Духовность на пути противодействия терроризма и экстремизма

11.02.2010


Алиханова З.-Б.Т.
г. Махачкала

 
Особую тревогу за последнее время вызывают случаи проявления экстремизма и терроризма в нашей стране, которые в недалеком прошлом можно было наблюдать лишь с экранов телевидения в сводках новостей передаваемые о станах Запада. Это было давно, а сейчас экстремизм и терроризм, какого бы он не был характера, ворвался в наши города, деревни, высокогорные аулы. Экстремизм и терроризм стал частью нас, трансформируясь и мутируя, он затронул все слои населения. Если вначале своего рождения он считался прерогативой социально-неблагополучных слоев населения, то теперь экстремизм – это болезнь всего общества, как алкоголизм, наркомания, преступность и другие виды деградации личности.


Особой тревогой должен послужить тот факт, что в группировки экстремистского характера все чаще вовлекается молодежь. Каков же путь отдельно взятого участника экстремистского сообщества? Кто-то пришел из-за перехлестывающего адреналина затмевающего чувство разума над реальностью последующих событий после совершения первого преступления, кто-то по идеологическим соображениям, кто-то от собственной безысходности (отсутствия средств к сосуществованию своей семьи), кого-то преследует зависть «хорошей жизни соседа» и достижения благосостояния любой ценой – даже ценой человеческой жизни, фатализмом кого-то случилось влюбиться в экстремиста, следовать за объектом своей любви, как «жена декабриста», выполняя поручения криминального характера в угоду своего любимого. Продолжать можно до бесконечности.


Чем же является экстремизм? Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике).


Понятию "экстремизм" ПАСЕ дала определение в 2003 году. Согласно этому определению, "экстремизм – это такая форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии".


В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Закона «О противодействии экстремистской деятельности». В июне 2006 в Госдуму внесено предложение, существенно расширившее перечень деяний, рассматриваемых как экстремистские.


С учётом поправок, к ним теперь относятся:


•    деятельность общественных организаций, СМИ или физических лиц по организации действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя;
•    нарушение целостности и подрыв безопасности РФ;
•    захват или присвоение властных полномочий;
•    создание незаконных вооружённых формирований;
•    осуществление террористической деятельности либо её публичное оправдание;
•    возбуждение расовой, национальной, религиозной или социальной розни;
•    унижение национального достоинства;
•    массовые беспорядки, хулиганские действия и акты вандализма по мотивам различного рода ненависти либо вражды;
•    пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан;
•    воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий и должностных лиц этих органов, соединённые с насилием или угрозой его применения;
•    публичная клевета в отношении лица, занимающего государственную должность, соединённая с обвинением этого лица в экстремистской деятельности;
•    применение насилия либо угроза его применения в отношении представителя власти или его близких;
•    посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;
•    действия, направленные на нарушение прав и свобод человека и гражданина;
•    причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой и прочей принадлежностью;
•    создание и распространение материалов, предназначенных для публичного распространения, содержащих вышеперечисленные признаки;
•    пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
•    публичные призывы либо распространение материалов, побуждающих к осуществлению экстремистской деятельности;
•    финансирование экстремистской деятельности или иное содействие ее подготовке и совершению.


Терроризм является неотъемлемой частью экстремизма. Их можно считать сиамскими близнецами, которые не могут существовать друг без друга. Терроризм является крайним проявлением экстремизма.


Терроризм в российском праве, определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий.


Устрашение, насилие, по отношению субъектам в лице граждан и неправительственным организациям, так и объектам своей деятельности выбирают отдельно взятых государственных служащих или общество в целом. Под прицел террористических действий попадают также частное и госимущество.


Терроризм в любых проявлениях превратился в одну из основных проблем человечества. Он твердо вошел в XXI век и представляет реальную угрозу человечеству. Он сопоставим с «чумой 21 века» СПИДом, также опасен и разрушителен.


Терроризм и экстремизм безусловно негативны, но в зависимости от метода, места и лица которым были истолкованы иной раз трактуются в произвольной форме и имеют порой разное значение. Экстремистом или террористом можно назвать противника по политической партии и тогда формулировка террорист будет иметь более широкое неоправданное значение. Но если спросить самого исполнителя теракта: Кто ты? Он без колебания назовет себя борцом за правое дело, диверсантом в тылу неприятеля готового жизнь отдать за правое дело.


Экстремистом можно считать каждого если не второго, то третьего это точно, если сослаться на закон «О противодействии экстремистской деятельности». Ведь в век прогресса и регресса духовные, этические и моральные ценности молодых людей пубертатного периода совсем отличны от молодых граждан 20 летней давности. Нынешняя молодежь спокойно может позволить себе оскорбить не только словом, но и действием преклонного возраста граждан, а при жалобе родителям получить еще и от них шквал оскорблений в свой адрес. Бесценность к человеческой жизни считается нормой, ведь прохожие ведут себя из позиции «моя хата с краю, ничего не знаю» в случае если «стая» подростков бьет сверстника.


Остро стоит проблема возрождения старых, забытых ценностей, ценностей не материальных, а духовных, когда честь, отвага, гордость, мужество, дружба считались эталоном для всех, а жизнь главной ценностью, старость была в почете и неприличное поведение наглеца вызывало бурю негодования со стороны окружающих и виновник нес наказание за свой проступок. Когда самое главное, ни люди пожилого возраста, ни молодежь не чувствовали себя такими ненужными своей стране. Поэтому общество придерживается двух позиций относительно духовно-нравственного оздоровления – это возвращение к истокам (чистоте адата), и движение вперед, к цивилизации. Каждая из них отражает свои реалии. Наиболее адекватно учитывает позитивный опыт человечества, позиция, ориентированная на перевод традиционных духовно-нравственных ценностей на более высокое и более широкое смысловое поле. Такой путь обеспечивает внутренне органическое развитие духовной культуры и предохраняет ее от неоправданных кризисов. Процесс возвышения ценностей духовной культуры в специальной литературе носит название – этерификация. Классическим примером этерификации духовных ценностей в современной истории является опыт Японии, где рыночные отношения труда и капитала есть по существу современное выражение традиционно общинного духа.


Нашему поколению нужно воспитывать своих детей, внуков в следующих позитивных направлениях:


– прививать моральные, этические ценности с рождения и в дальнейшем участвовать в жизни ребенка взаимодействуя с общеобразовательными учреждениями.
- пытаться занять ребенка в спортивных секциях, художественных и музыкальных школах.
– госаппарату постановить спортшколам не взимать месячную плату с детей из неблагополучных или малоимущих семей сделав секции общедоступными (не каждая мать отдаст свое чадо в секцию при мизерном окладе).
- воспитывать в молодежи толерантное отношение к окружающим не зависимо от их социальной, этнической, религиозной и сексуальной ориентации.
- обеспечить молодежь трудоустройством.
- проводить среди молодежи воспитательную, профилактическую работу по противодействию экстремизма и терроризма и т.д. и т. п.


Закончить хочу присказкой, которую слышали наши родители, которые передавали ее нам в надежде, что мы передадим ее своим детям и научим их уважать старость и любить ближних своих. В одной семье, где жили: дед, сын, сноха и внук каждый раз при приеме пищи невестка накрывая стол для себя, мужа и сына за столом, а свекру(80 лет) в старой миске за печкой (браня про себя его последними словами и не содержа его в опрятном виде), так бы все и продолжалось, если бы не случай. Однажды откололся кусок от миски и мать попросила сына ее выбросить, а ребенок в своей непосредственности сказал: «Не надо, я склею ее и когда ты будешь с папой старой буду вас из нее кормить». Лишь осознав на себе, что ее ждет в будущем, она стала лучше относиться к свекру приглашая его к столу и ухаживая за ним, чтобы научить сына так же относиться к ним в старости.


Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.
 

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал