Ислам в США: тенденции развития

03.06.2010


Ислам в США: тенденции развития

А.А. Воробьёва

Материалы VIII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 34. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. С.57-64

Соединенные Штаты Америки представляют собой уникальное культурологическое явление. С одной стороны, это страна многих культур, национальностей и вероисповеданий, сосуществующих на одной территории. С другой, любая культура, приходящая в США извне попадает в так называемый «плавильный котел», где она ассимилируется и становится частью общего американского культурного фона. Конечно, эти люди продолжают сохранять свои этнические особенности, однако они уже, прежде всего, граждане Америки.

Впрочем, этот прославленный «плавильный котел» в последнее время стал давать течь. И связано это прежде всего с ростом исламской общины на территории США.

Ислам пришел в Америку не традиционным путем — с Востока, а приплыл на кораблях из Африки в начале XVII века, когда оттуда стали привозить рабов, большинство из которых были мусульманами [1]. На «новой родине» их насильно обращали в христианство и давали европейские имена. Особенно строго исповедание ислама было запрещено рабам на Юге.

Впрочем, как видно из сегодняшней ситуации, современные афроамериканцы (сегодня это самое большое расовое

меньшинство в Америке) не забыли своих корней. В 1913 году основана первая «черная» мечеть — Мавро-американский научный храм в штате Нью-Джерси. А в 40—60-х годах начался настоящий бум возрождения ислама среди чернокожего населения, чему в немалой степени способствовали иммигранты, целыми потоками прибывавшие в Америку с Ближнего и Среднего Востока. В это время так называемые «черные мусульмане» создают целый ряд организаций, самой известной среди которых стала «Нация ислама», основанная в 1977 году Луисом Фарраханом (Luis Farrakhan). Организация стала известна главным образом расистским компонентом своей доктрины, согласно которому «белые» считались генетическими мутантами без цвета кожи и морали. Афроамериканцам предлагалось отказаться от христианства — религии белых людей и вернуться к традиционной религии своих предков — исламу, чтобы выжить во враждебном белом обществе. Такому резкому возрождению традиций ислама в немалой степени способствовало дискриминационное отношение к афроамериканцам со стороны белого большинства. В такой ситуации появление иммигрантов с Востока с их сплоченностью между собой и большой взаимовыручкой внутри общины представилось афроамериканцам «выходом из положения». Они считали ислам способом национального и культурного самоопределения, возможностью сохранить свою афроамериканскую идентичность. На протяжении всей истории «черных мусульман» в Америке рост их численности продолжал неуклонно расти и в 90-х годах американскому правительству пришлось признать их существование и влияние на афроамериканскую общину. Так, в 1990 г. состоялась первая конференция солидарности «Мусульмане против апартеида» в поддержку чернокожего большинства ЮАР, а в 1991 г. церемония традиционного чтения молитвы в Палате представителей Конгресса США была дополнена мусульманской молитвой.

Сейчас «черные мусульмане» составляют по разным оценкам от 25 до 50% всех мусульман Америки, т. е. около 2 млн. человек. В афроамериканской общине мусульманином является каждый пятый. Согласно статистике один из десяти

афроамериканцев принимает ислам в тюрьме, где среди чернокожего населения проводится активная пропаганда исламских ценностей, в основном, со стороны «Нации ислама». Этот факт влияет на отношение к «черным мусульманам» — многие люди воспринимают их как маргиналов, сообщество преступников. Афроамериканцы, исповедующие ислам, подвергаются также дискриминационным нападкам со стороны белого населения из-за отождествления их с «Нацией ислама», численность которой сейчас составляет всего несколько тысяч. Такое отождествление связано с тем, что многие афроамериканцы действительно начали свой путь в исламе с членства в этой организации, не задерживаясь там, правда, надолго. Итак, афроамериканцы стали первыми мусульманами в США и, по словам профессора Вашингтонского университета Акбара Ахмеда, «создали своего рода фундамент мусульманского сообщества США» [2].

Первые заметные потоки мусульман — иммигрантов с Востока, начались в 1948 году, когда первые палестинские беженцы прибыли в Америку после создания Израиля. После 1965 года, когда иммиграционные законы стали либеральными (принятие закона МакКаррена — Уолтера и проведение иммиграционной реформы) численность мусульманской общины в Америке продолжила свой рост. Мусульмане из Ближнего и Среднего Востока, а также из Южной Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш) сформировали значительные сообщества по всей стране, но оставались для своих «белых» соседей практически незаметными, причем во многом по собственной воле. Одна из причин подобной пассивности состояла в том, что многие иммигранты искали в Америке спасения от политических неурядиц и преследований на своей родине, а потому старались держать головы как можно ниже. Их не замечали до 1995 года, когда 19 апреля взрывом бомбы был разрушен административно-культурный центр в Оклахома-Сити.

В результате взрыва погибли 168 человек. Сначала в этом происшествии обвинили именно мусульман, впрочем скоро выяснилось, что взрыв был организован белым немусульманином по имени Тимоти Макквей.

Однако действительно пристальное внимание на мусульман было обращено после трагических событий 11 сентября 2001 года, когда террористы взорвали Всемирный торговый центр. После этого происшествия рядовые американцы заметили, как много рядом с ними проживает мусульман. В последующие недели Коран стал одной из самых продаваемых книг в американских книжных магазинах.

Сразу же после теракта президент США Джордж Буш-младший, предвидя возможную реакцию граждан, просил нацию воздержаться от нанесения «ответного удара» по мусульманскому американскому сообществу. Тем не менее, этот удар был нанесен.

Реакция американцев была двоякой. С одной стороны, на арабов, мусульман или просто на людей, которые были похожи на арабов или мусульман, был совершен ряд нападений, в мусульманских кварталах прокатилась волна погромов. Несмотря на заявления многих американских и западноевропейских политиков о том, что нельзя отождествлять терроризм и ислам, «некоторые христианские проповедники после 11 сентября обрушились на ислам как на религию. Для миллионов американских мусульман одиозной фигурой стал священник Франклин Грэм, который не так давно объявил ислам «порочной религией», а пророка Мухаммада — «демоном и педофилом»» [3].

С другой стороны такая атака на ислам и его приверженцев только спровоцировала рост интереса к этой религии среди немусульманского населения Америки. Продажа книг по исламу стала одним из самых доходных видов бизнеса в этой области. Многие интернет-сайты исламских организаций в США испытывают постоянные перегрузки. Эта тенденция не спадает даже сейчас, по прошествии четырех лет.

Перед мусульманским сообществом с одной стороны и правительством США с другой встала проблема дальнейшего сосуществования на одной территории.

Между тем, доподлинно не известно даже точное число проживающих в США мусульман [4]. Цифры колеблются от 3 миллионов по самым скромным оценкам до 15 миллионов по данным Исламского верховного совета Америки. По данным крупнейшего американского специалиста в области религиозной статистики Дэвида Баррета в 1900 году в США жили 10 тыс. мусульман, в 1970 г. — 800 тыс. (из них 200 тыс. афроамериканцев), в 2000 г. — 4,1 млн. (в том числе 1,7 млн. афроамериканцев). Самый большой и всесторонний опрос — Национальный опрос религиозной идентификации (113 тыс. респондентов) — был проведен в 1990 г. учеными из академии Нью-Йоркского университета во главе с Барри Косминым и Сеймуром Лачманом: доля мусульман в населении США составила 0,30% [5].

Таким образом, даже из относительно устаревших данных видна неуклонная тенденция роста мусульманской общины в США. Этот рост обусловлен двумя основными причинами: во-первых, притоком иммигрантов, который, правда, в последнее время ослаб из-за ужесточения въезда и выдачи виз для жителей восточных государств, но все же продолжается; во-вторых традиционно большими семьями — в мусульманских странах принято иметь много детей.

Рост же популярности ислама среди немусульманского населения Америки вызван, как полагают многие эксперты особенностями самой религии, а именно — возможностью общения с Богом без посредников. Кроме того, в вопросе прилива в ряды мусульман новых последователей играет роль сплоченность мусульманской общины, что очень важно для вновь прибывших иммигрантов из других, немусульманских стран.

Действия мусульманской общины сейчас в основном направлены на развенчание мифов об исламе, созданных СМИ Америки. Так, в США начал вещание первый англоязычный кабельный телеканал для мусульман, сообщает газета Washington Times [6]. Поводом к созданию Bridges TV стало желание продемонстрировать американцам истинное лицо быстрорастущего мусульманского сообщества и реальную картину их жизни.

Правительство США, в свою очередь, выпустило ряд видеороликов о жизни мусульман в Америке. По замыслу авторов, эти фильмы призваны развеять популярные среди мусульман мифы о преследовании ислама в США. Однако, правительства исламских стран сочли содержание этих роликов не соответствующим действительности и власти Ливана даже запретили их показ в своей стране. Комментируя этот шаг, министр информации Ливана Гази Ариди заявил: «Эти фильмы содержат слова, противоположные истине. В них говорится, что Америка хорошо относится к арабам и мусульманам, а это неправда» [7]. Такие заявления небеспочвенны. Так, в США зафиксировано множество случаев высылки из страны мусульман, имеющих проблемы с визами. При этом отношение к нарушителям другого вероисповедания гораздо более либерально. Кроме того, по оценкам общественной организации «Совет по американским исламским связям» (Council on American Islamic Relations, CAIR), в 2002 году число антиисламских актов в США выросло на 15% по сравнению с 2001 годом. Т. е. акции возмездия продолжаются. Американское правительство сейчас ищет новые пути диалога с мусульманами своей страны, однако способ разрешения сложившейся ситуации американские политики видят только один — модернизировать ислам. Заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц заявил о необходимости исламской реформации накануне вторжения американских войск в Ирак.

Тем не менее, мусульманская община в Америке продолжает неуклонно расти — увеличивается количество мечетей (сейчас в стране их около 1500) и мусульманских школ (в США их насчитывается около 550), которые в последнее время стали очень популярными в США. По данным исследования, проведенного Pew Research Center for the People and the Press только 10% американских мусульман имеет низкий уровень дохода. 52% относятся к среднему классу, 28% могут назвать себя богатыми людьми. Этим ситуация с мусульманским меньшинством в США отличается от ситуации, сложившейся в Западной Европе, где большинство людей, исповедующих ислам, принадлежат к рабочему классу [8]. Благодаря такой сравнительно высокой классовой принадлежности, мусульманская община в Америке имеет немалое влияние на политическую и общественную ситуацию в местах своего наиболее компактного проживания, т. е. в таких штатах как Нью-Йорк, Калифорния, Нью-Джерси, Вашингтон, Иллинойс, Массачусетс и Огайо. Социологи прогнозируют, что к 2010 году исламская община станет второй по численности в США после христиан, обогнав иудейскую. С таким ростом количества мусульман в Америке связаны многие опасения американского правительства. Особенно это опасения связаны с ситуацией в американской армии, где мусульмане сейчас составляют самое большое религиозное меньшинство. Подобное беспокойство выразил консультант по вопросам национальной безопасности Пентагона и ЦРУ, ведущий научный сотрудник Центра политики безопасности, руководитель программы «Исламский радикализм и международный терроризм» Алекс Алексиев на семинаре в Москве в 2003 году. Он заявил, что военные сейчас являются «целевой аудиторией» для насаждения мусульманства; так, во время войны в Персидском заливе ислам приняли более 3 тыс. американских военных. Решением подобной проблемы Алексиев считает начало активных действий против распространения ислама в США [9].

Таким образом, видно, что политика американского правительства по отношению к мусульманам, проживающим в США крайне противоречива — с одной стороны, власти заявляют о необходимости налаживания отношений с исламским населением страны, а с другой, методы, которые используются для такого «налаживания» весьма двусмысленные. Мусульманская община, в свою очередь, несмотря на активные внешние действия, все же, во многом — из-за особенностей религии, остается замкнутым сообществом..

Для мусульманской традиции характерно деление всего мира на «Дар Аль-Ислам» — «Землю ислама» и «Дар Аль-Харб» — «Землю войны». Раньше считалось, что мусульманину не следует жить на «Земле войны». Сейчас ситуация изменилась в связи с процессом глобализации всего мира и превращении его в «глобальную деревню». И мусульмане, как считает директор проекта «Роль мусульман в общественной жизни Америки» профессор Джорджтаунского университета Захид Бухари, «вполне могут жить в странах, где большинство населения не исповедует ислам, принимать участие в жизни этих государств и оставаться хорошими мусульманами» [10].

Однако на данный момент, обстоятельства в США складываются таким образом, что за исламом до сих пор сохраняется образ «иной веры», «иной культуры».
Примечания

[1] На этот счет существуют различные мнения. Приведенной здесь точки зрения придерживаются, например, имам центра Мусульманского сообщества в Сан-Франциско Кадир Абу аль-Амин, а также руководитель исламских исследований в Вашингтонском университете профессор Акбар Ахмед.
[2] Марк Смирнов. Американцы в исламе // НГ—религии от 15.01.2003
[3] Евгений Бай. Исламский бум // Известия от 01.09.2002
[4] Точных данных на этот счет нет, т. к. переписи населения, проводимые в США, не оценивают принадлежность жителей страны относительно их принадлежности к той или иной религии.
[5] Данные приводятся по: Михаил Тульский. Ислам в неисламском мире // Независимая газета от 29.09.2001
[6] «Новое Русское Слово», 01.12.2004
[7] Информационное агентство «Русская линия».
[8] По данным инф. агенства Washington ProFile.
[9] Журнал «Россия в глобальной политике», новости от 21.11.2003
[10] «Время новостей» от 03.03.2004
 

Ответы экспертов:

Экстремистам - отдельную камеру. За и против?

Дискуссионный материал С.Оганесяна и В.Михайлова о необходимости отдельного содержания лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, в учреждениях УИС.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде»

Актуальные вопросы противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде эксперты будут обсуждать в течение двух дней. В первый день работы форума, 24 сентября, будут работать пять секций на базе образовательных организаций города. 25 сентября в Российском университете дружбы народов состоится пленарное заседание форума.

Отправить материал