Вашингтонский саммит по ядерной безопасности



Вашингтонский саммит по ядерной безопасности

В Вашингтоне прошел международный саммит по ядерной безопасности. Участие в нем приняли 47 стран, включая США и Россию, а также ООН, МАГАТЭ и ЕС. Россию на форуме представлял президент Дмитрий Медведев.


Участники саммита "присоединились к призыву президента США Барака Обамы обеспечить безопасность всех уязвимых ядерных материалов за четыре года в ходе работы по укреплению физической ядерной безопасности", говорится в коммюнике, принятом по итогам работы саммита.

Ниже следует текст документа:

Ядерный терроризм является одной из наиболее вызывающих угроз международной безопасности, а эффективные меры в области физической ядерной безопасности представляют собой наиболее действенные средства в целях предотвращения получения террористами, преступниками или другими неуполномоченными субъектами доступа к ядерным материалам.

В дополнение к нашим общим целям ядерного разоружения, ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии, мы все также разделяем цель обеспечения физической ядерной безопасности. Поэтому собравшиеся здесь, в Вашингтоне, Округ Колумбия, 13 апреля 2010 года, привержены укреплению физической ядерной безопасности и предотвращению угрозы ядерного терроризма. Для достижения успеха потребуются ответственные национальные меры и постоянное и эффективное международное сотрудничество.

Мы приветствуем и присоединяемся к призыву Президента США Барака Обамы обеспечить безопасность всех уязвимых ядерных материалов за четыре года в ходе нашей работы по укреплению физической ядерной безопасности.

Поэтому мы:

1. Подтверждаем основную ответственность государств, согласно их соответствующим международным обязательствам, обеспечивать эффективную физическую безопасность всех ядерных материалов, включая ядерный материал в ядерном оружии, и ядерных установок, находящихся под их контролем; предотвращать возможность получения неуполномоченными государством субъектами доступа к информации и технологиям, необходимым для использования такого материала в злоумышленных целях; подчеркиваем важность надежной национальной законодательной и регулятивной базы для обеспечения физической ядерной безопасности;

2. Призываем государства договориться работать сообща как международное сообщество для продвижения в области обеспечения физической ядерной безопасности, по необходимости запрашивая и предоставляя помощь;

3. Признаем, что высокообогащенный уран и выделенный плутоний требуют специальных мер предосторожности и соглашаемся продвигать меры по обеспечению физической безопасности, учета и консолидации этих материалов там, где это возможно; и поощряем перевод реакторов с высокообогащенного на низкообогащенное урановое топливо и минимизацию использования высокообогащенного урана там, где это технически осуществимо и экономически целесообразно;

4. Мы будем стремиться полностью выполнять все существующие в области физической ядерной безопасности обязательства и работать в направлении взятия на себя тех обязательств, к которым мы еще не присоединились, в соответствии с национальными законами, политикой и процедурами;

5. Поддерживаем цели международных инструментов в области физической ядерной безопасности, включая Конвенцию о физической защите ядерного материала и Поправку к ней, а также Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, как необходимые элементы архитектуры глобальной физической ядерной безопасности;

6. Вновь подтверждаем основную роль Международного агентства по атомной энергии в сфере международной физической ядерной безопасности и намерение работать для обеспечения того, чтобы Агентство продолжало иметь соответствующую структуру, ресурсы и экспертизу, необходимые для выполнения его уставной деятельности в соответствии с его Уставом, соответствующими резолюциями Генеральной Конференции и Планами по физической ядерной безопасности;

7. Признаем роль и вклад Организации Объединенных Наций, а также вклад Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма и Глобального партнерства под эгидой «Группы восьми» против распространения оружия и материалов массового уничтожения в рамках их соответствующих мандатов и круга участников;

8. Признаем необходимость наращивания потенциала физической ядерной безопасности и сотрудничества на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях в целях развития культуры ядерной физической безопасности через развитие технологий, человеческих ресурсов, обучение и инструктаж, а также подчеркиваем важность оптимизации международного сотрудничества и координации в предоставлении помощи;

9. Признаем необходимость сотрудничества между государствами с целью эффективного предотвращения и реагирования на случаи незаконного оборота ядерного материала; соглашаемся обмениваться, в соответствии со своими национальными законами и процедурами, информацией и опытом через двусторонние и многосторонние механизмы в соответствующих областях, таких как ядерное обнаружение, криминалистическая экспертиза, правоприменение, а также развитие новых технологий;

10. Признаем непреходящую роль ядерной промышленности, включая частный сектор, в деле обеспечения физической ядерной безопасности, и будем работать с промышленным сектором с целью обеспечения должного приоритета для физической защиты, учета материалов и культуры безопасности;

11. Поддерживаем осуществление солидной практики в области физической ядерной безопасности, которая не нарушала бы прав государств на развитие и использование ядерной энергии в мирных целях и технологий и способствовала бы развитию международного сотрудничества в области физической ядерной безопасности;

12. Признаем, что меры, способствующие обеспечению физической безопасности ядерного материала, также значимы применительно к безопасности радиоактивных веществ и поощряем усилия, направленные также на обеспечение физической безопасности этих материалов.

Поддержание эффективной физической ядерной безопасности потребует постоянных усилий на национальном уровне, сопряженных с международным сотрудничеством и осуществляемых государствами на добровольной основе. Мы будем способствовать укреплению глобальной физической ядерной безопасности через диалог и сотрудничество со всеми государствами.

Исходя из этого, мы публикуем План Работы в качестве руководства для национальных и международных действий, включая взаимодействие по линии соответствующих международных форумов и организаций.

Следующий саммит по физической ядерной безопасности состоится в 2012 году.

Инициатива о проведении в Вашингтоне саммита по ядерной безопасности "была абсолютно своевременной", и саммит "завершился полным успехом", заявил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая в Институте Брукингса по итогам саммита.

"Темы разоружения и нераспространения актуальны для большого числа стан, и сегодняшнее обсуждение это подтвердило", - подчеркнул президент РФ. - Я не помню более беспроблемного саммита, где бы участники были столь единодушны в оценке текущей ситуации. Это не экономику обсуждать, не говорить о путях преодоления глобального кризиса - это все-таки то, что для любого государства, которое было на саммите представлено, является реальным вызовом, реальной угрозой".

"Сегодня мир переживает период глубокой трансформации, сталкивается с серьезными вызовами и ищет новые модели развития, - сказал Медведев. - В их основе - взаимосвязь и сопряжение интересов. Мир будет гармоничным, если его частицы будут не сталкиваться друг с другом, а дополнять друг друга. Демократия, права человека и рыночная экономика составляют сегодня основу не только национального развития, но и международных ценностей. Диалог между Россией и США - их важная составляющая. Искренне рад, что наше сотрудничество укрепляется и начинает приносить конкретные результаты. Доволен тем, что за последние год с небольшим удалось изменить атмосферу российско-американских отношений".

Россия вместе с партнерами по "шестерке" обсуждает тему санкций в отношении Ирана, сообщил Дмитрий Медведев. "Сейчас говорится о необходимости введения санкций против Ирана, и причины этих предложений абсолютно понятны. Иран так и не отреагировал на те компромиссные идеи, которые были ему предложены", - отметил он. "Мы обсуждаем эти вопросы, эти санкции с нашими коллегами по "шестерке". Я обсуждал последний раз этот вопрос с президентом Обамой в Праге, когда мы встретились, чтобы подписать Договор /по СНВ/", - рассказал российский лидер. Однако, предупредил он, "это не значит, что санкции очень полезная вещь. Более того, они не всегда приносят результат и уж точно не должны наказывать народ". "Они должны обеспечивать режим нераспространения ядерного оружия. Только в этом случае они могут быть эффективными", - убежден глава российского государства.

Отвечая на вопросы экспертов Института Брукингса, президент вновь подчеркнул, что "Иран действительно создает определенные проблемы". "Для нас самое главное, конечно, убедиться в том, что из себя представляет ядерная программа" Ирана, который "как и любой член международного сообщества имеет право на развитие мирной ядерной программы". "Вопрос в том, чтобы убедить мировое сообщество, что она сугубо мирная. А вот здесь и есть проблема, и за последнее время она стала сложнее". "К сожалению, Иран, по сути, игнорирует те вопросы, которые ему адресуют, либо отделывается малозначительными фразами и предложениями", - отметил Медведев.

По его словам, ему "не хотелось, чтобы были введены санкции, потому что это всегда репрессии с целью что-либо побудить сделать. Но если не произойдет чего-то другого, нам придется рассмотреть вопрос о санкциях". Президент России "не сторонник так называемых парализующих санкций, которые обрекают на страдания народ, потому что, во-первых, это просто не соответствует морали, а, во-вторых, это способно вызвать обратный и очень опасный результат". "В ряде случаев есть основания полагать, что именно этого и ждут некоторые для того, чтобы произошло реальное схлестывание позиций", - не исключил он.

"Мы все представляем, что будет на Ближнем Востоке, если там будет совершен хотя бы один акт ядерного терроризма или же использовано ядерное оружие", - заявил Медведев. "Ближний Восток поэтому и ближний и такой маленький, что там достаточно, чтобы начались взрывы в одном месте, чтобы это все перекинулось в другие страны. Кроме того, это будет сопровождаться масштабной гуманитарной катастрофой. Просто исходом людей из разных стран, - сказал он. - Но и, может быть, самое неприятное, что это реально подстегнет гонку ядерных вооружений". "Наши многие коллеги из арабского мира, не скрывая, говорят, что если Иран получит ядерное оружие, то они церемонится не будут и тоже заведут его", - рассказал Медведев. "Тогда никакие саммиты уже не помогут", - убежден президент РФ.


Договор о нераспространении ядерного оружия /ДНЯО/ был одобрен 12 июня 1968 года на ХХП сессии Генеральной Ассамблеи ООН и открыт для подписания 1 июля 1968 года в Лондоне, Москве и Вашингтоне /депозитарии документа - правительства Великобритании, России и США/. Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами- депозитариями, а также 40 другими странами. В 1992 году к Договору присоединились Франция и Китай, таким образом, все пять ядерных государств- постоянных членов Совета Безопасности /СБ/ взяли на себя обязательства по этому документу. Присоединение к нему в качестве неядерных государств Белоруссии, Казахстана и Украины /1993-1994/ устранило обеспокоенность мирового сообщества относительно тактического и стратегического ядерного оружия /ЯО/, оставшегося на территории этих стран после распада СССР. В настоящее время участниками Договора являются 189 государств.

Договор охватывает три основных положения: ядерное разоружение пяти ядерных держав, нераспространение ядерного оружия, и содействие неядерным странам в деле мирного использования АЭ.

Согласно ДНЯО, государством, обладающим ЯО, "является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года", т.е. тем самым исключается появление новых "де-юре" ядерных государств. Таким образом, к официальным ядерным державам относятся США, Великобритания, Франция, Китай и СССР, в 1991 году после распада Советского Союза статус официального ядерного государства сохранила за собой Россия. Другие страны, подписавшие ДНЯО, добровольно отказались от права обладания ядерным оружием.

ДНЯО содержит встречные обязательства ядерных и неядерных государств. Первые обязались не передавать кому-либо ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, - не производить и не приобретать его. Однако ДНЯО не запрещает размещение ЯО на территории государств, не обладающих им.

Договор поддерживает неотъемлемое право сторон развивать ядерную энергетику в мирных целях. И в то же время в его рамках создана система гарантий, в соответствии с которой Международное агентство по атомной энергии /МАГАТЭ/ имеет право проверять выполнение неядерными странами своих обязательств по нераспространению ядерного оружия.

ДНЯО предусматривает возможность внесения поправок в Договор и право каждого государства выйти из него. Единственной страной, воспользовавшейся этим правом, стала КНДР, заявившая о выходе в январе 2003 года. В 2006 и 2009 гг. КНДР испытала ядерное оружие. В ДНЯО не участвуют также неофициальные ядерные государства - Израиль, Индия и Пакистан. Израиль никогда официально не признавал, но и не отрицал наличия у него ЯО. Точных сведений о израильской ядерной программе нет, но считается, что страна имеет примерно 200 единиц ядерного оружия. Индия и Пакистан открыто провели ядерные испытания /Индия в 1974 и 1998, Пакистан в 1998/. Предположительно, Индия владеет 100-150 ядерными боеголовками, у Пакистана их 30-50.

Ответы экспертов:

Почему радикальный исламизм становится модным в молодежной среде

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Южный федеральный университет, факультет психологии, 12-14 октября 2009 года

Фото

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

Мероприятия

В Москве пройдет конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде»

III Всероссийская научно-практическая конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде» состоится в Москве 27 и 28 сентября 2016 года.

Отправить материал