Представления о террористах у студенческой молодежи

08.02.2010


Бреус Е.Д.

По мнению представителей психологии, социологии, философии и ряда других наук государственная эффективная политика защиты личности, общества от экстремизма и терроризма должна включать концептуальное осмысление этих феноменов [1]. В силу того, что социальные представления являются одной из основных детерминант социального поведения, нас будут интересовать представления студенческой молодежи о психологических особенностях террориста и их представления о собственном поведении в ситуации заложничества. Проведенный опрос студентов (3-й, 5-й курсы) и анализ полученных данных позволил получить следующие результаты.

Можно выделить некоторую структуру в описании представлений респондентов о террористе. В структуре представлений о террористе присутствуют 5 групп характеристик: описание мировоззренческих характеристик (идеи, убеждения, цели, ценности), описание личностных особенностей, описание невербальных характеристик поведения, описание причин и мотивов их действий, описание их психического здоровья.

К группе мировоззренческих характеристик относятся: преданность идее (верность ей до конца), способность сконцентрироваться на одной идее и пожертвовать всем для ее претворения в жизнь, вера в свою правоту, психологическая готовность к смерти, склонность к аморальному, ассоциальному поведению.

Личностные характеристики, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: с позитивной и негативной модальностью. В группу с позитивной модальностью относятся: уверенность (в себе), смелость (бесстрашие), решительность, воля, физическое здоровье, сила, психическая устойчивость, упорство, образованность (если управляет), спокойствие, уравновешенность, невозмутимость, ум, сдержанность (способность не выдавать волнения, страха и других эмоций).

В группу с негативной модальностью относятся: неуравновешенность (эмоциональная, психическая), агрессивность, грубость, неадекватность, жестокость, злость, замкнутость (закрытость, малоразговорчивость), нервность, раздражительность, вспыльчивость, скрытность, расчетливость, властность, неуверенность в себе, недоверчивость, аморальность, несправедливость, самоуверенность, эгоистичность. Характеристики в обеих группах представлены в убывающем порядке по частоте их встречаемости в ответах респондентов.

Описание представлений о невербальных особенностях террориста: не улыбается, взгляд сосредоточенный, угрожающий, брови напряженно сдвинуты, губы поджаты, лицо выражает ярость и агрессию, движения и жесты резкие и жесткие. С испуганными глазами, с бегающими глазами. Поставленная речь.

Описание причин и мотивов их действий: человек, у которого было трудное детство, озлобленный на всех людей, обижен на жизнь, на людей, недовольный жизнью, отверженный обществом, обманутый судьбой, он не верит в то, что может жить спокойно, любить и т.д., неудовлетворенность политическим режимом.

Описание психического здоровья: с нарушенной, неустойчивой психикой, с психическими отклонениями, безумный, неуравновешенный, с маниакально-депрессивным характером, с садистскими наклонностями, нестабильная нервная система, испорченная наркотическими препаратами и сильным внушением, резкая смена настроения: от спокойствия до взрывов бешенства.

В количественном отношении выявлено существенное преобладание характеристик негативной модальности – 70 %, а 30 % характеристик имеет нейтральную и положительную модальность.

Согласно классификации психологических типов террористов Б. Савинкова, приведенной в работе Д.В. Ольшанского «Психология терроризма» [2], наибольшее количество представлений студентов о террористе (60 %) можно отнести к первому типу («холерик»). В нейрофизиологической трактовке И. Павлова, это тип сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения; одержимый множеством идей и эмоций, увлекающийся, но быстро остывающий. Нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не всегда хватает самообладания, подчас бывает вспыльчив и несдержан. По Г. Айзенку — это невротизированный экстраверт.

Второй тип («флегматик») – выражен в представлениях студентов гораздо слабее – 12 %. В трактовке И. Павлова, это тип сильный и устойчивый, уравновешенный, иногда инертный; спокойный, «надежный». Нервная система характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Реагирует спокойно и неспешно, не склонен к перемене своего окружения, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. По Г. Айзенку, это эмоционально устойчивый интроверт.

Третий тип – («сангвиник») в представлениях студентов отсутствует. По И. Павлову, это тип сильный, уравновешенный, подвижный. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. По Г. Айзенку, это тип эмоционально устойчивый и экстравертированный. Наиболее адаптивный среди всех остальных типов. Его решения основаны не на ситуативных эмоциях, а на устойчивых убеждениях, основанных не на эмоциональной вере, а на жизненном опыте.

Четвертый тип в представлениях студентов встречается в 13 % случаев. Он напоминает меланхолика. По И. Павлову, это откровенно слабый тип нервной системы. Он характеризуется слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения, обычно плохо сопротивляется воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолики пассивны и заторможены. Их деятельность часто тормозится негативными моральными переживаниями, которым они придают большое значение.

Кроме названных типов, студентами выделена группа представлений, которая характеризует террориста, как фанатика, смертника, с отсутствием моральных и нравственных принципов, одержимого своей целью, идеей, зомбированного, не ценящего жизнь ни свою, ни чужую.

Кроме того, использование в исследовании методики В.А. Лабунской «Социально-психологические характеристики субъекта общения» [3] позволили сравнить представления студентов о террористе с их представлениями о трудном партнере общения. Полученные данные говорят о том, что террористы, как и при свободном описании, наделяются существенно большим количеством характеристик, вызывающих затруднения в общении (83 %). Тем не менее, можно выделить характеристики, которые студенты выделяют, в качестве универсальных характеристик, затрудняющих общение, независимо от ролевой позиции (террорист или трудный партнер). В основном, это характеристики «отношения-обращения»: безразличное, неприязненное (враждебное), властное отношение к другим людям. И характеристики «навыков взаимодействия»: привычка перебивать разговор и желание навязать свою точку зрения.

Остальные, используемые характеристики, затрудняющие процесс общения, употреблялись студентами только при описании представлений о террористах: неумение соотносить действия и поступки людей с их качествами личности, застывшая поза, неподвижное лицо, неумение поставить себя на место другого человека, подозрительное отношение к другим людям, неумение аргументировать свои замечания, предложения, высокомерное, требовательное отношение к другому человеку, стремление занимать в общении ведущую позицию, несоответствие выражения лица его словам, систематическое передвижение во время общения, частые прикосновения, стремление оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении, концентрация внимания на собственных чувствах и мыслях.

Кроме этого, был проведен анализ представлений студентов об их поведении в роли заложников. По данным Д.В. Ольшанского [2], в ситуации заложничества наблюдается поведение трех типов. Первый тип – это регрессия с «примерной» инфантильностью и автоматизированным подчинением, депрессивное переживание страха, ужаса и непосредственной угрозы для жизни. Это апатия. Второй тип – это демонстративная покорность, стремление заложника «опередить приказ и заслужить похвалу» со стороны террористов. Это не депрессивная, а, скорее, стеническая активно-приспособительная реакция. Третий тип поведения – хаотичные протестные действия, демонстрации недовольства и гнева, постоянные отказы подчиняться, провоцирование конфликтов с террористами. В нашем случае представления студентов о собственном поведении практически полностью соответствуют описанным типам. В процентном соотношении эти представления распределились следующим образом: первый тип – 8 %, второй тип – 32 %, третий тип – 2 %. Можно говорить о том, что 42 % студентов могут адекватно спрогнозировать свое поведение. Но большая часть студентов (58 %), наряду с характеристиками второго типа добавляют поведенческие характеристики, направленные на поиск возможностей своего спасению и спасения окружающих. Среди этих активных действий можно выделить следующие группы: проинформировать соответствующие органы о случившемся и ждать помощи, организовать людей и обезвредить террористов самостоятельно, успокоить и поддержать окружающих, вступить с террористами в переговоры и наладить с ними контакт, при возможности убежать.

Таким образом, полученные данные в определенной степени могут помочь прогнозировать определенный тип поведения студенческой молодежи в ситуации заложничества, что позволяет понять какого рода помощь может быть оказана при проведении профилактических мероприятий.

Литература

  1. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  2. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – М., 2002.
  3. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учебн. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал