"В Татарстане нельзя исключать реванша ваххабитов" – мнение эксперта

19.11.2011


МОСКВА (19 ноября, REGNUM). После периода относительного затишья, наступившего в республике в результате смены председателя Духовного управления мусульман, в федеральном медиа-пространстве вновь появились сообщения "о мусульманском подполье в Татарстане".

За комментариями ИА REGNUM обратилось к независимому эксперту - директору Центра исследований Корана и Сунны Татарстана, председателю Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), мусульманскому теологу Фариду Салману.

ИА REGNUM: Сразу несколько федеральных СМИ напечатали сообщение о том, что в Татарстане ширится сеть подпольных мусульманских организаций. Насколько это соответствует действительности, и почему, если это правда, в республике снова заговорили о ваххабитах?

- Само явление подпольных медресе - мусульманских школ никогда не исчезало, оно было еще в годы Советской власти. В государствах Средней Азии, например, существовала система "худжрат" - домашнего получения знаний об исламе, "в комнате" В нынешней ситуации я не согласен только с оценкой масштабов этого явления. Оно намного больше, чем пишут журналисты. И там работают разные деятели - и салафиты, и ваххабиты, и турецкие сектанты, и хизбовцы, и такфировцы, и последователи "братьев-мусульман" от Кардави и иных "авторитетов", и, конечно же, таблиговцы, и, думаю, последователи иных духовных "авторитетов", о которых, быть может, широкой публике вообще неизвестно.

ИА REGNUM: Год назад, когда в Татарстане произошла смена муфтия, была надежда, что с приходом Ильдуса Фаизова прежние тенденции исчезнут, а разгул всевозможных проповедников "чистого ислама", который наблюдался при Гусмане Исхакове, прекратится. Даже президент Татарстана Рустам Минниханов объявил, что в республике может быть только "традиционный татарский ислам", а все радикальные проявления будут пресекаться. Теперь же заговорили о расширяющейся сети подполья. Что происходит?

- И при Гусмане Исхакове существовала сеть подпольных ваххабитских учебных заведений. Но тогда в них были недовольны "советским стилем" работы муфтия, который выступал в качестве "смычки" между верующими и государством. Это притом, что В свое время саудиты, к которым отправляли учиться молодежь из нашей республики, смогли воспитать верных проводников своей политики. Существует своего рода "элита": высший слой духовенства, который до недавних пор контролировал ДУМ Татарстана. Это верхушка "айсберга". Далее идут "интеллектуалы", которые работают в СМИ, ведут многочисленные интернет-форумы, взаимодействуют с общественными организациями, занимаются бизнесом, пытаются "прибрать" идеологию национальных организаций.

Немало их в среде среднего слоя духовенства. Их задача заключается в том, чтобы убедить свою аудиторию в том, что нет ваххабизма, а есть "чистый" ислам. Наконец, есть еще одна часть - молодежь, что является своего рода "пушечным мясом" и идет в массы. Именно они "работают" среди мусульман, скажем, в дни булгарского зиярата (ежегодного паломнического собрания в Болгаре - прим. ИА REGNUM) и сеют смуту среди верующих, пытаясь навязать свою ересь. Именно они составляют своего рода пропагандистский костяк, который настроен на работу со студенчеством и молодежью. Эта часть - самая многочисленная, именно они ведут подпольную "просветительскую" деятельность.

Сейчас с уходом Гусмана Исхакова тенденция изменилась: в глазах этой молодежи нынешний муфтий Ильдус-хазрат Фаизов вообще является язычником, поскольку совершенно не разделяет ваххабитских взглядов. Паломничество в Болгар (которое, конечно же, как все знают, не подменяет Мекку), уважение национального наследия, следование ханафитской богословской школе - это вызов для арабских религиозных радикалов и их местных почитателей. Все разговоры Ильдус-хазрата Фаизова об историческом духовном наследии татарского народа, в чем я его горячо поддерживаю, для них неприятны и кощунственны. В этом плане активность Ильдуса Фаизова по возрождению традиционного для татар ислама будет вызывать все большее противодействие со стороны его противников и их покровителей.

Ведь в противном случае радикалы просто останутся без дела и, главное, - без финансовой поддержки из-за рубежа. Как остановить этот процесс - задача не только ДУМ Татарстана, но и правоохранительных органов и системы безопасности государства.

Однако контролировать процесс очень сложно. Можно сказать, что он пока идет бесконтрольно. Чему учат и к чему готовят в этих подпольных медресе - неизвестно, но догадаться можно. У радикальных арабских проповедников масса учений. Кто-то придерживается "мягкого варианта", кто-то ориентируется на заветы шейха, призывавшего к бескомпромиссной борьбе с "неверными". Любой студент-мусульманин, обучавшийся богословию за рубежом "официально", посещал какие-то кружки, в том числе те, где проповедуют радикальные формы ваххабизма, салафизма.

К чему это приведет в Татарстане, не знаю, но не исключаю развития ситуации по "дагестанскому варианту". Убийства имамов происходят уже не только на Северном Кавказе, и это очень тревожный признак. Пространство Татарстана - неотъемлемая часть российского ислама. И, наоборот, все то, что происходит у нас, эхом отзывается в любом регионе России.

ИА REGNUM: Вы говорите, что процесс трудно контролировать. Но это со стороны ДУМ Татарстана и правоохранительных органов. А с другой стороны, вероятно, его кто-то все же координирует и направляет?

- Я не думаю, что это будет вмешательством в дела другого государства, если я скажу, что процесс контролируется, форматируется и направляется различными кругами тех стран, в которых проходили обучение наши студенты. Те, кто, учился в странах Персидского з ИА REGNUM: Однако руководство Татарстана выступает за самое активное сотрудничество с этими странами. А в республике изо всех сил стараются ввести исламский банкинг, проводником которого выступает, например, Линар Якупов, назначенный недавно руководителем Агентства инвестиционного развития республики...

- В этом плане у меня свой особый взгляд. И это не только мое мнение. Все же разносторонней разработки мусульманской экономической теории для условий третьего тысячелетия просто нет. Я считаю, что нет полноценных понятий исламского банкинга и исламской эк А что касается сотрудничества, то сотрудничать в интересах и во благо государства, общества нужно и можно с кем угодно. Но это не должно сопровождаться с одной стороны копированием, а с другой стороны - навязыванием идеологии. В этом плане нам самим можно что-то преподать теологам из Саудовской Аравии, Катара и т.д., но не им нам. А сотрудничать экономически можно, но на краткосрочную перспективу. Долгосрочные проекты, думаю, будут находиться под вопросом. Помнится, долгосрочно хотели сотрудничать и Ираком, и с Ливией...

ИА REGNUM: А в Татарстане кто-то направляет все эти усилия, или деятельность подпольных медресе координируется исключительно из-за границы?

- Экстремистские сайты забиты детальной информацией о том или ином мероприятии, имевшем место быть в Татарстане, различных российских регионах. Они полны высказываниями того или иного мусульманского деятеля. Откуда такие точные данные? Разумеется, информа Конечно, сейчас новый порядок - те, кто окончил учебные заведения за границей, должны пройти переподготовку у нас. Но как те, кто прошел переподготовку, так и те, кто ее не прошел, все равно могут собирать слушателей для "неформальной беседы" вне мечети, например, на квартирах и частных домах, за различными чаепитиями и проповедовать то, чему их научили в зарубежных центрах. А потом каждую проповедь даже переподготовленного специалиста не проконтролируешь. В этом случае, все надежды на правоохранительные органы, следящие за проявлениями экстремизма . Нужна ли такая жесткость? Да, нужна: речь ведь идет об идеологии и будущем многоконфессионального и многонационального государства и общества.

ИА REGNUM: Но правоохранительные органы не занимаются идеологией и тонкостями теологии. Они часто работают уже над последствиями. А отслеживать подобные вещи, вероятно, должны другие структуры, например, аппарат президента, где есть управление по взаимодействию с религиозными объединениями или управление по вопросам внутренней политики?

- Да. Я согласен. Кроме того, нужны какие-то законодательные меры, например, запрет на радикальные формы, действующие под маской ислама в России и, прежде всего, ваххабизма.

ИА REGNUM: Президент Рустам Минниханов после известных событий в Нурлатском районе год назад во всеуслышание заявил, что в Татарстане возможен только "мягкий, традиционный для татар ислам". Это не подействовало?

- Это подействовало, но исполнять распоряжение на местах, как показывают некоторые факты, спешат не все. Складывается впечатление, что есть те, кто сознательно противится новой политике. Мы ведь и в 1990-е годы предупреждали о том, что в республике работа Да, в Татарстане ДУМ руководит теперь последователь традиционного для российских мусульман ислама - Ильдус Фаизов. Много сделал для нормализации ситуации Валиулла-хазрат Якупов, который сейчас почему-то находится на скромной должности руководителя учебного отдела ДУМ, а ведь именно ему принадлежит большая заслуга в защите нашего традиционного ислама, его популяризации. Если бы таких людей было больше, то возможно, боевых операций, как год назад в Нурлатском районе, удалось бы избежать.

ИА REGNUM: В аппарате президента Татарстана команда осталась прежней - там, за небольшим исключением, работают те же люди, "запустившие процесс" еще при президенте Шаймиеве. Чего им не хватает, по-вашему?

На этот вопрос недавно очень хорошо ответил именно Валиулла-хазрат Якупов. В результате многолетнего присутствия и деятельности ваххабитов в системе духовного руководства республики создалось мощное, многопрофильное лобби. Чего им не хватает? Не знаю. Но одно скажу точно: поддержка джинна из бутылки до добра не доведет. Джинн уничтожит и тех, кто его выпустил и тех, кто ему помогал.

В обозримом будущем, если процесс деваххабизации будет пробуксовывать, то сначала в процессе возрождения традиционного татарского ислама начнется стагнация, а потом произойдет реванш тех сил, которые работали в республиканском ДУМе с начала 1990-х годов.

Последовательные идеологи ваххабизма, такие как Идрис Галяутдинов из Набережных Челнов, например, продолжают свою деятельность. В частности, издают ваххабитскую литературу на татарском языке. Причем их продукция рассчитана на жителей села, и это не случайно: это - перспективно! Но что может сделать ДУМ Татарстана? Книги издаются тысячными тиражами. Деньги на это, вероятно, идут от определенных шейхов, ведь это переводы на татарский язык именно ваххабитских брошюр, совершенно не имеющих отношения к нашему исламу, только под "авторством" Галяутдинова.

На месте остается и главный идеолог ваххабизма. Еще при муфтии Гусмане Исхакове им стал Сулейман Зарипов, имам мечети в поселке Петровский под Казанью. Этот человек связан разными нитями с кланом Рашиды Исхаковой - матери бывшего муфтия. А он не маленький: говорят о 80 различных родственниках Рашиды Исхаковой. И я не думаю, что они дружно подали в отставку вслед за Гусманом Исхаковым. Таким образом, в республике есть, по крайней мере, три видных деятеля, каждый из которых активно работает, и конечно же, не на благо нового курса по возрождению и поддержке традиционного ислама. Это - Идрис Галяутдинов со своей издательской деятельностью и зятья Рашиды Исхаковой: Сулейман Зарипов и Наиль Сахибзянов. Он бывший имам-мухтасиб Альметьевского района и выполняет роль "мозгового центра". А руководить этим, думаю, продолжает Гусман Исхаков. По некоторым данным, прежний муфтий ныне трудится в Кувейте, не на малой должности (как говорится, "засветился"). Этот факт известен, ни разу не был опровергнут. Финансовое взаимодействие идет с тремя странами - Саудовской Аравией, Кувейтом, Катаром. Впрочем, в свете происходящей радикализации Арабского Востока это взаимодействие "для отвода глаз" может поменять географию.

ИА REGNUM: Возможны ли повторения нурлатских событий в Татарстане?

- Нурлатские события стали экзаменом. Хвала Всевышнему, власть, Министерство внутренних дел по Татарстану выдержали его, а божье наказание постигло зачинщиков. Как говорится, да убережет нас Аллах от этого и в будущем, но совсем исключать повторения нельзя. Тем более, если учесть готовящуюся Универсиаду. Подобные массовые мероприятия всегда привлекают террористов и экстремистов. Думаю, что благодаря бдительности ответственных республиканских органов Татарстан и далее будет оставаться регионом, свободным от внешних проявлений всяческого радикализма и экстремизма.

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал