Стратегии формирования толерантного поведения в поликультурной образовательной среде

15.02.2010


Борытко Н.М.
г. Волгоград



Человеческий мир - это непрекращающиеся информационные обмены, общение и взаимодействие людей друг с другом. Что в этом мире толерантность - дань конъюнктуре или востребованное отношение? Толерантный подход - беспринципность или оптимизация решения проблем? Кого должен готовить педагог - непримиримого бойца или размышляющего интеллигента? Эти и многие подобные вопросы постоянно возникают в научной и популярной литературе, публицистических статьях и выступлениях политиков, а главное - в повседневной жизни и образовательной практике.
Толерантность пока еще не фигурирует повсеместно в обыденном сознании и отношениях, она не рассматривается в системе этических принципов современной молодежи. И все же законы человеческого мира требуют корректного поведения на уровне семейных, межгрупповых, межконфессиональных, межнациональных, а также международных отношений. Многие причины социального характера делают задачу воспитания толерантности чрезвычайно актуальной в практическом плане, требуют от педагога знания проблем, связанных с воспитанием толерантности, и способов их решения.
Понятие «толерантность», сравнительно недавно вошедшее в педагогический лексикон, продолжает оставаться одним из самых спорных. В педагогическом сознании существует довольно устойчивый стереотип, согласно которому толерантность отождествляется с конформизмом, вседозволенностью, безусловным отказом от всяческих запретов и ограничений, в том числе этических (моральных, нравственных, духовных). Отсюда настороженное, а порой и негативное отношение некоторых педагогов к проблемам воспитания толерантности, их сомнения в целесообразности провозглашения толерантности в качестве самостоятельной ценности и цели образования. Пути преодоления этого стереотипа обнаруживаются в выявлении многогранного педагогического содержания понятия «толерантность» и обозначаемого им явления, в определении возможностей толерантности в становлении человека, обладающего устойчивой жизненной позицией и являющегося субъектом собственной жизни.
Толерантность как чувство, выражающее терпимость человека к любым, по выражению П.А. Флоренского, проявлениям «инакости» со стороны «другого» является стержневой характеристикой, своеобразным «ядром» способности к интеграционному взаимодействию. Толерантность - это, прежде всего, уважение Другого, его позиции (не обязательно их принятие!). Так или иначе толерантность предполагает установку человека на независимость, на «несиловое» отношение к любым идеям, а самое главное - ответственность человека за свои собственные убеждения и поступки, понимание их относительности, т.е. невозможности их такого обоснования, которое было бы бесспорным для всех.
Толерантность — это еще и показатель неотчужденности сознания человека, показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир Другого, в действительность и в то, что в них происходит. К учению Анаксагора восходит мысль В.С. Соловьева о том, что плодотворным взаимодействие с другими является для человека только тогда, когда этот другой «во всем отличается от нас». Подобное условие обеспечивает, по его мнению, результативность процесса взаимодействия для саморазвития обоих партнеров, так как при его выполнении всякое проявление нашего существа встречает в другом соответствующие, но не одинаковые проявления и отношение одного к другому становится «полным и постоянным обменом, полным и постоянным утверждением себя в другом, совершенным взаимодействием и общением, ...способствующим созданию нового человека». То же относится и к педагогической деятельности: взаимодействие педагога и обучаемого, воспитанника как людей, устремленных к общей цели, но не тождественных в своих социальных ролях, знаниях, опыте, — вариант именно такого толерантного взаимодействия.
Для демократической культуры характерна сознательная установка на необходимость многих точек зрения и на недостаточность (ограниченность) любой отдельной точки зрения. Такая установка отражает системность мышления, которое отрицает одномерную логику и предполагает многостороннее рассмотрение явлений и процессов. Толерантность, обеспечивая общественную жизнь разнообразных сообществ, делает возможным существование различий. Различия же обусловливают необходимость толерантности.
Толерантность представляет собой сложное и противоречивое явление; в ее понимании выделяется множество подходов, которые классифицируются по различным основаниям. Мы выделяем три группы представлений и соответствующих им стратегии толерантного воспитания в поликультурной образовательной среде. Они соответствуют трем различным образовательным парадигмам.
Толерантность как конвенция (примирение)
Согласно традиционным представлениям истина, основные моральные нормы, основные правила человеческого сосуществования могут быть неоспоримо и убедительно установлены и обоснованы для всех членов данного сообщества. Люди, нарушающие нормы морали и права, должны быть наказаны.
Конвенция (лат. conventio) - это соглашение, договор. Человек, решивший стать членом данного сообщества, соглашается с принятыми в данном сообществе нормами, примиряется с ними, путем самоограничения координирует в соответствии с этими нормами свои поведение, деятельность и общение - он соглашается принять эти нормы, поскольку вхождение в данное сообщество для него более значимо, чем следование своим взглядам.
Может быть и противоположная ситуация, когда сообщество нуждается в данном человеке и готово ради этого примириться с его взглядами, проявить снисхождение к его отклоняющемуся от принятых норм поведению. Это решение принимается, когда данные отклонения признаются неважными в сравнении с более значимыми для сообщества результатами деятельности этого человека.
Как видим, в традиционной парадигме одна из сторон признается более сильной и утверждает принятые ею нормы. Происходит даже более или менее явно выраженное соревнование сторон в силе и мощи - проигравший в этом соревновании и принимает нормы победителя, проявляя толерантность. Однако принятие это происходит не как результат внешнего принуждения (физической силой или пропагандой), а в результате осознанного решения. Именно в силу такого решения (конвенции) подобное поведение признается как толерантное.
Возможно, что со временем позиции сторон сблизятся, произойдет их взаимопроникновение, взаимообогащение. Но этого может и не произойти, поскольку есть такие взгляды, истинность которых никогда не может быть установлена бесспорно. Прежде всего, это религиозные взгляды, метафизические утверждения, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения, некоторые личные предпочтения. Часто такое соглашение происходит лишь эпизодически, на короткий период времени, пока не исчезнет необходимость в примирении. Основным для нормальной жизни в обществе и для мирных взаимоотношений разных обществ и культур считается согласие в понимании основных моральных норм и того, что установлено в познании (в частности, в науке).
Толерантность как компромисс (взаимная уступка)
Гуманистическая парадигма основана на признании самоценности каждого человека безотносительно к его окружению. В связи с этим необходимость взаимодействия и взаимного сосуществования побуждает людей к компромиссам, которые также являются формой толерантного поведения.
Компромисс достигается путем взаимных уступок как взаимное нравственное движение навстречу друг другу. Толерантность в этом случае противостоит индивидуализму, конфронтации и способствует взаимному развитию людей. То же происходит и при вхождении человека в сообщество: сам человек и принимающая его группа взаимно принимают на себя определенные обязательства по отношению друг к другу.
Договаривающие стороны признают друг друга равноправными и это равенство подчеркивают путем взаимных уступок. Эти уступки могут быть и несущественными, ритуальными, однако они делаются во имя демонстрации взаимного уважения и отказа от каких-либо преимуществ по отношению к другой стороне.
По сути, толерантность этого типа проявляется во имя сохранения в неприкосновенности собственной системы взглядов, ценностей, смыслов, для сохранения индивидуальности. То же происходит, когда человек не может уступить другим в принципиальных отношениях — компромисс достигается в менее значимых уступках и взаимно терпимом отношении к различию взглядов по более значимым проблемам.
Человек придерживается некоторой системы взглядов, норм, ценностей не просто потому, что это его система, а потому, что он считает ее превосходящей другие системы, потому, что, с его точки зрения, его система лучше решает те проблемы, с которыми люди до сих пор сталкивались. Если бы он думал иначе, то отказался бы от своей системы и выбрал бы иную, а именно ту, которая, с его точки зрения, лучше других.
Возможен и «компромисс с самим собой». Человек в принципе мог бы доказать несостоятельность других взглядов, раскритиковать их. Но он не может силой навязывать свои убеждения другим людям, поскольку убеждения каждый человек может вырабатывать только сам. Дальнейшее внутреннее обоснование толерантности-компромисса происходит примерно следующим образом: «Если другой человек как индивид или как представитель другой культуры не принимает мои взгляды, не соглашается с моими аргументами в их пользу, то это говорит о том, что в каких-то существенных отношениях он мне уступает (менее образован, хуже мыслит, подвержен иррациональным влияниям). Я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, поскольку спорить с таким человеком не имеет смысла. Вместе с тем я надеюсь, что в будущем мои взгляды будут приняты всеми другими». В этом случае толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним.
Толерантность как консенсус (согласие)
Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — это решение, принятое на основе общего согласия сторон при отсутствии формально заявленных возражений. Гуманитарная парадигма, лежащая в основе подобного толерантного поведения, приводит к пониманию необходимости разнообразия, его полезности для каждой из сторон.
Согласно этому пониманию существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, взглядов и принципиальных теоретических каркасов, в ходе которого они пытаются показать свои преимущества и сходят со сцены, если не могут этого сделать. Каждая культура, ценностная и познавательная система помимо борьбы с другой системой так или иначе пытается учесть ее опыт, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта.
Необходимым условием развития моих собственных взглядов, принимаемых ценностей и концептуальных рамок является допущение того, что в каких-то отдельных моментах я могу заблуждаться или мои взгляды могут быть неполными. Совместный поиск истины на основе взаимного изменения позиций (в некоторых случаях — изменения индивидуальной и культурной идентичности) находит свое выражение в критическом диалоге.
В подобной позиции нет выяснения правого или виноватого, сильного или слабого — ценность каждого объясняется тем, что он видит мир по-иному, не так, как другие, имеет способности, которыми другие не обладают, получил опыт, которого нет у других. Бывший раньше просто иным человеком, «другой» становится «значимым Другим» просто в связи со своими неповторимыми свойствами. Поэтому такая позиция и характеризуется как консенсус. Осознанность подобных отношений позволяет отнести их к толерантным.
Это толерантность не во имя сохранения своей неизменности, непохожести, неповторимости, как в предыдущем случае, а толерантность во имя развития, взаимного совершенствования взаимодействующих сторон. Понимание Другого здесь нужно не как основа для принятия иной точки зрения, примирения с нею, а как способ самосовершенствования: саморазвитие человека закономерно сопровождается сопоставлением его собственных успехов с достижениями других, своих неудач с промахами тех, кто рядом, т.е. подлинное, полноценное саморазвитие невозможно без контактов с окружающими.
В то время как гуманистическая парадигма предполагает высшую цель человека в самореализации, гуманитарная стратегия усматривает самоцель в искреннем диалоге с Другими и требует от человека не только самореализации, но и выбора ценностей, основанных на выявлении собственной идентичности, встречах с Другими: «Существовать значит со-существовать, только познав Другого, сам можешь определить собственную принадлежность».
Общим в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода как единого и взаимозависимого, что подтверждается, в частности, экологическими проблемами нашей эпохи. Если понятие толерантности и может вызвать разногласия при его интерпретации, то сама необходимость взаимодействия с позиций толерантности в демократическом обществе разногласий не вызывает.
Толерантность имеет решающее значение для всех профессий типа «человек - человек». Что касается профессионально-личностных качеств педагога, то здесь толерантность занимает особое место, ибо с ней связаны эффективность познания особенностей ребенка, продуктивность педагогического общения и деятельности. Кроме того, само по себе воспитание толерантности у детей рассматривается в качестве одного из проявлений результативности педагогической деятельности.


 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал