Террористические группы как объект информационно-пропагандистского воздействия

08.02.2010


Даутов Д.Ф.

Обсуждая проблему противодействия идеологии экстремизма и терроризма, как правило, подразумевают способы нейтрализации ее воздействия на сознание потенциально восприимчивых к ней людей.

Действительно профилактические методы борьбы с экстремизмом могут быть очень эффективны, однако требуют много времени для своей реализации.

Прямое информационное воздействие непосредственно на членов террористических групп способно оказать значительно более быстрый эффект. Однако подобная практика сталкивается с множеством трудностей связанных со специфическими особенностями подобных групп.

Во-первых, особенности их внутригрупповой динамики изолирует террористические группы от остального общества.

В подобных группах, как правило, отсутствует или серьезно нарушены процессы межгрупповой коммуникации. Члены группы практически не общаются с людьми вне границ своего сообщества, что способствует формированию негативной стереотипизации и предрассудков, группового фаворитизма и межгрупповой дискриминации при интерпретации действий "своих" и "врагов", а также снижению способности к рефлексивному анализу своих действий. С другой стороны, изолированность группы и постоянная угроза преследований усиливают сплоченность, групповое давление и конформность, влияние лидера на остальных членов группы. Это приводит к развитию феноменов "группового мышления": групповой поляризации, размыванию ответственности, недооценке последствий, сдвигу к риску, "туннельному видению" [1]. Кроме того, необходимость конспирации делает непроницаемыми границы группы изнутри: тот, кто покидает группу, угрожает безопасности остальных ее членов и подвергается преследованию.

Все это в целом затрудняет проникновению информации во внутригрупповое пространство. В таких группах существует целая система информационных фильтров позволяющая игнорировать ту информацию, которая не соответствует уже сформированной идеологической базе.

Во-вторых, особенности мотивационной сферы террористов, многообразие мотивов толкающих таких людей на экстремистскую деятельность, делает чрезвычайно сложным выработку универсальных методик информационного воздействия.

Так, в теории когнитивного диссонанса подчеркивает роль такого фактора, как вовлеченность индивида в террористическую деятельность: чем более длительным является пребывание человека в составе террористической группы, тем более возрастает его стремление найти идейные оправдания справедливости своих поступков.

В рамках концепций социального научения рассматривается роль механизмов подкрепления, социализации и когнитивных искажений в личности преступника: моральное самооправдание, занижение величины ущерба и т.д., направленных на сохранение положительной самооценки.

Наконец, известно, что на включение индивида в террористическую деятельность влияет трезвый расчет, субъективная оценка возможных рисков и выгод. Наибольшую роль эта рациональная составляющая играет в криминальном сообществе и, особенно, в политическом терроризме [2, 4].

В-третьих, личностно-психологические качества террористов зачастую делают их психику негибкой, ригидной, невосприимчивой к ненасильственным формам воздействия и новой информации.

Полученные в исследованиях данные позволяют выделить индивидуально-личностные качества, характеризующие террориста: агрессивность, депрессивные состояния, чувство вины, приписывание себе и другим недостатка мужественности, эгоцентризм, крайняя экстраверсия, потребность в риске и принадлежности к группе, поиск сильных ощущений [1, 2].

Обладатель сочетания подобных личностных качеств попадая в экстремистскую группу сам становиться заложником того образа жизни который он вынужден вести.

Стремление к риску, адреналиновая тоска, повышенная агрессивность толкает его на совершение преступлений и делает не восприимчивым к осуждению его поступков со стороны общества. А эгоцентризм и высокий уровень экстраверсии мешает подобным людям посмотреть на себя со стороны и дать своим действием объективную оценку.

Обозначенные особенности террористических групп и входящих в них индивидов позволяют говорить о решении существующих проблем прямого информационного воздействия при условии учеты одновременно трех составляющих: групповой динамики экстремистской организации, мотивационной сферы ее участников и личностных особенностей членов террористических групп.

Литература

  1. Bandura A. Moral disengagement in the perpetration of inhumanities // Personality and Social Psychology Review. - 1999. - V. 3. - P. 193-209.
  2. Кольцова В.А., Нестик Т.А., Соснин В.А. Психологическая наука в борьбе за мир: задачи и направления исследований // Психол. журн. - 2006. - Т. 16. – N 5. - С. 5-16.
  3. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психол. журн. - 1997. - Т. 18. – N 1. - С. 50-60.
  4. Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 2005. – N 6. - С. 3-36.

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал