Религиозная вражда

19.09.2011


Религиозная вражда

МЮРИДИЗМ И ВАХХАБИЗМ

Самые важные жизненные интересы Дагестана сегодня упираются в проблему религиозной вражды между двумя исламскими течениями.

Это, с одной стороны, традиционный для Дагестана, Северного Кавказа и других регионов РФ ислам, с другой стороны, ваххабитско-салафитское течение. Первое – миролюбиво возвещает народу слово Аллаха, а второе – сделало «убийство» главным аргументом своей правоты. И вот уже 20 лет, практически с развала СССР и приобретения религиозных и экономических свобод, республику периодически потрясают убийства и теракты . Так совсем недавно, 15 сентября т. г. снова был убит священнослужитель. На этот раз им оказался 84-летний богослов, имам мечети селения Кадар Буйнакского района Зайнудин-хаджи Дайзиев.

Чем он мешал убийцам, прикрывающимся «чистым исламом»? Откуда в них столько бессмысленной жестокости, что против немощного старика, дни которого и так были сочтены, использовали автомат? И главное, на что они рассчитывают?

По подсчетам дагестанского миннаца это 30-е убийство религиозного лидера в нашей республике. Но если включить в список жертв сторонников «кровавой религии» еще и тех духовных лиц, которые писали молитвы (дуа) для амулетов, согласно традиции, идущей от пророка Мухаммеда старались облегчать страдания больных молитвами, число мучеников перерастет за сотню.

И кто же они есть? 

С просьбой разъяснить эти и некоторые другие вопросы мы обратились к египетским богословам из университета Аль-Азхар. Затем, связали полученные разъяснения с фактором нашей республики и получили всю ту же, широко известную и очень досадную картину...

В Дагестане по вопросам Веры и знания спасительная истина жутко переплетена с губительными заблуждениями, а порой и откровенной ложью, преследующей корыстные интересы.

И переплетение это носит многослойный, субъективный характер. Как тут не вспомнить великого мыслителя аль-Газали, который еще 900 лет назад разъяснил людям: «Не путайте убеждения со знаниями». И египетские богословы в один голос дают следующее толкование вышеприведенному изречению: «Убеждения это то, на чем душа находит успокоение, а знания – умение различать и связывать вещи и явления. Но если различение и связывание вещей и явлений не приносят душе успокоения, то это верный признак того, что убеждения – ложны, а знания – преступны...»

В самом деле, ведь мусульманский мир не закрытое общество, где главенствуют инкубаторские порядки и механические ритуалы. Напротив, Ислам - религия открытая разуму и справедливости, а значит, и мусульмане тесно связаны со всем остальным миром экономикой, культурой, образованием, медициной и всем тем, без чего нет нормального общества. И если верность этой позиции не вызывает сомнения, то мы непременно достигнем сути проблемы религиозной вражды в Дагестане и поймем ее до степени, позволяющей исправить 20-летную вражду на вечный мир. А если нет, то нет.

Обратите внимание, как праведный халиф Али Абу Талиб разъяснял суть жизни: «Справедливость – это столп, на котором зиждется мир» (Мизан аль-хикма). Богословы из Аль-Азхара дают такое толкование этим словам. «Аллах устроил мир людей зависимым от справедливости, ибо немыслимо чистое служение Творцу в условиях непрекращающегося кровопролития. И поскольку мир населен не только мусульманами, то понятие «справедливость» должно пониматься не только в отношениях между исповедующими ислам, но и всеми другими людьми на Земле. И нет в исламе такого права, чтобы без суда и следствия, по своему субъективному выбору убивать человека».

Они приведет для доказательства 44-й аят суры «Йунус», где говориться: «Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе». Вот и выходит, что те, кто стреляет из-за угла в полицейского или нагло вторгаясь в дома – в мирных священнослужителей, поступают несправедливо и, прежде всего, к самим себе, ибо отвечать им за это на Судном дне. Законный вопрос: кто им дал такое право? Ясно, что никто, кроме главаря экстремистского бандподполья. А между тем, Коран говорит: «Воистину, Аллах повелевает вершить справедливость, творить добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и беззаконие. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание» (Сура «Пчелы» аят 90).

Мне по долгу службы не редко приходиться беседовать со сторонниками экстремистской идеологии, выводить их на откровенные дискуссии. И я с ужасом отмечал для себя, как много среди них закоренелых уголовников, которые еще совсем не давно даже не помышляли о религии. И в друг, они оказываются в рядах «поборников слова Аллаха». Как такое возможно? Даже у женщин из их кругов сохранились характерный для блатного жаргона говор, что и выдает их с головой. Однако, они бьют себя в грудь и уверяют всех в том, что они имеют чистую мусульманскую акиду (убеждения) и ничего не желают, кроме довольства Аллаха.

Когда же их спрашиваешь, как может быть доволен вами Творец Всемогущий, когда вы без суда и следствия, по своему тайному сговору врываетесь в дом 84-летнего священнослужителя и расстреливаете его из автомата в упор? Они, как и следовало ожидать, начинают спекулировать тем, что этот старый имам мечети придавал Аллаху сотоварища. Ну откуда вы об этом знаете, вы что, научились читать чужие мысли? Отвечая на этот вопрос, они снова пытаются спекулировать понятиями, ссылаются на мовлид, в котором поется, что шейх Саид-Афанди «рухатул эмен», что буквально означает «отец духовности» и отождествляют понятие «отец» с понятием «Творец». Вот, мол, видите, мюриды придают Аллаху сотоварища. Смехотворность подобного вывода заключается в том, что «отец духовности» в мовлиде является чистой метафорой, иносказательностью, как например, «Пушкин – отец русской литературы».

В самом деле, если шейх берет на себя ответственность перед Аллахом и людьми помогать в очищении психических процессов (души) доверившихся ему мюридов, и в результате мистических упражнений (специальные формы упоминания имен Аллаха), которым обучает шейх, мюриды достигают высоких морально-нравственных результатов, что здесь плохого? Ведь даже самый простой, неграмотный мюрид не путает Аллаха ни с кем и всякое молитвенное обращение к шейху, праведным халифам и самому пророку Мухаммеду у мюридов направлено исключительно к Аллаху, как к Господу миров, дарующему спасение, кому пожелает и ввергающему в наказание кого пожелает.

Вот, что они говорят в оправдание своих, мягко выражаясь, агрессивных действий по отношению к тем, кто не так, как они исповедуют ислам. Пронумеруем их основные аргументы:

1. Мусульмане не имеют право подчиняться немусульманской власти.

2. Мусульмане обязаны сражаться на пути Аллаха, а если здоровье не позволяет, то помогать сражающимся материально.

3. Не должен быть посредник между мусульманами и Аллахом.

4. Поклоняться следует только Одному Аллаху и никому больше.

5. Самый лучший мусульманин тот, кто самый богобоязненный.

Богословы из аль-Азхара дали следующие разъяснения по поводу этих и многих других псевдоаргументов.

Во-первых, ложь экстремистов заключается в том, что они не уточняют понятие «подчинение» и спекулируют на элементе «рабской зависимости», что не соответствует действительности. Относительно, Республики Дагестан, равно, как и всех других мусульманских регионов России, - говорят египетские богословы, - понятие «подчинение Москве» совершенно не корректно, ибо РД имеет свою собственную Конституцию, свой Парламент и все властные функции для развития и созидания. Государственная власть в Дагестане функционирует по методу разделения полномочий между Федеральным центром и регионами РФ. Все выполняют свои обязанности, и никто никому не подчиняется в том смысле, в котором спекулируют экстремисты.

Во-вторых, мусульмане должны сражаться на пути Аллаха, если кто-то нападает на мусульман, мешают исповедовать Веру, оскверняют святыни, не позволяют строить мечети, медресе, университеты. Но ведь ничего подобного нет в мусульманских регионах РФ. Конечно, есть ограничения в строительстве мечетей на территориях немусульманских регионов страны. Но ведь такое же ограничение есть и для строительства немусульманских храмов в мусульманских городах и селах России.

В-третьих, лгут экстремисты и по поводу понятия «посредник» между верующими и Всевышним. Например, кто, как не посредник ангел Жабраил, передававший пророку Мухаммеду аяты Корана? Кто те алимы, у которых набрались исламских знаний сами экстремисты? Ведь религиозные знания, как и научные не могу сами вселятся в человека. Да и в результате самостоятельных чтений знания не приобретаются, необходим проводник знаний хотя бы до уровня усвоения основ религии. И почему по поводу сложных вопросов веры и практической жизни они сами обращаются за разъяснениями к знающим алимам, хоть и тенденциозно, «по-салафитски» толкующим религию Аллаха?

Другой вопрос, считает ли кто-то из мюридов «посредника» независимым от Аллаха? Если да, то это ширк, т. е. многобожие. Но ведь мюриды так не считают, напротив, они убеждены, что во вселенной нет ни одной пылинки, независимой от Аллаха. И другие их аргументы по этому поводу, указывающие на то, что якобы мюриды просят у шейха спасения на Судном дне, не выдерживают критики. Ибо мюриды просят у шейха не спасения, а помощи в спасении, просят ходатайствовать перед ликом Аллаха, так как истинный тарикатовский шейх ближе к Аллаху, чем мюрид. Да и иерархию святости никто не отменял в исламе, что, к счастью, экстремистские алимы признают безоговорочно. Единственная разница в том, что обращение мюрида к шейху за шафаатом (ходатайством) носит более мистический характер, нежели обращение ваххабита-салафита за разъяснениями вопросов веры к алиму.

По этому поводу есть достоверный хадис от аль-Микъдама ибн Ма'дикариба, который сообщает, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах даровал шахиду (восемь вещей): ему прощаются грехи с первой каплей крови; ему покажут его место в Раю; он нарядится в украшения веры; его женят на семидесяти двух Райских гуриях; он будет защищён от наказания могилы; будет избавлен от великого страха Дня воскрешения; на его голову наденут корону почёта, один драгоценный камень которой, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нём есть; и ему будет дано право заступничества за семьдесят людей из числа его родственников».

(Ахмад 4/131, ат-Тирмизи 1663, Ибн Маджа 2799, Ибн 'Асакир 5/517. Хадис достоверный).

В 255 аяте 2-й суры говориться: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Но ведь и мюриды, прося заступничества у шейха, руководствуются принципом дозволенности Аллахом.

В-четвертых, то, что нельзя поклоняться никому, кроме как Аллаху, знают даже малые дети. А мюриды, посещающие могилы шейхов выказывают им уважение, но ни как не поклоняются. В самом деле, размышлять о Всевышнем Аллахе и вечности загробного мира лучше всего у могилы святого.

И в-пятых, богобоязненность поистине золотое качество человека, но когда под видом «богобоязненности» взрывают людей становиться ясно, что экстремистам не ведомо это священное чувство. Богобоязненность способствует миру и стабильности. А богодерзновенность – самое заблудшее, субъективно-волюнтаристское убеждение – способствует террору , бессмысленным жестокостям, что и налицо со стороны экстремистов за последние 20 лет нашей истории.

P. S.

Разумеется, мы, научно-творческая интеллигенция РД, не считаем мюридов и шейхов, по примеру Папы Римского, непогрешимыми личностями. Они такие же люди, как и все мы, которым свойственно ошибаться и даже проявлять в чем-то несправедливость. Ведь согласно Корану и хадисам кристально чистая справедливость возможна только в раю, не так ли?

Так же мы далеки от мысли, что все, кто придерживается ваххабитско-салафитских взглядов, террористы . Мы знаем доподлинно, что и среди ваххабитов-салафитов есть люди, не нарушающие Уголовный кодекс. Но их влияние на экстремистов очень мизерно, они редко выступают с публичным осуждением терактов и самой идеологии, которая официально называется «религиозно-политический экстремизм и терроризм ». С точки зрения научной логики они являются «богодерзновенным» течением в исламе, сделавшим убийства и взрывы своими главными аргументами. Значит, они есть самые заблудшие мусульмане. А тех, кто по примеру шейхов и мюридов наставляет людей на мир и созидательный труд, мы называет достойными жителями Дагестана и законными гражданами своей страны.

 

Магомед Султанов-Барсов

 

http://www.riadagestan.ru/news/2011/09/18/119083/

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал