Материалы с сайта Китаева-Смыка Леонида Александровича

12.09.2011


Леонид Александрович Китаев-Смык

Леонид А. Китаев-Смык, родился 18 мая 1931 года в Москве, столице СССР. Его отец, Александр, был профессиональным администратором, мать. Матрена, была дипломатом-экономистом.

Детство Л.Китаева-Смыка прошло в России, Китае и Японии с родителями. Отрочество протекало во время второй мировой войны, сначала под фашистскими бомбардировками, потом в маленьком селе среди дикой степной природы. Там ему приходилось выполнять мужскую сельскую работу, так как взрослые мужчины были далеко, на войне. Основное чувство его детства и отрочества - “радость узнавания разнообразия мира”.

После учебы в средней школе и в Первом Московском Медицинском Институте (там он получил диплом врача с отличием) он работал практикующим врачом с 1955 года. Его юность проходила на фоне чувства “беспечности”, она была психологической защитой против опасности репрессивного коммунистического режима Сталина.

В 1956 году, как врач, отличившийся при лечении и изучении эпидемии гриппа, Л.Китаев-Смык был переведен на научную работу в Академию Медицинских Наук. Он ассистировал в исследованиях гомотрансплантации эндокринных желез у животных. Он понял, что такая трансплантация бесперспективна, так как живая субстанция на планете Земля разделена на особи, которые ограждены иммунитетом от прирастания одной особи к другой. Потом он изучал в экспериментах на животных действие сердечных глюкозидов, нейролептиков, участвовал в создании новых лекарств.

В раннем детстве (Леониду было пять лет) отец рассказывал ему о космосе, и после этого он всегда мечтал о полетах на другие планеты. Когда отец тяжело заболел, Леонид Китаев-Смык думал о будущей космической медицине и о лечении невесомостью. Поэтому он оставил удачно начавшуюся научную карьеру и в 1960 году перешел в секретный тогда Летно-Исследовательский Институт.

Несколько счастливых факторов сопутствовали Л.Китаеву-Смыку.

Во-первых, это был гражданский (невоенный) институт, поэтому там не было военной рутины, свойственной военным учреждениям. Во-вторых, Л.Китаев-Смык руководил маленькой группой врачей-исследователей, вкрапленной в огромный инженерный коллектив, и у него была полная свобода проведения экспериментов (медицинских, физиологических, фармакологических, психологических), на него не давили авторитетные начальники. В-третьих, он проводил пионерские - впервые в СССР – исследования, поэтому (в соответствии с секретных законодательством) сам должен был определять секретность результатов исследований своей группы. Он регистрировал их как несекретные и мог публиковать в не секретных научных журналах, докладывать на научных конференциях.

В 1961 году Л.Китаев-Смык начал изучат действие невесомости на людей и животных в авиационных полетах по параболе. Невесомость продолжительностью тридцать секунд можно было создавать многократно, изучая ее действие на многих людей разного возраста, пола, разного состояния здоровья. Сам Л.Китаев-Смык был в такой невесомости 2580 раз. При кратковременной невесомости он проводил физиологические, психофизиологические, эргономические экспериментальные исследования. Большинство из них проводились впервые в мире. Было получено много очень интересных практических результатов и теоретических концепций. [Кандидатская диссертация Л.Китаева-Смыка «Функции зрения при кратковременной невесомости» была защищена на закрытом заседании Ученого совета].

Д-р Л. Китаев-Смык участвовал в подготовке первых советских астронавтов: Юрия Гагарина и других.

1963 году Д-р Л.Китаев-Смык выступил с инициативой изучения влияния на людей искусственной силы тяжести во время полетов на другие планеты. При его участии был изобретен и построен наземный имитатор межпланетных космических кораблей - большая вращающаяся квартира-центрифуга. Полезной конструктивной новизной этой центрифуги была возможность входить в ее внутренние апартаменты во время вращения (не останавливая его). Это очень расширило круг проводимых физиологических, психофизиологических, психологических, эргономических, социологических исследований стресса, возникающего во время непрерывно длительного‚ (многонедельного) вращения. Результаты этих исследований отражены в многочисленных научных публикациях и обобщены в монографии (Л.А. Китаев-Смык. Психология стресса. М.: Наука, 1983. [Представлена как докторская диссертация]). Разработаны рекомендации для строительства межпланетных космических кораблей и полетов на них.. Можно надеяться - эти рекомендации будут полезны в будущем.

Основной эмоцией Д-ра Л.Китаева-Смыка в этом периоде жизни было «изнуряющее воодушевление реализацией великих задач». В это время Советская Империя вступила в период стагнации, скорого распада. Позднее других отраслей науки и промышленности стагнация охватила авиацию и астронавтику. Из-за этого в 1973 году Д-р Л.Китаев-Смык оставил престижную работу в астронавтике и перешел в только что созданный Институт психологии АН СССР и начал теоретическое обобщение полученных им ранее - результатов экспериментального изучения стресса. Им была создана и опубликована генеральная концепция стресса. Она объясняет его вегетативные и соматические проявления, когнитивные проявления при стрессе и нарушения общения людей при экстраординарных влияниях.

Институт психологии АН СССР переживал стагнацию вместе со всей Советской Империей. Чтобы ускользнуть от ее обесчеловечивающего воздействия Д-р Л.Китаев-Смык в 1974 году, продолжая работать в институте, согласился быть волонтером в Кремле (неоплачиваемым советником в высшей администрации СССР). Поначалу он был удивлен тем, что его скрываемая неприязнь к тоталитарному режиму в СССР, проявляющаяся в его экспертных рекомендациях, не отвергалась высшей государственной администрацией. Он думал, что советская власть не жизнеспособна и подлежит ликвидации, но он излагал все это в очень завуалированной форме, В Кремле были очень умные люди. Они полностью понимали его, продолжали приглашать его и давали ему заказы: анализировать и прогнозировать разные проблемные ситуации в СССР.

С 1987 года он изучал психологический и социологический стресс в «горячих точках» в СССР. Сам присутствовал там, где были или могли быть массовые беспорядки или боевые действия внутри СССР: в Дальневосточном регионе, в Таджикистане, на Кавказе, в Прибалтике. Несколько раз Д-р Л. Китаев-Смык проводил психологические и психоаналитические исследования в Чечне во время войны: и у чеченских боевиков у российских солдат. Д-р Л. Китаев-Смык в надежде на Бога и с опорой на искренность своих добрых, миротворческих помыслов обретал в себе смелость и силы. Интересные научные находки его психологических и социологических исследований военного стресса публиковались в прессе и научных журналах, доложены на международных конференциях.

С 1993 года Д-р Л.Китаев-Смык работает в Российском институте культурологии, над темой: «Культурология глобальной безопасности». Им сделано ранее боле 300 научных публикаций, семь монографий, двенадцать изобретений, не мало публицистических выступлений в СМИ. Он работает над монографиями: «Психологическая антропология стресса», «Психология чеченской войны. (Введение в психологию военного насилия)».

Д-р Л. Китаев-Смьхк в молодости и в зрелые годы посвящал свободное время парашютному спорту и альпинизму. Он житель Москвы, женат, отец Екатерины, Юли и Александра.

[Д-р Л.Китаев-Смык, академик Всемирной экологической академии (Академия ста) , по секции Экология психики]

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал