Роль отечественных воспитательных традиций в предотвращении экстремистских настроений молодежи

15.02.2010


Дышлюк И.С.
г. Ростов-на-Дону

Экстремизм и терроризм, как социальные явления, многие ученые – обществоведы связывают не с внешним вирусом, а с внутренним недугом самой человеческой цивилизации, который порождается главным образом дисгармонией в различных областях его развития: социальной, политической, культурной. Причины этого современного зла, по мнению Дробижева и Паина [1] кроются в следующем.
Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.
Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.
В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы [1].
Современный терроризм и экстремизм характеризуются особой жестокостью, варварством, цинизмом, попранием всех общечеловеческих норм. Выбор террористами объекта для реализации своих преступных замыслов сегодня уже не зависит от религиозной принадлежности той или иной страны, ее толерантности к какой-либо террористической группировке. По существу, ведется война против традиционных устоев мира.
За годы политической нестабильности и вооруженной борьбы в ряде стран и в России в том числе, выросло целое поколение молодых людей, не интегрированных в культуру, но владеющих оружием. Часть из них, не освободившись от психологических и духовных потрясений, сохранили озлобленность к окружающему миру. В наше время ни один город или регион не может «отгородиться» от проблем, стоящих перед цивилизацией в целом: в условиях глобализации бывает физически невозможно гарантировать возможность изоляции от остального мира – слишком тесными стали хозяйственные, экономические и культурные связи между различными регионами мира.
В нашей стране демократические реформы, отказ от советской идеологии, утверждение свободы личности в последние 20 лет привели к тому, что воспитание ушло на периферию образования, общественного сознания в целом, девальвировались духовные ценности, а это, в свою очередь вызвало распространение среди молодежи негативных явлений.
Плотная информационная среда, в которой существует наше общество сегодня, оказывает скорее негативное, чем позитивное влияние на подрастающее поколение, не способствуя его духовному и нравственному развитию. Влияние на молодежь оказывается через новые течения в музыке, насаждаются националистические взгляды, пропагандируется насилие. Другим способом распространения экстремистских идей является агитация на страницах печатных изданий, на сайтах в Интернете. В сложившейся ситуации необходим поиск как новых форм и методов воспитательной работы с молодежью по предотвращению экстремистских настроений, так и обращение к отечественным воспитательным традициям.
В условиях многонациональной и многоконфессиональной России за прошедшие столетия сложились воспитательные традиции, которые не давали возможности развиваться экстремистским настроениям молодежи. В основе этих традиций лежала религиозная православная идея о преобладании духовно - нравственного начала над обучением. Традиционно целью и результатом отечественного образования и воспитания провозглашалось развитие личности молодого человека, причем духовно-нравственное начало преобладало над обучением, как способом развития абстрактного, отвлеченного мышления, над обучением как накоплением всевозможной информации. Идеал такого воспитания и образования виделся в следующем: видеть, воспитывать, уважать и ценить в каждом человеке уникальное и неповторимое, личность во всей жизненной полноте и вести ее к духовному совершенству. Западная традиция, напротив, утверждала личностное начало, но как начало автономное и самодостаточное, опирающееся на идеологию усредненного человека, для которого чтобы жить в обществе, необходимо овладеть определенными поведенческими навыками, а все остальное не столь важно. В России православный онтологизм отразился в образовании и воспитании в двух основных чертах. Во-первых, единство знания и поведения приводит к единству образования и воспитания. Во-вторых, акцент на воспитательную сторону образования, проявляющийся в высоконравственном поведении, - это достояние нашей духовной традиции. С онтологизмом связан и приоритет духовных ценностей над материальными, проявляющийся в построении отечественного образования [3]. Духовность коренится не только в особом внимании к добродетелям обучающегося, но и в большом объеме гуманитарного знания, в отсутствии утилитарной направленности в изучении предметов.
Советская школа прервала традицию, заменив идеологией нравственное, духовное воспитание и образование, но на самом деле, как это не странно звучит, преемственность осталась. Выражалась она в широком фундаментальном образовании, схожем с дореволюционным гимназическим, и, отчасти, в ориентации на те же ценности (но не соборности, а коллективизма, не взаимной любви в Боге, а интернационализма). И, несмотря на унифицированный подход к учащимся, советская школа продолжала заниматься развитием личности учеников.
В начале 90-х годов рухнула советская идеологическая система, а вместе с ней начали разрушаться и воспитательные традиции. Разрушение усугубилось и стремлением России интегрироваться в мировое образовательное пространство с совершенно иными ценностями и традициями. Все это в немалой степени способствовало распространению деконструктивных настроений в среде молодежи.
В современных условиях, на наш взгляд, необходимо возрождение духовных традиций, исторического опыта взаимодействия и взаимопонимания российских народов. Большую помощь здесь может оказать школьный курс «Основы православной культуры», целью которого является приобщение младшего поколения к традициям культуры, истории, духовности нашей страны. Данный курс может сыграть роль интегрирующего фактора среди других гуманитарных предметов по воспитанию толерантности, уважения к своим и чужим святыням. Можно сколько угодно глубоко изучать историю, литературу, географию и, тем не менее, только приобщение к духовному наследию своего народа позволяет ощутить связь поколений, ответить на вопросы: кто мы такие и почему мы такие.
В процессе изучения всех гуманитарных предметов необходимо ориентироваться в первую очередь на традиционные для России ценности, но для курса «Основы православной культуры» российские ценности, определяющие духовную жизнь нации, являются предметом изучения. Это: Родина, семья, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это является фундаментом становления личности. Не может быть личности без самобытности, а самобытности без национального своеобразия. Наряду с нравственностью и духовностью сегодня стоит задача возрождения воспитания патриотизма. Патриотизм - это качество, которое неразрывно связано с формированием национального сознания, неразрывно связано с интернационализмом, чуждо национализму, сепаратизму, космополитизму, экстремизму [2].
Помимо воспитательной и разъяснительной работы, необходимо создание комплексной системы профилактических мер среди различных органов, противодействующих экстремизму и терроризму, по предотвращению экстремистских настроений среди молодежи. Это может быть:
• разработка и издание методических пособий для предметов гуманитарного цикла по вопросам антитеррористического и антиэкстремистского воспитания;
• формирование комплектов литературы по гражданскому, патриотическому, антитеррористическому и антиэкстремистскому воспитанию;
• создание единой базы данных о государственных, общественных, религиозных и иных организациях, участвующих в процессе антитеррористического и антиэкстремистского воспитания молодёжи;
• организация и проведение патриотических мероприятий в образовательных учреждениях по всей России;
• поддержка деятельности детских школ национальных промыслов, фольклорных отделений детских школ искусств, центров народных художественных промыслов по обучению детей традиционным видам искусства, для развития национальной культуры и патриотического духа;
• создание военно-спортивных лагерей в регионах на базе воинских частей и частей Военно-морского флота для детей и подростков с целью обучения профилактике предотвращения экстремистских и террористических актов и оказания помощи пострадавшим;
• поддержка работы базовых детско-юношеских спортивных школ (отделений) по национальным видам спорта для укрепления национальных традиций;
• совершенствование процесса социализации детей-сирот и подготовка их к самостоятельной жизни;
• разработка и внедрение новых технологий воспитания (развитие личности детей-сирот), в том числе в домах ребенка;
• подготовка преподавателей-специалистов курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»;
• разработка системы вовлечения в процесс антитеррористического и антиэкстремистского воспитания молодого поколения офицеров запаса;
• укрепление материально-технической базы антитеррористического и антиэкстремистского воспитания молодёжи: курсов «Обеспечение безопасности жизнедеятельности », Центров антитеррористического и антиэкстремистского воспитания, Военно-патриотических клубов;
• расширение сети доступных по оплате досуговых учреждений для молодежи. В этой связи перспективным направлением представляется увеличение числа мест в различных секциях в системе РОСТО (ДОСААФ).

Данные меры помогут в определенной мере предотвратить распространение экстремистских настроений среди молодежи.

Литература
1. Дробижева Л., Паин Э. Политический терроризм и экстремизм // Век толерантности. - М., 2003.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М., 2003.
3. Шапошников Л.Е. Базисные отличия западноевропейского и российского образования / Законы педагогической сферы общества: Материалы 6-ой Международной Нижегородской ярмарки идей, 31 Академического симпозиума. - Н. Новгород, 2003.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал