Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века

21.11.2011


Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века

Возрождение исламского образования в условиях современного общества

В одном из последних выступлений министр внутренних дел России Р. Нургалиев отметил, что противостояние с экстремизмом должно начаться в школе.

Данная мысль выражает понимание всей серьезности борьбы с деструктивными тенденциями в обществе, вожди которых прикрываются исламской риторикой. Только формирование стойкого убеждения о том, что истинный ислам не может выражаться разрушительными действиями, направленных, прежде всего на самих мусульман, не признающих вождей преступных организаций.

А это возможно тогда, когда с начальных классов школы дети смогут усвоить нравственные основы монотеистических религий. Историческая практика России показывает, что в трудные времена для Отечества православные и мусульмане сплоченно выступали против иноземных агрессоров и решали внутренние проблемы общества. Сейчас становится понятной истина о том, что религии должны и могут объединить народы.

К проблемам обучения основ исламской религии и культуры в Российских исламских институтах была посвящена ставшей уже традиционной IV международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», которая проходила 22-23 сентября 2011 года в Уфе.

В этом году конференцию отличала представительство зарубежных гостей. Среди них необходимо отметить А.Г. Жиоржини из Франции, Хасан Ахмат Али Ибрагима из Малайзии, Мустафу Али Ибрагима из Марокко, М.А. Маматова из Узбекистана и других представителей исламского высшего образования. В конференции также приняли участие делегации из исламских институтов Москвы, Махачкалы, Казани и других городов.

Концептуальной идеей выступлений в пленарных и секционных занятиях конференция стала мысль об активизации развития духовного образования в России. Главное внимание было обращено на то, что духовная системы просвещения должна основываться на тесном сотрудничестве исламских учебных заведений нашей и зарубежных стран.

Представители иностранных стран поделились с богатым опытом работы ВУЗовской системы Марокко, Малайзии и Турции. При этом практически все выступающие придерживались идеи необходимости тесной взаимосвязи образования с повседневной жизненной практикой общества.

Развитие исламского просвещения имеет ценность только в том случае, если оно станет достоянием тысяч и миллионов людей, особенно молодежи. Духовные традиции мусульманской культуры станут важнейшим аспектом сохранения души будущего поколения, чистой от тлетворного влияния западных ценностей, проникающих во все уголки Земли в процессе глобализации.

В завершении конференции был принят проект Резолюции конференции.

Заслушав доклады и выступления, участники научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» считают необходимым:

1. Признать образовательные идеалы и ценности ислама одним из основополагающих составляющих в обучении и воспитании подрастающих поколений.

2. В процессе педагогической деятельности в светских и исламских учебных заведениях добиваться оптимального сочетания научных знаний с верой в торжество гуманизма, справедливости, доброты, любви, толерантности и других нравственно-этических норм, выработанных мировыми религиями, в том числе исламом, на протяжении многих столетий.

3. Обратиться к законодательным органам государственной власти с предложением провести парламентские слушания с целью поиска и нахождения путей преодоления противоречий между светским характером государства и геополитической необходимостью сближения светских и религиозных ценностей в образовательном пространстве XXI века.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти, научным учреждениям и государственным вузам совместно с духовными управлениями мусульман и исламскими учебными заведениями организовать целенаправленную информационно-просветительскую работу среди населения об идеалах и ценностях традиционного для России ислама и путях преодоления пагубного влияния идеологий радикальных религиозных течений.

5. Учитывая достигнутый уровень развития системы духовного образования в России, в частности, исламских университетов и колледжей страны, считать возможным ограничить обучение студентов в зарубежных исламских учебных заведениях, а использовать заграничные учебные центры лишь для языковой практики и повышения квалификации отечественного мусульманского духовенства (магистратура, аспирантура, докторантура, стажировка). Обеспечить регламентацию подобного обучения российских специалистов путем выдачи специальных направлений от лицензированных духовных образовательных учреждений, утвержденных их учредителями.

6. Центральному духовному управлению мусульман России, региональным духовным управлениям, исламским высшим и средним профессиональным учебным заведениям добиваться дальнейшего повышения качества образования и воспитания студентов на основе общечеловеческих идеалов и ценностей ислама, а также на базе исторических традиций народов России: высокой духовности, истинного патриотизма, трудолюбия и толерантности.

7. В соответствии с федеральной целевой программой содействия развитию исламского образования в России на 2011-2013 годы рекомендовать вузам-партнерам значительно поднять уровень подготовки и повышения квалификации кадров с углубленным знанием истории и культуры ислама для работы с молодежью и религиозными организациями. Для этого более активно использовать современные технологии образования, в том числе дистанционные формы обучения, телемосты и видеоконференции с исламскими центрами России, стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и прогрессивными международными исламскими организациями.

8. Рекомендовать всероссийским, региональным и местным средствам массовой информации строго выполнять требования Президента Российской Федерации активнее вести работу в СМИ, а также в Интернете по разъяснению истинных идеалов и ценностей ислама, религиозному просвещению населения в противовес информации экстремистского характера.

9. Продолжить практику проведения подобных международных и всероссийских научно-практических конференций по идеалам и ценностям ислама с приглашением известных ученых и специалистов по теологии из академических центров России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Марат Якупов

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал