонцев С.А. Теория и практика образовательной квалиметрии: Монография. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
7. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
8. Федеральный закон РФ с правками от 29 апреля 2008 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».



 

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал