Концептуальные подходы к операционализации понятий «этнос» и «этничность» при формировании антитеррористических установок толерантного сознания молодежи

15.02.2010


Мушаева В.И.
г. Элиста

В отечественной и мировой науке понимание этноса относится к числу дискуссионных вопросов. Этнос (от греч. ethnos - народ) является особым историческим видом социальной группировки людей, представленной племенами, народностью, нацией или другими образованиями. В конечном счете интегративным показателем этнической общности является самосознание – чувство принадлежности именно к данному этносу, а внешним выражением этнического самосознания – этноним.
Понятие «этнос» из-за невыясненности понятия «этническое самосознание» иногда трактуется в чисто психологическом или даже субъективно-идеалистическом духе. Так, в 80-х и 90-х г.г. делались попытки трактовать этнос полностью в субъективном духе. С одной стороны, как мыслительный конструкт, о котором не известно, имеет ли он что-либо с реальностью; с другой стороны, сама этническая реальность (в условиях модернизации) столь податлива и эластична, что будто бы опускает почти любые способы и формы конструирования этнических общностей по произволу управляющего субъекта (государства, общества и т. п.). Многие этнологи считают, что эта концепция может оправдать любую волюнтаристскую акцию.
В современной этнологии существуют и соревнуются радикально различающиеся теории (концепции) этноса. Наибольшим распространением среди ученых пользуются дуалистические представления об этносе Ю.В. Бромлея. Этнос - специфическая социальная группа, базирующаяся на общности культуры и едином самосознании. Его единство обеспечивается синхронными (в пространстве) и диахронными (во времени) информационными связями.
Оригинальной считается информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова, где делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей (этносов) информационные потоки должны быть сильнее, насыщеннее, чем за их пределами, плотность информационных потоков по мере исторического развития возрастает. Все классические проблемы этноса предлагается рассматривать с изложенной точки зрения.
Особое место в культурологических трудах XX в. занимает концепция Л.Н. Гумилева, посвященная выявлению связей между возникновением этносов, народов и биосферой Земли. Опираясь на выводы В.И. Вернадского о биохимической энергии живого вещества биосферы, ученый доказывает, что неравномерность распределения этой энергии создает определенный эффект в виде свойств характера людей, которые он называет пассионарностью (характерологическая доминанта, непреодолимое внутреннее осознанное, неосознанное стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Теория Л.Н. Гумилева подвергалась критике за чрезмерное упрощение природы этноса, отрицание возможности социального воздействия (влияния) на этнические процессы, логическую несогласованность ряда основополагающих идей теории. Но в целом эта теория отличается гармоничностью, самодостаточностью и доказательностью.
Существующие в западной и отечественной литературе различные мнения по поводу определения «этнос» достаточно дискуссионны.
Более широкое распространение получили термины «этнический» (ethnic), «этничность» (ethnichty). В западной науке эти термины имеют особый нюанс и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам. Этническая группа (ethnic group) рассматривается как социальная группа, которая определяется, как правило, с точки зрения разделяемой индивидами культуры, т.е. языка, обычаев и пр. Считается, что этническая принадлежность может служить либо основой движения сепаратизма, либо элементом системы политического господства и подчинения. Такая двусмысленность отражает существующую политическую борьбу, разворачивающуюся на основе противоположных принципов открытости или закрытости различных сообществ.
По мнению исследователя С.В. Чешко, этничность рассматривается:
Во-первых, как своего рода доопытный, внеопытный принцип организации человечества. Этничность нельзя ни создать, ни разрушить искусственно;
Во-вторых, взятая в системе социальных отношений, производных от жизненных потребностей – как «сверхсоциальная» субстанция. В числе материально и духовно обусловленных сфер деятельности и общения человека, которые делают его человеком, этничности нет;
В-третьих, как интегрированная совокупность всех социальных отношений, всего социального бытия. Этничность можно сравнивать с блуждающим форвардом на футбольном поле, который своей активностью, постоянными маневрами создает впечатление, что, кроме него, в команде больше никто не играет;
В-четвертых, благодаря ее «беспредметности», неуловимости в системе причинно-следственных связей и одновременно вездесущности этничность действительно можно сконструировать сугубо идеологическими средствами, точнее, сконструировать квазиэтничность.
Одновременно С.В. Чешко определения этноса и этничности должны объяснить сложную природу социальных и политических изменений, формирование и роль групповых коалиций, социальный конфликт, расовые и культурные взаимодействия.
В науке существует два различных подхода к исследованию этничности: примордиалистский инструменталистский и примордиалистский конструктивистский (объективистский) подход. Инструменталистские трактовки этничности типичны для политических исследований межэтнических отношений. Они сложились в рамках политологии, социологии власти и политической антропологии. Инструментализм нередко опирается на социально-психологические теории, где этничность трактуется как эффективное средство преодоления отчуждения, восстановления национальной гордости, как социальная терапия.
Конструктивистская теория этничности связывается с именем норвежского этнолога Ф. Барта, определившего ее как наиболее широкую категорию социальной идентичности. Он поставил вопрос о границах как о главном критерии этической группы. К сожалении, Ф. Барт, концентрируя свое внимание на структуре межэтнических отношений, ограничивается лишь короткими замечаниями по поводу тех моментов, которые относятся к проблеме внутриэтнических взаимоотношений.
Э. Хермак и И. Кумпес на основе своих исследований хорватского и сербского этноса выдвинули собственную концепцию этничности. Они определили индивидуальную и коллективную этническую идентичность как итог взаимодействия свободного выбора исторического сознания (опосредованного образованием) и того, что каждый человек приобретает в период ранней социализации.
Вместо того чтобы рассматривать этничность как произвольное разграничение между «мы» и «они», как это было предложено Ф. Бартом, Э. Хермак подчеркнул приоритет осознания категории «мы», которая рассматривается в качестве результата исторических условий, но не застывших, а подверженных изменениям в процессе исторического развития.
Интересна концепция этничности С.В. Соколовского. Для возникновения этничности, для ее проявления и выхода на первый план среди конкурирующих особенностей – сословных, профессиональных, половозрастных, территориальных и т.п. – требуются какие-то условия. Автор ставит вопросы: что за условия? В каком мире этничность становится ценностью? Соколовский объединяет в три основные группы все множество точек зрения на условия и причины воспроизводства этничности: этничность как дом; как речь; как вызов. В соответствии с ними, этническая группа – это, прежде всего, локус в системе властных отношений, а этничность – это один из мощных ресурсов в политической мобилизации группы, помогающий национальной элите осуществлять собственные интересы.
На основе этих трех групп концепций С.В. Соколовский излагает свою концепцию этничности, которая, на его взгляд, возможность синтеза двух противоборствующих парадигм – парадигмы исследований этнической реальности как мира «этносов - тел» и парадигмы, где эта реальность сводится к субъективному миру этничности.
Свой взгляд на феномен этничности предложил и известный ученый В.А. Тишков. Он дал краткий обзор понятия «этничность» в зарубежной науке, указав также на то, что большинство отечественных специалистов по этническим проблемам обобщили некоторые уже «послебартовские» размышления об этнической идентичности, соотнеся их с отечественными реалиями:
Во-первых, существующими на историко-культурной основе общностями. Суть этих общностей составляет разделяемое индивидуумами представление о принадлежности к общности;
Во-вторых, границами общностей, образуемых на основе избранных культурных характеристик, и содержанием идентичности. Эти понятия подвижные и изменяются не только в историко-временном, но и в диахронном ситуативном плане, что делает существование этнической общности реальностью отношений, а не реальностью набора объективных признаков;
В-третьих, конструируемой и основанной на индивидуальном выборе и групповой солидарности. Природа социально-культурных коалиций определяется их целями и стратегиями, среди которых важнейшую роль играют организация ответов на внешние вызовы через солидарность одинаковости, общий контроль над ресурсами и политическими институтами и обеспечение социального комфорта в рамках культурно-гомогенных сообществ.
Таким образом, Тишков на основании этих представлений сформировал общее определение этнической группы (этноса) как общности на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Эта формулировка более приемлема, ибо в ней, по утверждению ученого, присутствуют оба важнейших компонента, которые делают возможным появление и существование культурно отличительной группы в ее социальном действии.
По сути, основное в феномене этничности – понятие идентичности. Существуют как бы две конкурирующие формы групповой идентичности: одна - по культуре, другая - по политической лояльности, которая отражает существование наиболее мощных форм социальных группировок людей – этнических общностей и государственных образований. Между ними происходит сложный диалог, и каждое из них есть многомерное явление.
Так как этничность – прежде всего то, что относится к осознанию культуры, ее использование как ресурса в тоже время является частью этой культуры.
В основу групповой идентичности положен крайне ограниченный или, наоборот, очень богатый набор черт. И здесь важно достичь согласия в представлениях индивидов о своей принадлежности к общеразделяемой идентичности. Обычно люди имеют самые разные представления о своей этнической общности. В какой-то мере этническая общность-это всего лишь сумма индивидов, каждый из которых воспроизводит этничность для самого себя. Например, среди русских существует масса вариантов выделять и признавать себя русским: для одних – это язык и высокая культура, для других – православная религия и традиции соборности, для третьих – любовь к ландшафту и русской зиме, для четвертых – загадочная коллективная душа и особая миссия и т.д.
У других народов в их историческом развитии появляется некий общий символ – демиург, который становится почти всеобщей характеристикой личностных представлений: для армян – это геноцид начала XX в., для евреев - холокост второй мировой войны, для чеченцев и калмыков – депортация. Подобная идентификация порождается и бытует в условиях кризисов и непосредственных внешних угроз. Обычно же этническая идентичность личностного уровня инвариантна и означает, по мнению В.А. Тишкова, что «бартовская» концепция границы тоже есть некая условная и даже не средняя сумма избранных маркеров, ибо подобную сумму вычислить крайне сложно, если вообще возможно.
Таким образом, изучение этничности является главным в изучении этнокультурной идентификации, так как этничность – это чувство принадлежности к определенной культурной традиции. К, сожалению, в культуре современной эпохи существуют два явления, которые связаны с анализом этничности. Прежде всего, это феномен национального экстремизма, искаженной формы этнической идентичности. Любовь к своей культуре и этнической истории становится гипертрофированной и превращается в ненависть к другим народам и культурам. Другой аспект развития культуры современности выражается в формировании идеала будущего на основе идеализированного представления о прошлом и внедрения моделей поведения последнего в жизнь. Такое явление называется фундаментализмом, который, например, распространен в исламских странах.
Изучение этнокультурных и этнопсихологических характеристик личностей (общностей и регионов) как представителей конкретных народов не является самоцелью, а осуществляется на основе применения результатов, полученных другими науками: философией, этнографией, этносоциологией, этнопсихологией и т.д., в интересах всестороннего исследования всего комплекса социальных процессов, в которые вовлечены люди; выявления и осмысления новых направлений политического поведения людей, формирования антитеррористических установок толерантного сознания молодежи в поликультурной среде.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал