Необходимо конкретизировать понятие экстремистской деятельности

16.12.2011


Общественная палата провела экспертизу законопроекта № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации)»

Поддерживая предложенные изменения в части организационных основ противодействия экстремистской деятельности, Общественная палата РФ, считает, что другие предложения требуют более глубокой общественной и юридической проработки с точки зрения соблюдения основных прав и свобод, гарантированных гражданам Конституцией РФ.

В частности, Общественная палата РФ считает, что сегодня необходимо на законодательном уровне конкретизировать понятие экстремистской деятельности, а также более четко определить критерии отнесения тех или иных материалов к «экстремистским». По мнению ОП, до проведения конкретизации понятия экстремистской деятельности (экстремизма) и экстремистских материалов неоправданно включение термина «экстремистская деятельность» в нормы УК РФ и УПК РФ, как это предлагается авторами законопроекта, наряду с конкретными и понятными обществу уголовными составами, такими как «терроризм», «незаконное вооруженное формирование» и т.п.

«Нужно четко прописать условия применения законопроекта, не допускать использовать его не по существу. Все законодательные инициативы, которые могут остановить деятельность СМИ, должны быть понятны в правоприменении, тем более, что существуют негативные тенденции и вольные толкования антиэкстремистского законодательства. Это позволяет превратить в экстремистскую любую критику власти, изымать тираж, закрывать СМИ», — заявил руководитель рабочей группы ОП по подготовке заключения на законопроект, зампред Комиссии по СМИ Дмитрий Бирюков.

«Перечень относимых к экстремизму деяний приводит в настоящее время к тому, что правоприменительная практика относит к экстремизму критические публикации в СМИ, частные высказывания граждан, в том числе, в сети Интернет, по поводу конкретных недостатков в различных областях жизни, а иногда даже объявления бытового характера», — говорится в документе Общественной палаты.

По мнению ОП, предлагаемое Законопроектом ужесточение уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ), в случаях если указанные деяния совершены с использованием сети Интернет, нуждается в дополнительном обсуждении с точки зрения обоснованности расширения действия данных уголовных составов и соответствия положениям ст. 29 Конституции РФ.

«Законом РФ „О средствах массовой информации“ международная компьютерная сеть Интернет не является средством массовой информации. В сети Интернет существуют сайты, зарегистрированные как СМИ, и на них полностью распространяется правовой режим СМИ, но нельзя не отметить, что большая часть информации, передаваемой через Интернет, носит частный, непубличный характер», — подчеркивается в заключении.

В этой связи, делают вывод члены ОП, введение в качестве квалифицирующего признака «использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть «Интернет»), необоснованно.

Требуют глубокой проработки нормы ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», однако, как считают общественники, предлагаемые законопроектом изменения не только не устраняют имеющихся недостатков данной нормы, но и вводят положения, обоснованность которых вызывает сомнения. Так, Законопроектом предлагается исключить право на обжалование решения суда о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов. «В отношении предлагаемого Законопроектом порядка внесения материалов в федеральный список экстремистских материалов следует отметить, что в Российской Федерации отсутствует прецедентное право, и суды не обязаны руководствоваться при принятии решения решениями других судов. Поэтому одни и те же материалы могут быть в одних регионах признаны экстремистскими, а в других нет», — говорится в заключении.

Поэтому положения, определяющие ведение федерального списка экстремистских материалов, предусмотренные ст.13 Закона, нуждаются также в дополнительном обсуждении — считают члены ОП.

 

Пресс-служба Общественной палаты РФ

 

http://oprf.ru/expert/newsitem/16126

Ответы экспертов:

Экстремистам - отдельную камеру. За и против?

Дискуссионный материал С.Оганесяна и В.Михайлова о необходимости отдельного содержания лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, в учреждениях УИС.

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал