Информационное противоборство в современном мире

03.02.2010


Появление во второй половине XX века ядерного оружия привело к невозможности разрешать противоречия между государствами традиционными военными средствами, обусловило поиск новых подходов к их разрешению. Одним из наиболее эффективных подходов, успешно практикуемых Соединёнными Штатами со второй половины XX века, является осуществление мер по завоеванию сознания опорных социальных групп, а не только территории государства - объекта управляемого воздействия. Такой подход многократно снижает возможные угрозы, затраты и потери при разрешении существующих противоречий. Данный подход не нов, он успешно применялся против России Германией и Великобританией в начале XX века при подготовке революции 1917 года, а также использовался Советским Союзом в деятельности Коминтерна, а затем в поддержке национально-освободительных движений. Особенностью современного этапа развития форм и методов аналогичной деятельности, проводимой Соединёнными Штатами, являются целенаправленность, глобальность и системность. Вашингтон к началу 90-х годов эффективно завершил первый этап долгосрочного курса, определённого в 1948 году в директивах СНБ N 20/1 «Цели США в отношении России» и N 58 «Задачи США в отношении стран Восточной Европы». В 80-х годах этот курс проводился в рамках доктрины «Освобождение». Основные концепции доктрины были разработаны комплексом неправительственных центров под эгидой Фонда «Наследие» в многотомном труде «Мандат на лидерство». При опоре на комплексное информационное превосходство в сферах дипломатии, экономики, науки, политических и военных отношений США склонили в условиях «холодной войны» советское руководство к принятию стратегических решений, которые привели к эскалации дисфункций советской управленческой и хозяйственной системы, завершившейся распадом Организации Варшавского Договора (ОВД) и СССР на множество образований. В последние годы данный подход в США обозначен термином информационная война. В «Объединённой доктрине информационных операций», принятой за океаном в 1998 году, сказано: «Информационная война - это комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника». В июне 2007 года в США была представлена новая стратегия борьбы с «мировым злом». Она разработана под руководством тогдашнего заместителя госсекретаря Карен Хьюз, возглавлявшей Координационный комитет стратегических коммуникаций и общественной дипломатии США. Поддержка фундаментальных ценностей американского общества и обеспечение национальной безопасности объявляются главной задачей стратегических коммуникаций и общественной дипломатии Америки. Стратегия подразумевает принятие всех необходимых мер для установления контактов с гражданами различных стран, которые разделяют фундаментальные ценности американского общества. В стратегии соответствующим структурам США предлагается развернуть эффективную работу с так называемыми «группами влияния» и «уязвимыми группами населения». В «группы влияния» включены политики, общественные деятели, религиозные лидеры, журналисты и другие люди, пользующиеся авторитетом в своих странах. К «уязвимым группам населения» отнесены молодёжь, женщины, национальные, религиозные и иные меньшинства. Сегодня интенсифицируется деятельность США по установлению «гарантированного» контроля над постсоветским пространством с опорой в условиях «холодного мира» на наращиваемое информационно-управленческое превосходство. Для достижения поставленных целей намечается активизация государственных СМИ США, расширение образовательных программ и программ обмена специалистами, помощь различным странам в сфере образования, здравоохранения и других областях. Все это именуется переходом к тактике «демократия в действии». Основной целью данных мероприятий применительно к России является создание предпосылок для дезинтеграции страны с последующим разделом на ряд управляемых, слабых в политическом, экономическом и военном отношении территориальных образований. Осуществляются эти мероприятия на системной основе при помощи развития дисфункций определённого государства, склоняющих его руководство к принятию предъявляемых Соединёнными Штатами и их союзниками требований. При этом могут быть выделены следующие основные формы/стадии данной деятельности. НЕВООРУЖЁННАЯ КОНФРОНТАЦИЯ, приводящая к «демократической» переориентации государства (пример - Грузия). Она осуществляется при опоре на невоенные воздействия (внешнеполитические, финансово-экономические, научные и технологические, экологические, информационные, демографические и социально-экономические, общественно-психологические, внутриполитические), направленные на скрытое ослабление национального потенциала и невооружённое насилие. В рамках данной формы/стадии используются и непрямые военные воздействия (военно-стратегическая дезинформация, военно-стратегические соглашения и договоры с государством - объектом воздействия, инициирование внешних и внутренних конфликтов государства - объекта воздействия с третьей стороной, провокации, диверсии, террористические акции вне и на территории государства - объекта воздействия силами третьей стороны), направленные на скрытое ослабление невоенных и военных основ национального и военного потенциала. ВООРУЖЁННАЯ КОНФРОНТАЦИЯ, в ходе конфликтов и войн, приводящая к кризисно-«миротворческой» переориентации государства (пример - Югославия). ПОСТКОНФРОНТАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - в формах оккупационно-силового и политического урегулирования, приводящее к военно-силовому подчинению государства (пример - Ирак). «Мягкий» сценарий реализации данных мероприятий охватывает возможности усиления влияния сил ориентированных на США; скрытого «перепрограммирования» влиятельных персоналий в высших эшелонах власти страны, в т.ч. с возможным использованием прямого и непрямого подкупа и шантажа, переубеждения и спецвоздействий (суггестивных, биохимических, техно-информационных и др.); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES физического устранения (через террористические акты, аварии на транспорте, спецвоздействия и пр.) ключевых фигур в руководстве страны, сопротивляющихся её трансформации; «демократического» приведения к власти ставленника США. «Полужёсткий» сценарий подчинения государства может включать: эскалацию кризисных и конфликтных процессов в развитии государства - объекта воздействия; естественные и/или инициируемые чрезвычайные бедствия в крупных его центрах (землетрясения, взрывы и аварии на крупных объектах эколого-опасного производства и др.), вызывающие «паралич» системы национального управления, эскалацию экологических бедствий, массовой паники, хаоса; срочные обращения за «международной помощью» со стороны «авторитетных общественных и государственных деятелей», в т.ч. из числа бывших и действующих представителей государственного управления; экстренные переброски в зоны бедствий боеготовых и мобильно усиливаемых контингентов коалиционных миротворческих сил, с формированием «временного правительства национального спасения»; динамичное развёртывание под их контролем местных органов управления на оккупируемых территориях с опорой на заблаговременно подготовленные там «силы поддержки» и привлечение к сотрудничеству лояльных представителей и формирований дислоцированных там военных и правоохранительных структур при подавлении сопротивления со стороны отдельных критически настроенных групп; расчленение территории указанного государства на отдельные контролируемые зоны, с последующим развёртыванием там «демократических» «выборов» и «судов», а далее - сети «независимых» государственных образований, полностью подчинённых де-факто государству, осуществляющему вышеуказанную деятельность. «Жёсткий» сценарий противоборства предполагается при недостаточной эффективности его предшествующих стадий, но с опорой на достигнутые на этих стадиях результаты, подрывающие готовность противника к сопротивлению развиваемой вооружённой агрессии до уровня, минимизирующего возможные потери государства-агрессора. В организации такого рода деятельности государство - объект воздействия - рассматривается как организм. Для поражения его «головы» (национального руководства) взаимосвязанно подрываются его подсистемы: «нервная» (административно-управленческая), «кровеносная» (финансовая и энергетическая), «двигательная» (социально-экономическая), «иммунная» (безопасности, медицины и экологии), «мышечная» и «воспроизводящая» (демографическая), «душа» (сознание социума) и, наконец, «руки» (армия). Особое внимание придается человеческому фактору. При этом развиваются средства и методы воздействия, которые скрыто используются на стадии невооружённой конфронтации, стирая фактическую грань между миром и войной. Системное применение этих средств и методов воздействия постепенно приводит государство к состоянию управляемости извне. Николай Димлевич

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал