Формирование отечественного исламского образования как фактор профилактики проявления экстремизма в молодежной среде на Юге России

15.02.2010


Попов С.И.
г. Ростов-на-Дону

После крушения биполярной системы именно с исламом в его особой салафитской интерпретации связано обострение многих политических конфликтов, как на постсоветском пространстве, так и на всей мировой арене.
Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве в своем большинстве были так или иначе связаны с регионами, населенными мусульманами. В период приобретения суверенитета бывшими советскими республиками националистические лозунги, выдвигаемые различными субъектами этнополитических процессов, дополнялись попытками их доктринального обоснования исламом. Это привело к политизации ислама на всем постсоветском пространстве.
Наиболее ярко эта тенденция проявила себя на Северном Кавказе.
Очевидную роль в данном процессе сыграли фундаменталистские проповедники из дальнего зарубежья, так называемые «ваххабиты». Это стало возможным, в том числе, благодаря религиозной безграмотности населения, которая способствовала восприятию чуждых экстремистских идей под видом ислама. Кроме этого на распространение подобных идей повлияла неспособность традиционного мусульманского духовенства в России что-либо противопоставить экстремистской пропаганде.
В этом отношении особо значимым становится процесс смены поколений мусульманского духовенства. Роль «молодого» духовенства, которое получало образование за рубежом и в открывавшихся мусульманских образовательных учреждениях, постепенно будет возрастать. Это особенно важно с учетом того, что многие из них получали образование не в эпоху советского интернационализма, а период обострения и эскалации этнополитических конфликтов, на фоне процесса фундаментализации и радикализации ислама в современной России.
Вариантом решения данной проблемы может стать модернизация религиозного образования и придание ему просветительского характера. Это сможет способствовать созданию прослойки мусульманского духовенства, которая, в свою очередь, будет участвовать в формировании нового религиозного сознания северокавказских и других мусульманских народов, которое будет способно адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы современного мира, а также создать предпосылки модернизации общества.
В настоящее время в пределах Южного федерального округа (далее ЮФО) функционируют 20 исламских вузов, около 170 средних специальных исламских учебных заведений - медресе, а также около 300 начальных исламских учебных заведений - мактабов, в которых обучается около 17 тысяч учащихся. В подавляющем большинстве это приверженцы одного из основных направлений в исламе - суннизма. Около 85% всех этих лиц учатся в исламских учебных заведениях, расположенных на территории Республики Дагестан.
Система исламского образования этой республики включает 14 исламских ВУЗов, в которых учатся более 2600 человек; 43 филиала этих ВУЗов (2400 учащихся); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES 132 медресе (более 4400 учащихся); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES а также 278 мактабов (около 4000 учащихся). Всего около 14 тыс. человек. Из 14 исламских ВУЗов республики только 10 имеют лицензии на ведение образовательной деятельности, полученные от Министерства образования и науки Российской Федерации.
Остальные исламские учебные заведения действуют в других республиках Северного Кавказа:
• в Чеченской Республике - 1 исламский ВУЗ, в котором обучается 249 человек, и 16 медресе - около 1,2 тысячи учащихся;
• в Республике Ингушетия – 1 исламский ВУЗ (240 учащихся), и 25 медресе, в которых обучается около 1 тысячи человек. 20 из этих медресе не зарегистрированы в территориальном органе Федеральной регистрационной службы;
• в Карачаево-Черкесской Республике – 1 исламский ВУЗ, в котором обучается 76 человек;
• в Кабардино-Балкарской Республике 1 исламский ВУЗ (36 учащихся).
Все исламские ВУЗы, действующие в этих республиках, имеют лицензии Министерства образования и науки Российской Федерации.
Несмотря на значительное количество исламских ВУЗов, система исламского религиозного образования Северного Кавказа не составляет реальной конкуренции зарубежным образовательным центрам. Только из Республики Дагестан в последние годы, по оценкам экспертов, на обучение в эти центры выехало около 1500 молодых людей (вернулось после обучения в республику около 500 человек). В результате имамы - приверженцы традиционного ислама - вытесняются из мечетей их более образованными конкурентами, получившими образование за рубежом.
На данном этапе обозначился ряд проблем на пути становления отечественного исламского образования на Юге России.
Выявлена большая нехватка квалифицированных специалистов в системе религиозных организаций региона - служителей религиозного культа (имамы, муэдзины), учителей начальных курсов в медресе и воскресных школ.
В самих учебных заведениях наблюдается нехватка преподавателей религиозных дисциплин, обладающих современными методиками и технологиями преподавательской и научно-исследовательской работы.
В регионе нет ни одного образовательного учреждения специализирующегося в области повышения квалификации и переподготовки священнослужителей;
Проблема осложняется тем, что в религиозных организациях и в сфере религиозного образования остаётся работать не более 50% выпускников высших исламских учебных заведении, а в сферу светского образования они не имеют допуск. В такой ситуации бесперспективность выпускника очевидна.
Бюджет религиозных учебных заведений формируется в основном за счет пожертвований верующих, он дефицитен и не позволяет вести плановую и целенаправленную работу: работники учебных заведений месяцами остаются без заработной платы;
Материально-техническая база учебных заведений, библиотечные фонды, компьютерное оснащение, в целом - условия содержания и обучения студентов требуют серьезного улучшения;
В регионе параллельно действуют неофициальные сектантские структуры, более обеспеченные финансовым и организационно-техническим ресурсом по сравнению с официальными религиозными организациями. Они вербуют молодежь и более подготовленных специалистов в свои ряды и, создают «теневую» идеологическую конкуренцию в религиозной сфере.
В тоже время отечественные исламские вузы слабо оснащены религиозной литературой; в них отсутствуют единые учебные программы и планы, утвержденные Советами Алимов Духовных управлений мусульман (ДУМ); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES нет необходимой учебной базы и инвентаря. Уровень образования самих преподавателей исламских учебных заведений Северного Кавказа оставляет желать лучшего. Например, из 194 преподавателей исламских вузов Республики Дагестан высшее религиозное образование, полученное, как правило, в местных исламских вузах, имеют только 105 преподавателей (58%), самоучками являются 35 преподавателей (19,4%), остальные преподаватели имеют среднее и неполное среднее религиозное образование. Только 17 человек (10,5%) имеют высшее светское образование. По этой причине в подавляющем большинстве дагестанских исламских вузов не преподаются светские дисциплины.
Для формирования конкурентоспособной отечественной исламской образовательной инфраструктуры на Северном Кавказе базе существующих исламских вузов созданы два крупных исламских образовательных центра для последователей наиболее распространенных на Северном Кавказе шафиитского и ханафитского масхабов суннизма.
Шафиитский масхаб наиболее распространен в Республике Дагестан, Ингушской и Чеченской республиках. Базовый исламский вуз для подготовки священнослужителей этого масхаба создан на базе Северо-Кавказский университет им. Мухаммада Арипа, расположенный в Махачкале (лицензия Министерства образования и науки Российской Федерации № 24-0669 от 24.01.02 г), ректор - председатель ДУМ Дагестана Ахмед - хаджи Абдуллаев. В нем обучается 600 студентов, открыты два филиала, насчитывающие еще 200 студентов. Все 20 преподавателей имеют высшее духовное образование. Только в этом высшем исламском вузе республики преподаются светские дисциплины, в том числе русский язык. Эксперты также отмечают лояльное отношение ректора и преподавательского состава университета к проводимой государством и республикой политике.
Для последователей ханафитского масхаба, распространенного в остальных республиках Северного Кавказа, формируется второй крупный исламский образовательный центр на базе Исламского института в г. Нальчике (лицензия Министерства образования и науки Российской Федерации № 0984 от 07.07.2003 г.), ректор – Чочаев Ш.Ю. Все преподаватели института имеют высшее религиозное образование; 2 преподавателя - высшее светское образование. С 1997 по 2006 год институт окончили 61 человек. В настоящее время общее количество студентов составляет 46 человек. По договоренности, заключенной между ДУМ Кабардино-Балкарии с одной стороны и ДУМ Адыгеи и Краснодарского края с другой, с текущего учебного года в институте обучается 15 жителей Республики Адыгея. При достаточном финансировании институт располагает возможностью увеличить количество учащихся до 100 человек, включая жителей Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Ставропольского и Краснодарского краев.
Предложение о создании на Северном Кавказе таких центров согласовано с руководством Координационного Центра мусульман Северного Кавказа. Предполагается, что выпускники базовых отечественных исламских образовательных центров будут обладать приоритетом при назначении имамов северокавказских мечетей.
Создание исламских образовательных центров на Се6верном Кавказе при определенной поддержке государственных институтов в определенной степени позволит укрепить позиции традиционного духовенства.
В настоящее время влияние Духовного Управления мусульман Дагестана на мусульманскую умму республики значительно ослабло, в связи с разделением дагестанской уммы по этническому признаку на течения, возглавляемые этническими шейхами, контролирующими «свои» мечети и примечетские медресе. Учитывая, что каждый шейх имеет от 2 до 10 тысяч мюридов (учеников), представляющих все слои дагестанского общества, развитие этой тенденции может значительно осложнить обстановку в республике.
В последнее время начал формироваться третий базовый исламский центр на Северном Кавказе.
Министерством образования и науки России, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки "Рособрнадзор" издан приказ N 1612 от 02.07.09, согласно которому духовное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский исламский университет им.Кунта-Хаджи" в г. Грозном получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ректор РИУ Абдул-Рахим Мутушев).
В 2009 году на первый курс будут зачислены 50 абитуриентов. Для начинающих с азов изучение арабского языка в РИУ будет функционировать подготовительное отделение со сроком продолжительности учебы в два года. В целом срок обучения в университете составляет пять лет, после чего учащиеся получат диплом высшего профессионального образования.
40% предметов в университете будут светскими - математика, мировая история, анатомия, география, геополитика и др., а 60% - религиозными. В специальные дисциплины входит изучение таких предметов, как исламское право и законоведение, комментирование Корана, культура и обычаи чеченского народа и др.
Помимо республик Северного Кавказа одно высшее исламское учебное заведение - Астраханский исламский институт «Хаджи-тархан», в котором обучается 122 человека, действует в Астраханской области.
В настоящее время при участии Фонда поддержки исламской культуры и образования (г. Москва) на территории Северного Кавказа реализуются партнерские программы между исламскими вузами и светскими вузами, осуществляющими подготовку специалистов с углубленным изучением ислама. Между этими вузами заключены соответствующие договоры. В частности осуществляется финансирование подготовки методических пособий и доплата к стипендиям студентов исламоведов (Северо-Кавказский технический университет, Кубанский государственный университет, Пятигорский государственный лингвистический университет).
Как показывает анализ, необходимость развития системы исламского религиозного образования обусловлена не только потребностью в знаниях самих верующих и религиозных организаций, но и необходимостью обеспечения безопасности страны - противостояния экстремистским и другим идеологиям и тенденциям, использующим религию как средство достижения своих политических и иных антигосударственных целей. Кроме того, в таком многоконфессиональном регионе как Юг России, достижение взаимопонимания и терпимости в вопросах свободы совести и вероисповедания, является базовым условием укрепления общественного согласия, мира и спокойствия.
Решение обозначенных задач возможно только совместными усилиями как религиозных конфессий, так и государства. Они должны стать сферой совместных действий и общего внимания. Только при таком подходе возможно создание современной эффективной системы религиозного образования и просвещения общества.
В современных условиях глобализации мировых политических процессов достаточно наивно будет полагать, что отечественное исламское богословие будет развиваться в «автономном режиме» и не будет испытывать внешнего влияния. В свете динамичного развития процессов глобализации, это в еще большей степени актуализирует данную проблему. Поэтому речь идет о формировании такой системы отечественного исламского образования, которая будет не просто «противостоять» экстремистской идеологии, а может перехватить инициативу у зарубежных центров.
Назрела явная необходимость расширения образовательных программ в высших исламских учебных заведениях. Необходимо введение ряда светских наук: всемирной истории, психологии, политологии, геополитики, экономики и т.д. Светские предметы было бы важно освещать в аспекте современных вызовов и угроз для человечества: терроризм, экологический кризис, распространение ядерных технологий и т.д. При этом следует использовать постулаты исламского вероучения с его особым отношением к знанию.
Литература
1. Бобровников В. Исламское образование на Северном Кавказе // Россия и мусульманский мир. - 2004. - № 12.
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/03.php
3. Газиева Г. Современные потребности в духовном образовании мусульманской уммы и возможности высшей школы. URL: http:// www.muslim.ru/razde.cgi?id=416&rid0=138&rid1=416&rid2=
4. Добаев И.П. Основные тенденции развития исламского движения на Северном Кавказе: Конфликтологический анализ // Факторы конфликтогенности на Северном Кавказе. - Ростов н/Д, 2005.
5. Единый образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление: исламское религиозное образование. - М. 2005.
6. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. - М., 2001.
7. Патеев Р.Ф. К вопросу о мусульманском образовании в современной России // Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. - Вып. 5. - Ч.2. - Ростов н/Д, 2004.
8. Патеев Р.Ф. Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность // Южнороссийское обозрение. - 2006. - № 36.
 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал