Роль СМИ и правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма

08.02.2010


Тепляков О.В.

 

В России пока отсутствует полноценная контрэкстремистская информационно-пропагандистская система, которая должна состоять из целого комплекса взаимосвязанных инициатив, как со стороны государства, так и общества, чтобы противостоять этому злу. Пока общество всерьез не задумывалось, что современный экстремизм, в разных уголках планеты ведет информационно-диверсионную войну нового типа, на которой основные потери несут не военнослужащие, а страдают обычные граждане.

 

Мировой опыт противодействия проявлениям экстремизма показывает, что ее эффективность зависит не только от деятельности правоохранительных органов и спецслужб, но и от того, какое участие принимают СМИ в этой борьбе. Необходимо объединение усилий масс-медиа и правоохранительных органов в противодействии экстремизму. Это момент позволит сохранить общественный контроль над процессом антитеррористической деятельности государства, тем самым, будет поддерживаться баланс между безопасностью и правами человека.

 

После происходящих террористических актов происшедших в различных городах России правоохранительные органы России по-прежнему в одиночестве противостоят проявлениям террористических организаций.

 

К большому сожалению, общественная реакция носит эмоциональный характер в момент происходящей трагедии и определенный промежуток времени после освещения акта массового устрашения в СМИ. Затем наступает безмолвие, и народ начинает забывать о той опасности, которая его подстерегает на каждом шагу.

 

Главная опасность такого положения скрывается в отсутствии «общей идеи» противостояния этому аморфному врагу, не имеющему опознавательных знаков. Это значит, что каждый из нас в любой момент может оказаться жертвой террора. Сегодня нашему обществу пора понять, что мир стал другим. Жертвы не будут вычисляться заранее. Это значит, на нашем пороге появилась тень «невидимого хаоса», окутывающего весь мир.

 

В сложившейся ситуации средства массовой информации должны помогать россиянам осознать, что задача каждого из нас не быть равнодушным к происходящим событиям вокруг нас, соблюдать бдительность, помогать правоохранительным органам в противостоянии «невидимому злу».

 

Усредненные показатели результатов исследований «Ромир мониторинг» опросов населения с целью выяснения различных аспектов терроризма показывают следующую картину:

31 % опрошенных считают, что экстремизм никогда не победить;

37 % опрошенных оценивает работу МВД по противодействию террористических актов, как плохую;

45 % опрошенных поддерживают идею более активного участия общественности, населения в предотвращении терактов – активизации народных дружин, патрулированию жильцами дворов, информировании органов милиции о подозрительных лицах, предметах;

52 % опрошенных интересует информация о террористических актах;

47 % опрошенных считают, что необходимо информировать граждан о мерах безопасности;

29 % опрошенных лиц понимают терроризм, как любые убийства, совершенные путем взрыва;

26 % опрошенных отождествляют терроризм только со взрывами;

47 % опрошенных признают террористами лиц, исповедующих ислам;

32 % – преступниками из числа выходцев с Кавказа (большинство из них слово «террорист» и чеченец рассматривают, как синонимы – 58 %); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES

19 % считают террористами тех, кто совершает взрывы.

 

Опрос сотрудников правоохранительных органов показал следующее:

46,3 % рассматривают терроризм как уголовное преступление, при этом выделяют только один способ его совершения – взрывы;

46 % признают террористами религиозных фанатиков;

21 % – выходцев с Кавказа.

 

В целом опросы показали, что возникает нигилизм в процессе противодействию этому пороку. Люди совершенно не ориентируются в этом явлении с учетом сотрудников правоохранительных органов, которым по статусу положено с ним бороться. Подобная ситуация способствует распространению идеологии экстремизма в обществе.

 

Сегодня лидерами экстремистских группировок, чтобы создать событийный прецедент, широко используются теоретические законы PR-деятельности с учетом его важных направлений.

 

Бенчмаркинг – это исследовательско-аналитический вид деятельности изучения параметров общества, моделирование личности и психопроцессов социологическими и психологическими методами.

 

Событийный маркетинг – это создание специальных событий, способных не только запомниться, но и в ряде случаев стать новостью.

 

Медиа рилейшинз – это информационное сопровождение происшедших событий с помощью СМИ с целью формировать, поддерживать или изменять общественное мнение.

 

Общественная деятельность связана с налаживанием и поддерживанием отношений между представителями экстремистских организаций и их сторонниками, и наведением страха на широкую общественность.

 

Основным союзником экстремистов в процессе создания сенсации выступают СМИ, в первую очередь, телевидение и интернет (92 % опрошенных пользуются только одним источником информации – телевидением, и только 8 % – наравне с телевидением назвали печатные СМИ, радио, Интернет), которые доносят сообщение об «актах устрашения» чуть ли не до каждого члена общества [4]. С учетом качественных характеристик распространяемой информации:

  • охвата аудитории;
  • активности передачи информации;
  • «красочности» передаваемой картинки;
  • «эффекта лидера мнения» осуществляющего информационного сопровождения события.

 

В результате с принудительной установки создания общественного резонанса оглашенного события начинается процесс «раскачивания ситуации», чтобы манипулировать массовым сознанием.

 

Для управления большими массами людей с помощью масс-медиа главным образом эксплуатируется человеческое чувство – страх, чтобы мифологизировать угрозу экстремизма в общественном сознании. В последствие возникает преобразование мифа в реальность как процесса самоосуществления пророчества. Систематическое насаждение в массовом сознании представления о наличии угрозы экстремизма превращает его в символ, захватывающий образ. Подобный психологический ход придает экстремизму удивительную социальную значимость, устрашающий одних, вырабатывая «вирус беспомощности», и возносящий других на «олимп всемогущих». Таким образом малыми затратами достигаются большие успехи в создании в обществе впечатления, что «террор всесилен и правит балом».

 

Подобные вмешательства в сознание членов социума не проходит для них бесследно. У них возникает устойчивая ответная реакция иллюзорного страха, вырабатывающая «синдром равнодушия». В результате страх перед крайним проявлением экстремизма – террором выступает в качестве фундаментального фактора, определяющего поведение человека, и используется в политических целях, как инструмент управления социумом.

 

Ситуация распространения «вируса апатии» среди индивидов к окружающему миру очень опасна для российского общества. По этой причине каждый человек перестает заботиться об элементарной собственной безопасности. Таким образом, возникает благоприятная среда для активной деятельности экстремистских организаций различной политической направленности.

 

А реальность сегодняшнего дня такова, что «эффективность» экстремистов в 6-7 раз превышает эффективность антитеррористической деятельности правоохранительных органов и спецслужб. С каждым годом возрастает количество совершенных актов массового устрашения и увеличивается количество жертв. Процент раскрываемости не достигает 20 %, а 80-90 % террористических актов достигают своей целей, поставленных организаторами. Как показывает статистика, большинство случаев действия «стражей порядка» сводятся к пресечению террористической деятельности. Подобный негативный расклад в цифрах не в пользу правоохранительной системы заставляет задуматься о причине сложившегося положения.

 

Бороться с проявлениями экстремизма в 21 веке только с помощью силовых методов невозможно. На каждую копейку, затраченную экстремистом на совершение «акта устрашения», силы правопорядка на антитеррористические мероприятия затрачивают миллионы рублей без видимых успехов.

 

Современная экстремистская деятельность является продуктивным и экономичным методом, чтобы с минимальными финансовыми и материальными затратами достигать максимальных результатов, выраженных в общественном хаосе. Подобный феномен основывается на двух взаимосвязанных компонентах – силовом и информационном. Террористический акт как событие вызывает глубокий общественный резонанс, а масс-медиа усугубляют ситуацию, создавая в социуме впечатление, что идеология экстремизма непобедима.

 

В данном случае мы имеет дело не просто с отдельными акциями устрашения, а с прямой интервенцией международного террора против России. Мировой опыт противодействия «чуме 21 века» показывает, что этот процесс имеет долгосрочную основу. Для этого должна быть создана эффективная система безопасности, где важным элементом будет являться информационное направление противодействия экстремизму.

 

Правоохранительные органы и спецслужбы могут дать отпор только силовому компоненту терроризма. Для полноценного противодействия экстремизму и терроризму необходимо объединение усилий государства и общества. По этому вопросу Президент России В.В. Путин, выступая 13 сентября 2004 года на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов Российской Федерации, произнес следующее: «Если мы хотим, чтобы общество откликнулось и приняло участие в борьбе с терроризмом, власть должна слышать мнение людей» [1].

 

В создании подобного современного диалога между населением и государством необходимо грамотно использовать PR-технологии и каналы СМИ с учетом смутного времени 90-х годов прошлого века, когда было утрачено доверие населения к правоохранительным органам.

 

Взаимоотношения между представителями СМИ и сотрудниками правоохранительных органов всегда складывались сложно. В силу специфики профессиональной деятельности журналисты стремятся узнать и опубликовать сведения, которые сотрудники компетентных органов хотели бы ограничить в распространении.

 

Несмотря на эти противоречия, масштабные террористические акции дают повод переосмыслить состояние противодействия экстремизму в России.  

 

Анализ деятельности правоохранительных органов по информационному противодействию распространению идеологии экстремизма в молодежных кругах показывает, что раздельные усилия и возможности правоохранительных органов для проведения эффективных пропагандистских кампаний для коренного позитивного изменения положения в данной сфере деятельности недостаточно. Разобщенная работа PR-структур различных правоохранительных органов не позволяет обеспечивать максимальный информационно-пропагандистский эффект.

 

В рамках противодействия распространения идеологии экстремизма необходимо осуществлять информационно-пропагандистскую деятельность в рамках противодействия идеологии экстремизма на межведомственном и внутриведомственном форматах, которые не должны быть отделены друг от друга.

 

На первоначальном этапе следует объединить усилия структур по связям с общественностью силового блока в виде ассоциации для разработки стратегической информационно-пропагандистской программы по работе с представителями масс-медиа, чтобы координировать свои действия в противодействие проявлениям экстремизма на информационном пространстве.

 

Используя этот фактор, необходимо первоначально организовывать консультативные встречи с целью налаживания благоприятных связей между правоохранительными органами и СМИ, чтобы разрабатывать и реализовывать программу по формированию взаимоотношений в области противодействия терроризму и проявлениям экстремизма.

 

Таким образом, совместными усилиями будут создаваться информационно-пропагандистские проекты, направленные на формирование у граждан цивилизованных взглядов на природу экстремизма и крайней его формы – терроризма, а также понимания того, что от правильного поведения каждого человека зависит его личное благополучие и безопасность окружающих.

 

Для преодоления недоверия и достижения рабочих контактов между стражами порядка и журналистами целесообразно создавать ознакомительные курсы для медийного сектора, освещающего криминальную тематику, чтобы они в будущем не делали ляпсусов в освещении происходящих террористических актов по каналам СМИ.

 

Обучение на подобных курсах должно быть приближено к реальной действительности, где будут изучаться структуры, противодействующие экстремизму, осуществляться встречи с практическими работниками правоохранительных органов. Подобные консультативные учреждения могут быть одним из элементов построения рабочих взаимоотношений со СМИ.

 

Благодаря установлению профессиональных контактов с журналистским сообществом информационные материалы о работе стражей порядка в этом направлении будут более четкими, включат в себя просветительский и пропагандистский характер в рамках антитеррористической PR-кампании, что существенно повлияет на улучшение отношения общественности к правоохранительным органам.

 

Также действенными формами межведомственного сотрудничества с целью обмена опытом и повышения профессионального мастерства могут являться совместные учебные сборы, конференции, взаимные стажировки журналистов и сотрудников PR-структур органов правопорядка.

 

В общем, хорошо разработанный план взаимодействия правоохранительный структур с медиа сообществом позволит оказывать помощь оперативным службам в использовании возможностей СМИ для установления открытых контактов с общественностью с целью розыска лиц, включенных в экстремистскую деятельность.

 

Подобный подход позволит организовать телефонные «горячие линии», обратную связь через Интернет-сервер, участие в ТВ и радиопередачах типа «Пресс-клуба». Через эти и другие подобные каналы граждане смогут в любой момент обратиться к правоохранительным органам, привлекая внимание к подозрительным моментам, связанным как с обычными правонарушениями, так и с проявлениями экстремизма. Таким образом, все вышеуказанные действия будут способствовать налаживания двухсторонней связи правоохранительных органов с населением.

 

Действия в сфере информационного участия правоохранительных структур позволит изменить расстановку акцентов в передаваемой информации СМИ, укрепить в общественном сознании представление о том, что противодействовать проявлениям экстремизма должны не только органы правопорядка, но и общество.  

 

Литература

  1. Александров И. Исламский фактор в подрывной стратегии. – М., Мысль. – 1986.
  2. Баталов Э.Я. Философия бунта. (Критика идеологии левого радикализма). – М.: Политиздат, 1973.
  3. Демократия против террора. – М., Всероссийская политическая партия «Единая Россия», издательство ООО «До Мира», 2004. – 68 с.
  4. Терроризм. Борьба. Проблемы противодействия. – М.: Юнита, 2004.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал