Диалог культур и безопасное образовательное пространство

15.02.2010


Абакумова И.В., Фоменко В.Т., Тельнова О.В.
г. Ростов-на-Дону

Ключевое понятие в теории образования - культура. В культуре человек реализует себя, создавая тексты и воплощая в них смыслы жизни, как они ему представляются. Культура в этом случае выглядит как инобытие человека. Но культуру же человек и поглощает, и теперь уже человек предстает как инобытие – инобытие культуры.
В педагогической интерпретации культура выполняет важную функцию по отношению, прежде всего, к содержанию образования, поставляя для него смыслы, ценности человеческого бытия. При этом, обуславливая содержание, оно определяет и метод образовательного процесса. Этот метод заключен в самой культуре и звучит как диалог культур.
Диалог культур - неагрессивная, ненавязываемая форма их взаимодействия. В соответствии с известным научным принципом дополнительности, диалог взаимно обогащает культуры, дает им импульс развития. Быть, - писали создатели теории диалога культур, - научит общаться диалогически… Когда диалог кончается, все кончается… Конец его был бы равнозначен гибели человечества (Ю.К. Лотман, М.М. Бахтин).
Чтобы, однако, диалог состоялся, необходимо разнообразие культур. Ментальность западной культуры гласит: человек, познай себя; восточной: человек, сотвори себя. Здесь безусловная база для диалога. С другой стороны, необходимы точки соприкосновения между культурами. Мы вправе не принимать другую культуру, но попытаться понять ее (через непонимание как момент движения к пониманию) мы обязаны.
Хотя мы и подчеркиваем уважение, терпимость, толерантность участвующих в диалоге культур сторон, нельзя к нему относиться и упрощенно. Культуры могут находиться в ситуации неслияния и даже в положении взаимного отторжения, одна, бывает, взламывает другую. Последнее можно наблюдать на примере исчезновения из русского языка, с отделением церкви от государства, целого пласта слов, ответственных за высшие духовные смыслы. Среди них – покаяние, откровение, исход, пришествие, страдание. Исследователи отмечают, что некоторые слова в наше время предельно сузили свое значение (любовь – вплоть до вульгарных пределов). Взламывание массовой языковой культурой нормативной языковой культуры очевидно, их неслияние - факт, следствием оказывается маргинализация богатейшего русского языка. Более того, не без политической подоплеки, но явно скрытой, он подвергается агрессии со стороны таких вошедших в обиход слов, как киллер (наемный убийца), дилер и другие, похожие на них своей обезличенностью.
Диалог культур, когда они все же сливаются, характеризуются радом позитивных закономерностей. Одна из них состоит в том, что в таком диалоге «энергия потока» поступающих извне текстов значительно меньше, чем «энергия ответного выброса» (Ю.К. Лотман). Примером может служить поток переводных текстов культуры из Византии на Русь в условиях принятия Христианства. Кончилось тем, - подчеркивает Ю.М. Лотман – огромным выбросом энергии великой русской литературы в 19 веке, который несопоставим с энергией византийских текстов. Аналогичные процессы наблюдались в эпоху Возрождения в условиях диалога культур Италии, Франции, Испании, Англии, Германии.
Не исключено, что некий мощный выброс большой положительной энергии культуры ожидает и Россию. Сейчас наблюдаются энтропийные явления: приоткрыт занавес над заграницей, Россия все более становится страной открытой, и через средства массовой информации хлынули буквально потоком тексты западной культуры со знаком минус, выполняя по отношению к подлинно гуманистической русской культуре агрессивную, разрушительную, экстремистскую и даже террористическую функцию. Интрига состоит в том, что многие из этих текстов там, на «родине», уже отторгнуты, а здесь, у нас, как ни странно, принимаются во внимание, особенно молодежью.
На педагогическом полюсе диалог культур отражается созданием диалогизирующих поликультурных образовательных пространств. Если диалог культур «в целом» - диалог в пространстве Большого времени, то в поликультурном пространстве он функционирует как диалог в пространстве малого времени. Поликультурные образовательные пространства, однако, склонны к расширению – в условиях Интернета со школьного и муниципального уровней вплоть до европейского или, например, евро-американского масштабов.
Поликультурное образовательное пространство - это модель диалога культур, в нем диалогизируют, как и в культуре в целом, естественнонаучная, научно-техническая, гуманитарная культуры. Страна многонациональная, и в одном пространстве оказываются учащиеся различных религиозных воззрений. Залогом успешного межличностного общения в этих условиях является диалог, предполагающий выбор, взаимообогащение, интеграцию, но и возможное, как было сказано, неслияние культур.
Направленное формирование поликультурных образовательных пространств как механизмов воспитания толерантности, противодействия экстремизму и агрессии побуждает к решению ряда более частных, но весьма значимых вопросов.
Один из таких вопросов – экспансия медиакультуры, экранной культуры, с ее цветодидактическими и другими возможностями, вытесняющими культуру чтения. Отчасти отсюда все чаще встречающееся отсутствие взаимопонимания между старшими и младшими поколениями, диалог между которыми затруднен и даже невозможен ввиду отсутствия тех самых точек соприкосновения как предпосылки чтения, о которых выше была речь.
Другой вопрос – о правах ребенка в его диалогическом общении со взрослыми особого рода – с педагогами. Речь идет о межличностном, коммуникативном диалоге, в условиях которого вопрос учителя порождает не столько ответ, сколько в свою очередь, вопрос – к себе, к другим, к учителю. Диалог, таким образом, переносится из чисто гностической, познавательной, когнитивной в сферу нравственно-этическую и даже в некоторой степени правовую. Школа диалога культур и поликультурное образовательное пространство в целом призваны предоставить ребенку соответствующие права как необходимое условие диалога. Среди них – право на свободную мысль, независимость в суждениях, на индивидуальность и своеобразие, на достоинство и уважение, на собственную систему ценностей. Подлинное образовательное пространство внутри себя должно исключить какое-либо насилие над ребенком, а для этого его права должны обеспечить ему полную гарантию безопасности. В данном отношении необходимы соответствующие нормативные документы.
 

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Военно-политическая история Северного Кавказа в европейских исследованиях (XVIII–XX вв.)

Д. С. Ткаченко

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 46.04.01 – История
Магистерская программа «Отечественная история»
Магистратура

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал