Особенности антитеррористической пропаганды среди учащейся молодежи

11.02.2010


Кисляков П.А.

В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с обеспечением социальной безопасности. Национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, деятельность молодежных неформальных группировок и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме. В связи с этим сегодня одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования является гуманизация, которая предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Каждый человек должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения чрезвычайной, кризисной ситуации социального происхождения, а также владеть конструктивными способами разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения жизни.


Важным в этом направлении является подготовка специалистов по обеспечению безопасности в социальной сфере, в том числе по вопросам антитеррористической пропаганды. Подготовка студентов педагогических и гуманитарных вузов должна обеспечить высокий уровень готовности к работе по антитеррористической пропаганде, обеспечению социальной безопасности обучающихся различных демографических и социальных групп. От компетентности будущих педагогов в данной сфере зависит, в перспективе безопасность образовательной среды жизнедеятельности подрастающего поколения.


После событий в г. Беслан в сентябре 2004 г. вероятность совершения терактов в образовательных учреждениях должна рассматриваться как вполне реальная. Об этом же свидетельствует опыт США, Израиля. Дети, учащиеся – привлекательный объект для террористов ввиду их относительной незащищенности и возможности диктовать государству свои материальные или политические требования, которые с большой вероятностью могут быть приняты для спасения детских жизней. Кроме того, общественный резонанс таких действий обеспечивает политическим силам, часто направляющим террористов, необходимую известность.


В Шуйском государственном педагогическом университете разрабатывается и реализуется социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоровьесберегающей среды жизнедеятельности учащейся молодежи. Данное исследование выполняется нами в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Одним из направлений проекта является реализация в молодежной среде антитеррористической пропаганды, обучение студентов правилам безопасности в опасных ситуациях, связанных с терроризмом, в том числе в условиях образовательного учреждения.


Основными задачами антитеррористической пропаганды в молодежной среде являются:


•    информационно-методическое обеспечение в рамках дисциплин федерального (Безопасность жизнедеятельности, Основы национальной безопасности, Основы безопасности образовательного учреждения и др.) и национального (Социальная безопасность образовательного пространства) компонентов;
•    проектно-технологическое обеспечение, включающее обучение студентов способам и средствам обеспечения безопасности жизнедеятельности, посредством реализации активных форм обучения, направленных на проектирование поведения в нормальных условиях жизнедеятельности и условиях чрезвычайной, кризисной ситуации;
•    программно-методическое обеспечение воспитательной работы по формированию культуры безопасности учащейся молодежи во внеаудиторное время.

Для многих людей терроризм, в каких бы масштабах и формах он не проявлялся, все-таки остаётся далеким понятием. Причем, как показывает практика, зачастую человек становится жертвой преступления из-за собственной халатности и пренебрежения элементарной осторожностью. Для того чтобы обеспечить свою безопасность в повседневной жизни необходимо знать и соблюдать ряд общеизвестных правил, выработать свой стиль поведения в различных ситуациях. Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Нами определены следующие принципы реализации антитеррористической пропаганды в вузе.


Принцип актуальности заключается в изучении вопросов, связанных с возникновением потенциальных угроз и опасностей террористического характера с учетом ведомственной принадлежности, региональных особенностей и пр.


Так в содержание антитеррористической пропаганды нами включены следующие вопросы, связанные с угрозами террористического характера в отношении образовательного учреждения: нападение на образовательное учреждение (захват, подрыв, обстрел и т.д.); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES минирование здания школы; похищение людей и захват заложников; захват автобусов со школьниками; нарушение психофизического состояния учащихся и педагогов (информационный терроризм, в том числе средствами Интернет); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания; искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.


Принцип информационного опережения. Поскольку объектами террористов являются образовательные учреждения, то обучение правилам личной безопасности должно начинаться со школьной скамьи и продолжаться в системе непрерывного образования, так как формы терроризма постоянно меняются.


Принцип активного участия обучаемых. Многочисленные исследования показали, что содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Поэтому помимо традиционных, необходимо использовать активные формы обучения (тренинги, дискуссии, круглые столы и др.). Студента необходимо рассматривать не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника антитеррористической пропаганды, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.

На занятиях необходимо вовлечение всех учащихся, этого можно добиться с помощью такого метода, как мозговой штурм.
Приведем пример. Задайте вопрос. «Каковы действия сотрудника образовательного учреждения при обнаружении или получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов?», затем предложите студентам индивидуально в течение нескольких минут записать три правила в тетради. После чего по кругу опросите всех, попросив их называть одно правило, продолжайте мозговой штурм до тех пор, пока новые идей не перестанут появляться. Записывайте все правила на доске.


Возможны следующие ответы: уточнить место их нахождения; соблюдая меры предосторожности, организовать их ограждение; сообщить о находке в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения по телефону; при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по организации эвакуации т.д.
Затем обсудите с аудиторией записанные правила, при необходимости дополните список. Попросите студентов переписать полученный список в тетради.


На практических занятиях также полезно проверять опасные и чрезвычайные ситуации в игровой форме. Попросите студентов разработать и проиграть действия по выходу из опасных ситуаций максимально приближенных к реальности («Действия при поступлении угрозы по телефону», «Действия при внезапном взрыве» и т.д.).


В ГОУ ВПО «ШГПУ» активность студентов, как субъектов антитеррористической пропаганды повышается при реализации следующих внеаудиторных форм и методов: вовлечение в научно-исследовательскую работу по антитеррористической тематике, проведение совместных с преподавателями научно-практических конференций; использование творческих заданий (конкурс плакатов, эссе, презентаций); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES проведение олимпиады по безопасности жизнедеятельности; включение в систему физкультурно-оздоровительной работы мероприятий по отработке навыков оказания первой медицинской помощи, эвакуации; применение системы деловых игр в сфере антитеррористической пропаганды и их апробация в ходе педагогической практики.


Принцип информационной безопасности состоит в четком отборе информации по вопросам личной безопасности. Например, если преподаватель, рассказывает о видах и понятии терроризма и при этом подробно описывает идеологию террористических организаций, то возможно возникновение у студента интереса и желания принять эту идеологию. Или при подробном рассказе о самодельных взрывных устройствах, используемых террористами, может возникнуть желание проверить слова педагога на практике и изготовить подобное устройство.


Принцип оптимистического характера. Не менее страшный эффект террористических актов – деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, вспугивания, парализации и подавления общественной воли. Принцип оптимистического характера заключается в формировании у учащихся уверенности в возможности предупреждения опасных ситуаций. На занятиях не должна преобладать негативная информация (рост числа терактов, примеры, показывающие беспомощность жертв террористов, бездействие правоохранительных органов и т.д.) подавляющая социальный интерес учащихся и снижающая эффективность работы преподавателя.


Антитеррористическая пропаганда пойдет впустую, если не учитывать и особенности психики человека, которая противится формулам «Запрещено», «Нельзя», «Ты обязан» и т.д. Студентов необходимо убедить в том, что в жизни существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь, поэтому надо уметь предвидеть опасности, быть предельно внимательным и собранным, знать правила поведения в экстремальной ситуации.


Соблюдая правила личной безопасности, человек сможет принять наиболее правильное решение в опасной ситуации, а возможно, после анализа собственных действий избежит ненужного конфликта. Да и к встрече с террористом он будет уже готов, а значит, его шанс сохранить жизнь и здоровье увеличивается. Но дать правила на все случаи жизни почти невозможно, поэтому студент должен уметь, пользуясь знаниями, полученными на занятиях, находить выход из сложившейся экстремальной ситуации. Эти знания помогут ему не только не стать жертвой террористов, но и террористом. Особенно важны воспитательные меры по разоблачению антигуманной сущности и общественной опасности террористической деятельности, что будет способствовать формирование в сознании молодежи неприятия и отрицания подобных видов и способов выражения протеста, противодействия преступлениям террористического характера.
 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал