Диалог культур и безопасное образовательное пространство

15.02.2010


Абакумова И.В., Фоменко В.Т., Тельнова О.В.
г. Ростов-на-Дону

Ключевое понятие в теории образования - культура. В культуре человек реализует себя, создавая тексты и воплощая в них смыслы жизни, как они ему представляются. Культура в этом случае выглядит как инобытие человека. Но культуру же человек и поглощает, и теперь уже человек предстает как инобытие – инобытие культуры.
В педагогической интерпретации культура выполняет важную функцию по отношению, прежде всего, к содержанию образования, поставляя для него смыслы, ценности человеческого бытия. При этом, обуславливая содержание, оно определяет и метод образовательного процесса. Этот метод заключен в самой культуре и звучит как диалог культур.
Диалог культур - неагрессивная, ненавязываемая форма их взаимодействия. В соответствии с известным научным принципом дополнительности, диалог взаимно обогащает культуры, дает им импульс развития. Быть, - писали создатели теории диалога культур, - научит общаться диалогически… Когда диалог кончается, все кончается… Конец его был бы равнозначен гибели человечества (Ю.К. Лотман, М.М. Бахтин).
Чтобы, однако, диалог состоялся, необходимо разнообразие культур. Ментальность западной культуры гласит: человек, познай себя; восточной: человек, сотвори себя. Здесь безусловная база для диалога. С другой стороны, необходимы точки соприкосновения между культурами. Мы вправе не принимать другую культуру, но попытаться понять ее (через непонимание как момент движения к пониманию) мы обязаны.
Хотя мы и подчеркиваем уважение, терпимость, толерантность участвующих в диалоге культур сторон, нельзя к нему относиться и упрощенно. Культуры могут находиться в ситуации неслияния и даже в положении взаимного отторжения, одна, бывает, взламывает другую. Последнее можно наблюдать на примере исчезновения из русского языка, с отделением церкви от государства, целого пласта слов, ответственных за высшие духовные смыслы. Среди них – покаяние, откровение, исход, пришествие, страдание. Исследователи отмечают, что некоторые слова в наше время предельно сузили свое значение (любовь – вплоть до вульгарных пределов). Взламывание массовой языковой культурой нормативной языковой культуры очевидно, их неслияние - факт, следствием оказывается маргинализация богатейшего русского языка. Более того, не без политической подоплеки, но явно скрытой, он подвергается агрессии со стороны таких вошедших в обиход слов, как киллер (наемный убийца), дилер и другие, похожие на них своей обезличенностью.
Диалог культур, когда они все же сливаются, характеризуются радом позитивных закономерностей. Одна из них состоит в том, что в таком диалоге «энергия потока» поступающих извне текстов значительно меньше, чем «энергия ответного выброса» (Ю.К. Лотман). Примером может служить поток переводных текстов культуры из Византии на Русь в условиях принятия Христианства. Кончилось тем, - подчеркивает Ю.М. Лотман – огромным выбросом энергии великой русской литературы в 19 веке, который несопоставим с энергией византийских текстов. Аналогичные процессы наблюдались в эпоху Возрождения в условиях диалога культур Италии, Франции, Испании, Англии, Германии.
Не исключено, что некий мощный выброс большой положительной энергии культуры ожидает и Россию. Сейчас наблюдаются энтропийные явления: приоткрыт занавес над заграницей, Россия все более становится страной открытой, и через средства массовой информации хлынули буквально потоком тексты западной культуры со знаком минус, выполняя по отношению к подлинно гуманистической русской культуре агрессивную, разрушительную, экстремистскую и даже террористическую функцию. Интрига состоит в том, что многие из этих текстов там, на «родине», уже отторгнуты, а здесь, у нас, как ни странно, принимаются во внимание, особенно молодежью.
На педагогическом полюсе диалог культур отражается созданием диалогизирующих поликультурных образовательных пространств. Если диалог культур «в целом» - диалог в пространстве Большого времени, то в поликультурном пространстве он функционирует как диалог в пространстве малого времени. Поликультурные образовательные пространства, однако, склонны к расширению – в условиях Интернета со школьного и муниципального уровней вплоть до европейского или, например, евро-американского масштабов.
Поликультурное образовательное пространство - это модель диалога культур, в нем диалогизируют, как и в культуре в целом, естественнонаучная, научно-техническая, гуманитарная культуры. Страна многонациональная, и в одном пространстве оказываются учащиеся различных религиозных воззрений. Залогом успешного межличностного общения в этих условиях является диалог, предполагающий выбор, взаимообогащение, интеграцию, но и возможное, как было сказано, неслияние культур.
Направленное формирование поликультурных образовательных пространств как механизмов воспитания толерантности, противодействия экстремизму и агрессии побуждает к решению ряда более частных, но весьма значимых вопросов.
Один из таких вопросов – экспансия медиакультуры, экранной культуры, с ее цветодидактическими и другими возможностями, вытесняющими культуру чтения. Отчасти отсюда все чаще встречающееся отсутствие взаимопонимания между старшими и младшими поколениями, диалог между которыми затруднен и даже невозможен ввиду отсутствия тех самых точек соприкосновения как предпосылки чтения, о которых выше была речь.
Другой вопрос – о правах ребенка в его диалогическом общении со взрослыми особого рода – с педагогами. Речь идет о межличностном, коммуникативном диалоге, в условиях которого вопрос учителя порождает не столько ответ, сколько в свою очередь, вопрос – к себе, к другим, к учителю. Диалог, таким образом, переносится из чисто гностической, познавательной, когнитивной в сферу нравственно-этическую и даже в некоторой степени правовую. Школа диалога культур и поликультурное образовательное пространство в целом призваны предоставить ребенку соответствующие права как необходимое условие диалога. Среди них – право на свободную мысль, независимость в суждениях, на индивидуальность и своеобразие, на достоинство и уважение, на собственную систему ценностей. Подлинное образовательное пространство внутри себя должно исключить какое-либо насилие над ребенком, а для этого его права должны обеспечить ему полную гарантию безопасности. В данном отношении необходимы соответствующие нормативные документы.
 

Ответы экспертов:

Представитель Президента России в СКФО: Терроризм будет искоренен и уничтожен

Проект «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами»

В 2016 году  на базе Южного федерального университета  были проведены научно-исследовательские  работы по проекту РНФ «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами». Работы представляют значительный интерес с точки зрения изучения  психологических механизмов  формирования   асоциальных форм поведения человека.

Фото

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

Мероприятия

В Пятигорске пройдет форум «Информационная безопасность в науке и образовании»

На базе Пятигорского государственного университета пройдет научно-практический форум «Информационная безопасность в науке и образовании», посвященный вопросам обеспечения комплексной и информационной безопасности образовательных организаций.

Отправить материал