Национализм – это жажда власти

04.12.2011


Национализм – это жажда власти

(реферативное исследование)

подготовила: Булавинцева Валерия

Московский государственный лингвистический университет, 1 курс

2011

 

Под национализмом понимается определение своей социальной идентичности народа или государства. Субъективное восприятие национализма включает убеждение, а понятие национализма определенного народа имеет для такового первостепенное значение.

Термин национализм также используется для описания движения по созданию или защиты родины для этнической группы. В некоторых случаях данное определение дается однородной национальной культуры в сочетании с негативным отношением к другим расам и культурам.

 Национализм может быть реакционным, призывая вернуться в национальное прошлое,  иногда его используют для высылки иностранцев. Другая форма национализма - революционная, призывает к созданию независимого государства, как родины этнических подклассов.

Национализм подчеркивает коллективную идентичность. Главная идея национализма заключается в том, что «народ» должен быть автономным, единым и выражать одну национальную культуру. Поэтому национальные флаги, гимны и другие символы национальной идентичности часто считаются священными, как если бы они были религиозными, а не политической символики.

Некоторые ученые вкладывают в понятие «национализм» негативный смысл, противостоящий более позитивной перспективе - «патриотизму». Рассмотрим данное явление подробнее.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, а также объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму.

Главной тенденцией современного мира является глобализация, с чем соглашаются сейчас большинство политологов. Этот процесс очень многогранен и объективен, его нельзя описать в двух словах.

Идеологией глобализации является либерализм, а целью — построение единой мировой рыночной цивилизации с деньгами в качестве основополагающей ценности. Либерализм подразумевает «четыре свободы»: свободное передвижение товаров, свободное передвижение людей, свободное передвижение капиталов и свободное передвижение технологий. Однако и национализм, и сопутствующая ему теория права наций на самоопределение также являются сугубо западными доктринами.  США и Европа, как нам известно, поддерживают многочисленные сепаратистские движения в мире от Восточного Тимора и Тибета до Чечни и Косова.

Один из ведущих апологетов глобализации Дж. Розенау предлагает термин умеренный национализм (fragmentation), обозначающий явление, состоящее из взаимно дополняющих друг друга мировых процессов интеграции и фрагментации, одинаково свойственных современному миру. С его точки зрения, умеренный национализм вполне отражает тенденции современности и уместен в глобальном обществе, если не вступает в противоречие с мировыми интеграционными процессами (integration).

Именно формула fragmegration в наибольшей степени отражает взаимоотношения между глобализацией и национализмом в современном мире. То есть если национал-сепаратизм албанцев Косова способствует скорейшему вхождению жителей в мировые наднациональные интеграционные структуры и обеспечивает «четыре свободы», то его следует поощрять. Если же национализм пытается ограничить распространение либеральных ценностей на определенных территориях (как в случае с правыми силами в Германии или во Франции) или способствует уходу регионов из более либеральной системы в менее либеральную (как в случае с Абхазией, Северной Осетией, Турецкой республикой Северного Кипра), то ему необходимо противодействовать как с помощью международного права, так и силовыми методами.

 Национализм, таким образом, с точки зрения либеральных держав, является второстепенным фактором современности, который может быть допущен лишь в том случае, если он не противоречит глобальным интеграционным процессам.

Большинство современных националистов согласны занимать второе почетное место. Их вполне устраивают основные тенденции современного мира: глобальное неравенство, секуляризация, неприкосновенность личности и частной собственности, рыночная экономическая система.

У национализма и либерализма три общих противника: племенное сознание, клерикализм и коммунизм. Сторонники обоих идеологических направлений разделяют прогрессистские взгляды на историческое развитие.

Правых националистов, националистов консервативных не устраивают лишь некоторые вторичные аспекты глобализации, такие, как утрата расовой чистоты, элементов национальной культуры, упадок морали, появление многочисленных инокультурных элементов в политическом, экономическом и правовом поле и т. п.

Националисты надеются избежать дурного влияния глобализации с помощью налагаемых на глобализацию экономических, юридических и политических ограничений. Но, не предлагая полноценной альтернативы и оставаясь в тесных рамках национальных государств, обрекают себя на поражение.

Среди националистов  широко распространено мнение, что в современном мире есть развитые национальные государства, сумевшие сохранить в условиях глобализации свою культурную идентичность, и потому другим странам следует брать с них пример. Это, прежде всего, Япония и Израиль. Действительно, трудно спорить с фактами: обе эти страны показали поистине огромные темпы своего развития в ХХ веке, причем национализм (в разной степени) до сих пор является серьезной основой их идеологии. Оба государства — признанные региональные державы, чье влияние распространяется далеко за пределы их границ, мировые лидеры по производству высокотехнологичной продукции. Географически далекая, но такая близкая благодаря доступности своих первоклассных потребительских товаров Япония стала одним из всемирных символов устойчивого развития, опирающегося на традиции. Израиль же, из-за тесных связей с Россией и фактического отсутствия критических материалов на русском языке в отношении его современного состояния, благодаря умелой кампании по созданию позитивного имиджа страны, также превратился в кумира современных националистов.

Рассмотрим национализм и в других странах.

Национализм в Германии возник как реакция на наполеоновскую оккупацию. Начиная с Гердера и Фихте, немецкие националисты полагали, что Германия упирается корнями в древний немецкий этнос и что политические критерии включения в нацию несущественны. Например, Фихте в своем «Обращении к германской нации» (1807) утверждал, что немцев характеризует оригинальный язык и прослеживаемая с первобытных времён природа германского характера, что наделяет ее метафизическим национальным духом. Однако если в прошлом история немецкого народа во многом зависела не от него, то в будущем, по мнению Фихте, немцы должны были вершить свою историю сами. Этот призыв был подхвачен другими немецкими философами и писателями, что привело к возникновению романтизма.

Национализм в Индии обострился в конце XIX века в связи с борьбой с британским империализмом. Националисты утверждали, что Индия должна сама осуществлять собственную политику; что свободная Индия способна остаться единой территорией; что индусов объединяет религия (индуизм). Главной победой индийского национализма стало обретение независимости в 1947 г. При этом одной из серьёзных проблем стал выбор государственного языка, в результате чего их стало два: хинди и английский. Основными трудностями к построению гражданской нации стали острые этнические и религиозные конфликты, которые, в частности, привели к отделению Пакистана.

В момент возникновения США представление о нации включало расовые, половые и имущественные ограничения, в частности, негры - рабы из неё были исключены. От расизма пострадали и другие меньшинства: так, во время Второй мировой войны свыше ста тысяч американцев японской национальности были помещены в концлагеря. Законы, запрещающие расовую дискриминацию, были приняты только в начале 1960-х.

К началу XX века значительный политический вес в стране получили движения англосаксонских протестантских националистов, выступавшие за ограничение иммиграции и стимулирование ассимиляции иммигрантов. Их противовесом стало Американское прогрессивное движение, поддерживавшее либеральный национализм, который до сих пор является важным элементом внутренней политики.

Фундамент теории украинского национализма был заложен в «Книге бытия украинского народа», написанной членами Кирило-Мефодиевского общества, к которому, в частности, принадлежали Николай Костомаров и Тарас Шевченко. Историк Николай Костомаров выдвинул тезис о «двух русских народностях», доказывая существование отдельной малорусской народности. Значительный вклад в развитие украинского национализма сделал Францишек Духинский, польский историк и публицист, который подвел интеллектуальный базис под ранних украинских националистов. Поляки также первыми стали широко употреблять термин «Украина», в противовес имперскому названию, принятому в России, - «Малороссия».

 Наиболее крайние формы теоретический украинский национализм обрёл в работах Николая Михновского (он, в частности, выдвинул лозунг «Украина для украинцев») и Дмитрия Донцова. «Государственнический национализм» отстаивал другой публицист и теоретик польского происхождения, Вячеслав Липинский.

Во Франции распространение крайнего этнического национализма началось с подъема антисемитизма после панамского скандала 1892, сотрудничестве части французов с нацистами во время Второй мировой войны и англофобии в настоящее время. Кроме того, французский национализм часто проявляет нетерпимость к культурным проявлением, противоречащим традиции, например, ношению головных платков в общественных местах. В современной Франции второе поколение иммигрантов автоматически получает гражданство, что открывает для них возможности для дальнейшей ассимиляции.

В России национализм появился во второй половине XVIII века в связи с интересом образованных кругов высшего общества к течениям западноевропейской философии и политической мысли. В начале XXI века национализм стал набирать популярность в массах, однако тяготение к этническому и гражданскому национализму до сих пор находится в неустойчивом равновесии. Параллельно рост трудовой этнической миграции в Россию обострил межнациональные трения. В 2006 г. межэтнический конфликт в Кондопоге вызвал широкий резонанс в обществе. В настоящее время агрессивные проявления национализма нередко встречаются в национальных субъектах Российской Федерации. В частности, они могут быть направлены против - русских (а также против Русской Православной Церкви), против федеральных властей и т. д. Также в связи с этим распространены сепаратистские настроения.

 Таким образом, национализм - это жажда власти, приправленная самообманом. Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте. Национализм есть народная искренность, в отличие от притворства партий и всякого подражания. Патриот - это человек, любящий свою родину, а националист - ненавидящий другие народы и страны.

 

Список источников и использованной литературы

  1. Вдовин Л. И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М., 1996
  2.  Геллнер Э. Нации и национализм. M., 1997
  3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национализме. Гл.7. М., 2003.
  4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. –СПб.: Питер, 2002.
  5. www.dic.academic.ru

Ответы экспертов:

Экстремистам - отдельную камеру. За и против?

Дискуссионный материал С.Оганесяна и В.Михайлова о необходимости отдельного содержания лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, в учреждениях УИС.

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал