Корни терроризма



Корни терроризма

Существует определенная зависимость между уровнем бедности, наличием политических свобод и активностью террористов. Однако экономика играет в деле производства террористов весьма ограниченную роль.

Многочисленные исследования показывают, что неблагоприятные экономические условия повышали вероятность государственных переворотов и политической нестабильности. Кроме того, некоторые исследователи обнаружили взаимосвязь между экономическими показателями и риском начала гражданских войн, в то время, как политические факторы оказывали на них незначительное влияние. Так как терроризм является одним из проявлений политического конфликта, то возможно предположить, что экономические невзгоды также повышают риск активизации террористов в той или иной стране.

По данным Альберто Абади из Гарвардского Университета, для бедных стран риск террористических атак невысок. Уровень политической свободы имеет значительно более сильную, хотя и не однозначную,  связь с риском возникновения террористических очагов. Страны со средним уровнем политической свободы чаще встречаются с проявлениями террористической деятельности, чем страны с высоким уровнем свободы, или страны, в которых правят авторитарные или тоталитарные режимы. Кроме того, как показывает опыт Ирака, а до этого России и Испании, переходный период от авторитарного режима к демократии может сопровождаться ростом террористической активности.

Абади также доказывает, что географические факторы, такие, как тропический климат и обилие гор, также имеют большое значение при исследовании возможности возникновения рисков, связанных с терроризмом. В труднодоступных местностях террористам намного легче организовывать свою деятельность, проводить тренировочные занятия, обеспечивать финансирование своих операций, например, за счет производства и транспортировки наркотиков. Неспособность некоторых государств мира бороться с терроризмом часто оправдывается именно труднодоступностью местности, где они базируются - в Афганистане это горы, в Колумбии - тропические леса.

Абади приходит к выводу, что определенной связи между терроризмом и экономическими показателями не существует. Вместе с тем, автор обнаруживает сильную, хотя и не прямую связь между терроризмом и уровнем политической свободы общества.

Другие исследователи - Алан Крюгер из Принстонского Университета и Джитка Малечкова из Университета Чарльза - утверждают, что связь между уровнем бедности и уровнем образования населения и его вовлеченности в террористические атаки, весьма невелика. Наоборот, в некоторых случаях наблюдается противоположное явление - богатые и образованные люди чаще становятся террористами, чем их бедные и малограмотные соплеменники. Авторы объясняют это тем, что более образованные люди из более обеспеченных семей чаще склонны участвовать в политической жизни, отчасти потому, что политическая активность требует определенного уровня заинтересованности, знаний и готовности тратить силы и время в защиту своих политических идеалов. У необразованных и бедных на подобные занятия просто не хватает сил, средств и времени. Кроме того, международные террористические организации могут отдавать предпочтение более образованным лицам из высшего и среднего класса, так как последним будет намного легче проникнуть в новую среду, создать сеть сторонников и осуществить теракт.

Таким образом, повышение уровня экономического благосостояния и образования не повлечет за собой автоматического уменьшения террористической активности. В сфере образования, как считают авторы, необходимо не только совершенствовать количественные показатели (например, увеличить срок обучения или уменьшить размеры классов), но также кардинально пересмотреть содержание учебников. Террористы чаще всего появляются в странах, где существуют серьезные проблемы в области гражданских прав и свобод, то есть, корни терроризма лежат, скорее всего, в политической, а не в экономической плоскости.

Бедность на национальном уровне может косвенно влиять на проявления терроризма, так как бедность и экономические невзгоды, во многих случаях, являются причиной начала гражданских войн. Тем не менее, наличие гражданской войны еще не является гарантом возникновения терроризма. Терроризм развивался во многих странах, где гражданских войн не наблюдалось. Таким образом, если связь между гражданскими войнами и террором не ясна, то связь между экономическими условиями и терроризмом также трудно установить.

Аналогичные результаты были получены другими учеными. Так Чарльз Рассел, профессор колледжа ВВС США и школы специальных операций ВВС США, проанализировал биографии более 350 человек, принявших участие в террористических актах, проведенных в Латинской Америке, Европе, Азии и на Ближнем Востоке с 1966 по 1976 годы. Список включал членов 18 террористических группировок. Исследование показало, что большинство участников террористического подполья имеют весьма солидный уровень образования. Две трети из них имели высшее образование и даже научные степени. Также две трети арестованных террористов были выходцами из семей, принадлежащих к среднему и высшему классу их обществ.

По данным Марка Сейджмэна, старшего научного сотрудника Центра стратегических и международных исследований, подавляющее большинство террористов являются представителями среднего класса, а их лидеры и вовсе происходят из обеспеченных слоев населения, занимающих высокое социальное положение. Причем, как правило, они происходят из семей, придерживающихся весьма умеренных религиозных взглядов. Две трети террористов учились в высших учебных заведениях, большей частью - в светских.

По материалам проекта Washington ProFile

 

http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/washprofile/korter/


Ответы экспертов:

Представитель Президента России в СКФО: Терроризм будет искоренен и уничтожен

Брошюра "ИГИЛ - угроза человечеству"

Фото

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

Мероприятия

В Пятигорске пройдет форум «Информационная безопасность в науке и образовании»

На базе Пятигорского государственного университета пройдет научно-практический форум «Информационная безопасность в науке и образовании», посвященный вопросам обеспечения комплексной и информационной безопасности образовательных организаций.

Отправить материал