Исследование жизненных ценностей подростков как инструмент противодействия идеологии экстремизма в современных условиях

15.02.2010


Макаревская Ю.Э.
г. Сочи

Вопреки распространенным убеждениям противодействовать распространению в обществе опасных экстремистских идеологий (например, терроризм, нетерпимость по отношению к инакомыслию, изоляционизм нацизм, фанатизм и др.) могут не только политики, законодатели, общественные деятели, но специалисты-психологи. В компетенции психологии как науки обращаться к изучению и формированию в сознании людей смыслов, образов, представлений. Поэтому, привлечение в эту область знаний психологической науки и умений психологической практики вполне обосновано.
Политические, экономические и социальные условия в современной России уже довольно давно не сопровождаются устойчивой государственной идеологией [5], что сказывается на ценностях и мировоззрении подрастающего поколения.
Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Еще Э. Дюркгейм анализировал взаимовлияние ценностно-нормативных систем личности и общества. По его мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, и, соответственно, «объективна уже благодаря тому, что она коллективна». Э. Дюркгейм полагает, что «шкала ценностей оказывается, таким образом, свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов. Последние находят вне себя уже устоявшуюся классификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться» [2].
Подростки, являясь специфической (в плане особенностей развития психики в этот период) возрастной группой, представляют несомненный интерес для идеологов как «почва» уже достаточно готовая для того, чтобы закладывать в нее ростки серьезных мыслей (а затем и установок, и ценностей), но еще не достаточно зрелая, чтобы эти мысли оценить и дифференцировать по критериям общечеловеческих непреходящих ценностей и идеалов.
В данном случае опора законодателей, политиков, других представителей государственной власти, а так же воспитателей и педагогов на знания о ценностных структурах подрастающего поколения может быть полезна.
Собственно в психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом «высшей» (в терминологии В. Вундта) ее области.
И отечественные (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадз, Л.И. Божович, В.Я. Ядов, К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский) и зарубежные (В. Франкл, К. Левин, К. Роджерс, Э. Фромм, М. Рокич и др.) классики психологии сходятся во мнении, что ценности, ценностные отношения к действительности выступают как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад.
Ценности формируются в сознании подрастающего поколения «от общества» и проявляются в отношении полученного к отданному самим человеком на благо того же общества и его развитие.
По мнению Ю.А. Шерковина, системы ценностей получает в процессе формирования двойственный характер, который обусловлен одновременно индивидуальным и социальным опытом. Отсюда функции системы жизненных ценностей тоже двояки: во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают им занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. То есть они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру [1].
Таким образом, система ценностных ориентаций, являясь, одним из центральных личностных образований, и психологической характеристикой достаточно зрелой личности выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.
Как элемент структуры личности подростков жизненные ценностные могут характеризовать их внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Так же понятно, что в подростковом возрасте установки, аттитюды и ценностные ориентации личности уже могут регулировать реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях.
Ориентация подростков (как выборки для исследования) на ту или иную ценность или группу ценностей автоматически подразумевает определение ранга ее значимости по отношению ко всем остальным, т.е. предполагает наличие иерархической системы ценностных ориентации.
В данном исследовании для изучения уровневой структуры ценностных ориентаций личности подростков был выбран морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) [7].
МТЖЦ базируется на опроснике терминальных ценностей (ОтеЦ), разработанном И.Г. Сениным, в основе которого такие диагностические средства как «жизненные ценности» Т. Тарочковой, тест Д. Сьюнера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», опросник Олпорта-Верона-Линдсея и ряд других.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» здесь понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность [7].
Перечень жизненный ценностей, выделенных в этой методике включает.
1. Развитие себя - познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение - руководство морально-нравственными принципами преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность - реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты - установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж - завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требования.
6. Высокое материальное положение - обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.
7. Достижение - постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных фактов.
8. Сохранение собственной индивидуальности - преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости [7].
Все терминальные ценности в данной методике разделены на четыре группы различной направленности: нравственной, деловой, эгоистической и престижной. Исходя из этого, по критерию доминирующей направленности ценностей возможно выделение как минимум шести структур ценностных ориентаций личности: нравственно-деловой, эгоистически-престижной, нравственно-престижной, эгоистически-деловой, нравственно-эгоистической, престижно-деловой.
В исследовании принимали участие учащиеся различных учебных заведений г. Сочи: гимназия № 1, СОШ № 92, ГОУ НПО ПУ № 31, МОУ В(С)ОШ № 1, а также подростки на момент исследования нигде не обучающиеся.
Общий объем выборки – 77 чел., из них 31 (40%) юношей и 46 (60%) девушки. Средний возраст выборки составил 15,9 лет. Разброс возраста выборки от 14 до 17 лет.
Таким образом, в выборке максимально представлены старшие подростки различного социального уровня и социальных групп:
- ученики гимназии (21 чел., 27%); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES
- учащиеся общеобразовательной школы (17 чел., 22%); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES
- ученики вечерней школы (12 чел., 16%); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES
- студенты ПТУ (19 чел., 25%); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES
- подростки на момент исследования нигде не обучающиеся и в основном уже работающие (8 чел., 10%).
По результатам диагностики жизненных ценностей у подростков были определены (методом попарных сравнений) ведущие ценности испытуемых всей выборки в целом: доминируют такие ценности как «материальное положение» (Xар=6,78), «достижения» (Xар=6,4) и «собственный престиж» (Xар=6,1), что говорит о преобладающей эгоистически-престижной направленности в личности современного подростка.
Анализ по группам (критерий – учебное заведение) показал, что ценность материальной обеспеченности преобладает у четырех из пяти групп испытуемых (кроме ПТУ), на втором месте направленность на достижения (у студентов ПТУ, учащихся средней школы и необучающихся испытуемых). Также у учащихся СОШ в качестве одной из доминирующих ценностей проявилась ценность «активных социальных контактов».
В соответствии в качестве основания для структурирования системы ценностных ориентаций личности подростков была принята позиция разработчиков теста (МТЖЦ) по выделению направленностей на эгоистическую, престижную, нравственную и деловую сферу реализации.
Ценности эгоистической группы включают в себя «Собственный престиж» и «Сохранение собственной индивидуальности», престижной – «Достижения» и «Материальное положение», к нравственным относятся «Духовное удовлетворение» и «Развитие себя», а к группе деловых ценностей относятся «Креативность» и «Активные социальные контакты»
Результаты диагностики показали, что общая направленность исследованной выборки на эгоистически-престижные жизненные ценности (с преобладанием престижных).
Исследование индивидуальных различий в структуре ценностных ориентаций испытуемых основано на выделении ценностных структур личности, по критерию доминирующей направленности обозначенной в тесте.
В тесте представлены терминальные ценности различной направленности и в соответствии с вариантом их выраженности возможно кроме выделенных выше основных индивидуальных структур испытуемых (нравственная, деловая, эгоистическая и престижная), так же 6-ти дополнительных – с двойственной направленностью по парным комбинациям (нравственно-деловая, эгоистически-престижная, нравственно-эгоистическая, престижно-деловая, нравственно-престижная и эгоистически-деловая).
Дифференциация подростков по группам с различной структурой ценностных ориентаций осуществлялась путем расчета среднего значения в результатах испытуемых по каждой из 4-х направленностей. Затем, по критерию преобладающей направленности испытуемые были разделены на группы со следующими типами ценностных структур.
1. Однозначная структура с определенной престижной направленностью – 27 человек (в т.ч. 8 муж., 19 жен.).
2. Однозначная структура с определенной эгоистической направленностью – 17 человек (в т.ч. 9 муж., 8 жен.).
3. Однозначная структура с определенной деловой направленностью – 9 человек (в т.ч. 2 муж, 7 жен.).
4. Однозначная структура с определенной нравственной направленностью – 4 человека (в т.ч. 1 муж., 3 жен.)
5. Двойственная структура с неопределенной эгоистически-деловой направленностью – 6 человек (в т.ч. 3 муж, 3 жен.).
6. Двойственная структура с неопределенной эгоистически-престижной направленностью – 8 человек (в т.ч. 6 муж., 2 жен.).
7. Двойственная структура с неопределенной нравственно-деловой направленностью – 1 человек (жен).
8. Двойственная структура с неопределенной нравственно-эгоистической направленностью – 1 человек (жен.).
9. Двойственная структура с неопределенной престижно-деловой направленностью – 1 человек (жен).
10. Структура с неопределенной направленностью – 3 человека (2 муж., 1 жен.).
Долевое соотношение в каждой группе (по учебным заведениям) подростков с различной структурой ценностных ориентаций показало, что в группах с преобладанием престижной и эгоистически-деловой направленностью наибольший процент учащихся гимназии (33,3% и 50% соответственно). В группах с нравственным доминированием и неопределенной направленностью больше всего учащихся средней школы (по 50% и 66,7% соответственно). В группе с деловой направленностью больше всего человек из вечерней школы и ПТУ (по 33,3%), студенты которого также чаще других попадали в группу с преобладанием эгоистически-престижной направленности (50%). Также по одному испытуемому из средней школы, ПТУ и необучающихся попали в группы с направленностью на нравственно-деловые, нравственно-эгоистические и престижно-деловые ценности соответственно.
Из представленных выше размышлений и результатов исследования и в контексте рассматриваемой проблемы можно сделать далеко не окончательные, но вполне обоснованные выводы.
• Изучение жизненных ценностей современных подростков можно считать психологическим инструментом противодействия идеологии экстремизма, так как пропаганда, беседы, воспитание, прямые правовые запреты (как меры профилактики экстремизма) не всегда воздействуют на сознание подростков нужным (для государства и общества) образом.
• Основываясь на том, что ценностные структуры у подавляющего большинства опрошенных (74,1%) диагностированы как однозначные, можно сказать, что к концу подросткового возраста представления об основных сторонах жизни имеют достаточно четкое содержание.
• Структурирование по доминирующей направленности (эгоистическая, престижная, деловая, наравственная) позволяет типологизировать ценностные системы личности современных подростков, проявляя в то же время их индивидуальность.
• Современные подростки в целом направлены на эгоистически-престижные жизненные ценности с преобладанием престижных, проявляющихся в стремлении к достижениям и материальному достатку.
• 35,1% обследованных подростков однозначно направлены на престижные ценности, у 22,1% - выявлена однозначная эгоистическая направленности ценностей, ставящая во главе собственный престиж и индивидуальность, 11,7% - ориентированы на деловые и 5,2% - на нравственные ценности.
• Вероятно, показанные тенденции в жизненных ценностях подростков отражают современные социальные приоритеты, и молодые люди не «вписывающиеся» в предлагаемый, а иногда и диктуемый социальный контекст могут оказаться в ряду симпатизирующих экстремистским идеологиям.
• В качестве рекомендаций по мерам противодействия идеологии экстремизма можно предложить ряд мероприятий, направленных на коррекцию ценностей современных подростков в направлении нравственных идеалов (гуманности, терпимости и др.) и формирование у них гражданской позиции, то есть реальных, патриотичных и положительных представлений об экономическом, политическом устройстве современного российского социума.

Литература
1. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - № 5. - С. 38-44.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с франц. - М.: Канон, 1995. – 352 с.
3. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. – 2006. - №1. – С. 35-44.
4. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 5. - С. 15-26.
5. Мониторинг общественного мнения // Экономические и социальные перемены. – 1999. – N 1. - С. 61.
6. Мониторинг общественного мнения // Экономические и социальные перемены. – 2002. – N 2. - С. 60.
7. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие. - Самара: Изд-во СамИКП - СНЦ РАН, 2002. – 56 с.
8. Тишков В.А. Насилие: хрестоматийные подходы: Тезисы доклада на конференции: Conflicts in Multiethnic Societies. Washington, November 5–8, 2001.
 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал