Проблема антитеррористической пропаганды в СМИ

08.02.2010


Нурмамедова Д.М.

Термином «терроризм» обозначается многомерное и многогранное социальное явление, которое в конце ХХ и начале ХХI века стало носить глобальный характер. В настоящее время это явление приобрело столь широкий размах, что борьба с международным терроризмом стала, пожалуй, самой актуальной и важной проблемой всего мирового сообщества [4, 6, 7].

 

Угроза терроризма сегодня как никогда волнует всех вне зависимости от возраста, социального статуса, национальности и т.п. И особую роль в формировании ощущения реальности этой угрозы, в отношении к терроризму и террористам в наше время высоких скоростей и цифровых технологий играют средства массовой информации.

 

Необходимо отметить, что современное общество относится к информационному типу. Одним из важнейших признаков данного типа состоит в том, что каждый его член своевременно и оперативно получает полную и достоверную информацию любого свойства и назначения из разных точек географического пространства, вследствие чего колоссальное значение, по мнению ряда авторов (Бусленко И.И., Юровский С.А. и др.), приобретает информационная сфера.

 

Информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества, а массовая коммуникация его неотъемлемым атрибутом, поскольку СМИ побуждают граждан к определенным действиям, а также оказывают влияние на стереотипы поведения. Поскольку в условиях демократического общества, в котором решения принимаются на основе принципа большинства, массовая коммуникация является составной частью политической системы, то средства массовой коммуникации могут стать мощным оружием и средством манипулирования общественным мнением и стереотипами поведения [1].

 

По мнению М. Тэтчер, средства массовой информации являются кислородом для террористов. Следовательно, отношения с общественностью являются важнейшим оружием террористов, а СМИ – главным инструментом использования данного оружия. Это обусловлено тем, что теракт, о котором никому не стало известно, не эффективен, поскольку, как утверждает английский философ Я. Шрайбер, «терроризм силен не числом и умением, а общественным мнением» [13].

 

Итак, средства массовой информации являются инструментом в формировании террористами общественного мнения. При этом необходимо отметить, что масс-медиа, как правило, подают информацию о терактах как сенсацию. Такой стиль подачи информации способствует увеличению масштаба катастрофы, что приводит к усилению негативного воздействия терростических акций на общество. Таким образом, террористы достигают своей цели – устрашение широких слоёв населения.

 

Кроме того, по мнению Игнатова Н.Г., Моткова С.И., средства массовой информации используются террористами как коммуникационный канал. Террористический акт, представляет собой манипулятивный акт коммуникации и является средством управления социально-политическими процессами, поскольку «сообщение», которое в нём закодировано, имеет своим адресатом власть, а общество, таким образом, выступает в качестве резонансной среды [5].

 

В настоящее время необходимо учитывать, существующие наряду с традиционными СМИ, Интернет-СМИ. Именно они в большей степени сегодня систематически и регулярно распространяют информацию посредством сетевых мультимедийных технологий. Поскольку Всемирная сеть Интернет является мощным средством доставки информации до потребителя, то ведущая роль в получении каким-либо событием международного резонанса принадлежит Интернет-СМИ. И именно они делают за короткий промежуток времени информацию достоянием мировой общественности, оперативно предоставляя «свежие» сводки новостей с места происшествия[11].

 

В настоящее время между средствами массовой информации и психологами существует определенное негласное противостояние. Представители средств массовой информации в погоне за рейтингом используют неоправданные повторные демонстрации съемок террористических актов и их последствий, часто не задумываясь о том психологическом настроении, который разовьется в результате этого у населения. По данным А. Лившица, таким образом, средства массовой информации ввергают 70% населения в состояние, характерное для посттравматического стресса [9]. У психологов же противоположная задача – поддержание стабильного положительного психологического состояния населения. Таким образом, мы сталкиваемся с конфликтом между средствами массовой информации, желающими повысить свой рейтинг за счет красочных и эмоциональных сюжетов; обывателями, которым, с одной стороны, важно происходящее в мире, с другой стороны – есть потребность в переживании сильных эмоций, и психологами, с одной стороны, заинтересованными в наличие клиентов, с другой стороны – не всегда имеющими квалификацию для работы с таким контингентом.

 

Итак, мы можем констатировать, необходимость оказания влияния на средства массовой информации с целью не только корректного освещения и без того эмоционально-тяжелых событий, но и оздоровления нации в целом. Особенно это важно в отношении детей.

 

Терроризм как психологическое явление транслирует, с одной стороны, некоторую раскрепощенность в виде свободы от различных запретов, в том числе запрета на суицид для террористов-смертников, с другой стороны – жесткие ценностные установки, ригидность мышления, непринятие иного мнения и готовность идти до конца, отстаивая свою правоту.

 

Сегодня, к большому сожалению, есть категория стран, которые достаточно давно живут в условиях террористической угрозы. Из их опыта известны социально-психологические стадии отношения общества к терроризму [9].

 

Сначала, когда террористический акт случается впервые в стране, у обывателей возникают испуг, возмущение бесчеловечностью террористов и результатами их деяний. Особенно когда речь идет не об индивидуальном терроре, а о безадресном, массовом.

 

Затем теракты становятся регулярными, систематическими и у людей вырабатывается привычка к получению информации на данную тему. Так у населения развивается апатия как механизм психологической защиты.

 

При переходе к третьей стадии, когда частота террористических актов и масштабы увеличиваются, возможны два варианта.

 

Первый – возникновение немотивированного раздражения от происходящего, желание вернуться к тоталитаризму, при котором власти "такого не допускали". Второй – включение на более высоком уровне мобилизующих механизмов гражданского общества и государства.

 

По мнению А. Лившица, показ насилия приучает миллионы людей мириться с ним и, особенно, у молодежи способствует развитию жестокого отношения по отношению к окружающим, безразличие к страданиям ближнего. И это подтверждают результаты проведенных исследований (Бандура А., Донерстайн Э., Берковитц Л., Дроздов А.Ю.). Полученные данные позволяют утверждать наличие взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением по отношению к сверстникам. По мнению Майерса Д., наблюдение насилия по телевидению ведет к усилению агрессивности; повышает порог чувствительности зрителей к насилию; формирует их взгляды на социальную реальность [10]. Дети особенно более подвержены негативному воздействию средств массовой информации, поскольку они, в отличие от взрослых, принимают негативное поведение за образец [12].

 

Таким образом, к сожалению, следует признать, что средства массовой информации, в том виде, в котором они существуют сегодня, вряд ли можно назвать образовательным и воспитательным сподвижником государства в одной из основных его функций – передаче всего самого ценного, что накоплено веками в российском обществе. Среди утраченных ценностей можно назвать и потерю терпимого отношения к людям, и функцию социализации личности, а значит, эффективная интеграция в общество новых членов, с толерантными взглядами в отношении других становится маловероятной.

 

Забота о благополучии и стабильности общества предопределяют внимание общественности к значимости формирования у подрастающего поколения толерантного сознания, духа патриотизма, привития традиционных для России ценностей. Осознание проблемы и усилия по внедрению возможных и реальных на сегодняшний день форм и технологий по воспитанию ответственных граждан пока, к сожалению, не приводят к ожидаемым результатам, поскольку количество контрфакторов слишком велико. Причем, рассматривая тенденции негативных общественных проявлений, по мнению Дегтярева С.В., можно «прогнозировать лишь дальнейший рост, причем рост агрессивной, организованной и жестокой преступности, включая и терроризм» [2].

 

Огромные возможности, богатый потенциал, великая сила в плане интеграции общества и воспитания, достойных его граждан, имеются у средств массовой информации, и очень хочется надеяться, что они станут союзником государства в направлении выстраивания цивилизованной жизни, внесут свою лепту «в строительство благополучия людей в контексте их долгосрочных отношений друг с другом» [3].

 

Таким образом, в Российской Федерации все больше приходят к пониманию необходимости проведения эффективной работы по связям с общественностью и средствами массовой информации при выработке и реализации антитеррористических мероприятий. Необходимость формирования полноценных общественных связей в ходе антитеррористической деятельности признают в настоящее время во всех силовых структурах России. Так, в Министерстве обороны Российской Федерации считают, что «связи с общественностью – это институт достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. …Без постоянной связи с авторитетными общественными структурами, без эффективной коммуникации с ними государственная политика в области обороны не может ни вырабатываться, ни эффективно реализовываться». 

 

Литература

  1. Бусленко Н.И. Массовая информация и информационная безопасность // Социс. - 2004. - № 6.
  2. Дегтярев С.В. Тянем под узцы Троянского коня // Советская Россия. - 2004.
  3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993.
  4. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно–правовое исследование. - СПб., 2002.
  5. Игнатов Н.Г., Мотков С.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник МГУ - Серия 10. – Журналистика. – 1997. - № 1.
  6. Ильчиков М.З. Терроризм – глобальная проблема современности. - М, 1996.
  7. Карпец И. И. Международная преступность. - М, 1988.
  8. Комиссаров В.С. Терроризм, бандитизм и другие тяжкие преступления против безопасности общества по новому УКРФ. - М, 1997.
  9. Лившиц А. Психология сопротивления терактам // Всероссийская психологическая газета. – 2004. - № 2.
  10. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2001.
  11. Ольшанский Д.В. Политический пиар. – СПб., 2003.
  12. Татарова С.П., Возможности средств массовой информации в профилактике экстремизма.
  13. Хлобусов А.М. СМИ и терроризм // Власть. – 2002. - № 12.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал