Александр Игнатенко: Распространение ваххабизма приводит к росту исламофобии

18.02.2010


Александр Игнатенко: Распространение ваххабизма приводит к росту исламофобии

 «Исламского терроризма нет, есть ваххабитский. Необходимо резко противопоставить ислам и ваххабизм, который представляет угрозу для ислама», - заявил профессор Александр Игнатенко - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, директор Института религии и политики, главный эксперт НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова.

 Выступая 12 сентября на семинаре в Московском Центре Карнеги, эксперт подробно осветил проблему распространения ваххабизма на постсоветском пространстве и сложностей борьбы с ним. Семинар проходил в рамках программы «Религия, общество и безопасность»; это заседание, посвященное ваххабизму, собрало очень большое число заинтересованных участников.

Профессор Игнатенко сообщил, что ваххабизм как одно из течений ислама возник в XVIII в.; в России и на постсоветском пространстве он получил распространение в 90-е гг. ХХ в. Сам термин «ваххабизм» был введен в оборот в конце 80-х гг. По словам докладчика, от других течений  ваххабизм отличается, в первую очередь, крайней непримиримостью по отношению ко всем «неверным», к которым причисляются не только все немусульмане, но и недостаточно правоверные, с точки зрения ваххабитов, единоверцы. Эти категории неверных, а также перешедшие из ислама в другую веру объявляются «кяфирами» (неверными) и подлежат уничтожению. 

Распространение ваххабизма в России привело к росту исламофобии, экстремистские тенденции стали ассоциироваться с этническими мусульманами России. Красноречивое свидетельство – название книги диакона Андрея Кураева «Как относиться к исламу после Беслана?» «Не к исламу, а к ваххабизму, - поправил автора А.Игнатенко. — Если чего-то и страшиться, то вовсе не ислама, а ваххабизма». 

Ваххабизм распространяется в России через многочисленные печатные издания, но  в основном — через интернет. Согласно статистике Службы внешней разведки Саудовской Аравии, в Интернете сейчас насчитывается более 17 тыс. сайтов «такфиритской» (в данном случае – синоним «ваххабитской») направленности. В России также действуют, по крайней мере, два ваххабитских сайта, отметил ученый.  

Он говорил также об активном сопротивлении «традиционных»  мусульман распространению ваххабизма. Так, в Чечне дважды законодательно запрещали ваххабитскую идеологию: соответствующие указы издали президент Ичкерии А.Масхадов и А.Кадыров. Запрещен ваххабизм и в других республиках Северного Кавказа. Подобные меры, в частности – запрет на  распространение литературы, признанной экспертами ваххабитской, необходимы. Однако не менее важной линией является поддержка «традиционного» ислама со стороны государства. В то же время, помощь государства священнослужителям одной конфессии за счет налогов всех граждан – это «большой вопрос» с правовой точки зрения, отметил ученый.

Весьма непростым оказался вопрос о последователях ваххабизма. Во-первых, невозможно назвать их число в России – такой статистики нет, сказал А.Игнатенко. Во многом это связано с тем, что ваххабитов трудно идентифицировать, причем не только исламоведам или сотрудникам МВД. По словам выступавшего, бывают случаи, когда «можно прожить всю жизнь и не узнать, что состоял в группе ваххабитов». Особенно это характерно для новообращенных ваххабитов из русских: они часто «не знают, во что ввязываются; это та ситуация, когда за вход – рубль, а за выход – два».

Во-вторых, многие участники семинара сошлись на том, что применение термина «ваххабит» сейчас слишком неопределенно и расширительно. «Чистого», стопроцентного ваххабита сейчас не найдешь на Северном Кавказе», - сказал докладчик.  А социолог из Дагестана Энвер Кесриев вообще сомневается, что ваххабиты существуют «в практическом воплощении». Его больше беспокоит реальная опасность навешивания ярлыка «ваххабита» на всех мусульман, неугодных властям: «На человека ставят клеймо ваххабита – он считается бешеной собакой, которую надо отстреливать». Жертвой «человеконенавистнического поведения властей» может оказаться «любой глубоко верующий человек», свидетельствовал Э.Кесриев. В подобных случаях в Дагестане «до суда не доходит», а если исключения и бывают, то суд тут же заходит в тупик, пытаясь отыскать определение «ваххабит». Таким образом, «ваххабитский дискурс  играет очень отрицательную роль в правовой практике», и в этом «отчасти повинны ученые», заявил Э.Кесриев.

На это А.Игнатенко ответил, что влияние ученых на государственную машину не стоит переоценивать. По его словам, позиция экспертов-исламоведов состоит в том, что надо бороться в первую очередь против ваххабизма как «идеологии, производящей насилие», а во вторую – против ваххабитов. С научной точки зрения, не существует «правильного» и «неправильного» ислама.  С позиций свободы совести ваххабизм как одно из направлений ислама является равноценным, «не хуже и не лучше других направлений», и не должен быть ограничен в отправлении своих обрядов, однако при одном условии – если его адепты не призывают к расправе с «неверными». Докладчик привел слова В.Путина, который, будучи президентом России, после визита в Саудовскую Аравию заявил, что « в ваххабизме нет ничего страшного» (цитата со слов А.Игнатенко). По наблюдениям самого ученого, сейчас «ситуация выравнивается»: «большинство ваххабитских улемов (авторитетных толкователей исламского вероучения—прим. «Благовест-инфо») в России выступают против насилия». Эксперт надеется, что умеренный ваххабизм не является утопией. «Возможно, через 10 лет у нас будут ваххабитские джамааты совершенно мирные», - предположил он.

Источник "Благовест-Инфо"

 

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал