«Вы любите жизнь, а мы любим смерть»: мотивы террористов-смертников

10.11.2011


Террористические акты с участием смертников совершаются почти каждый день. Что заставляет людей превращаться в живое оружие? Ученые всего мира пытаются разобраться в мотивах убийц – смертников.

Грешники или мученники?

Историки утверждают, что первые террористы-самоубийцы появились в ХI веке в Персии. Там их называли ассасинами (от арабского слова "хашшашин" – "употребляющие гашиш). Их вождь, религиозный фанатик  по имени Хасан ибн Сабах, поручал своим последователям убивать высокопоставленных "грешников". Ассасины были убеждены, что, совершая убийство, они совершают религиозный подвиг. В случае необходимости они были готовы даже пожертвовать своей жизнью.

Появление ассасинов было тесно связано с расколом ислама, который произошел в VП веке. Мусульманская религия разделилась на два основных направления: шиитов и суннитов. Спор между ними перешел в религиозную войну. Решающее сражение состоялось в 680 году под Кербелой, на территории современного северного Ирака. В этой битве погиб лидер шиитов Хуссейн. Семьдесят два его соратника могли бы спастись, но они решили, что жизнь без вождя не имеет смысла. С тех пор самопожертвование легло в основу шиитской идеологии.  Хасан ибн Сабах умело воспользовался этим. Он опаивал своих последователей наркотиками, главным образом гашишем, к которому иногда добавлял опиум. Потом он внушал "одурманенным" ассасинам, что владеет ключами от рая. Попасть туда сможет только тот, кто будет беспрекословно исполнять его приказы. Сила внушения была такова, что секта ассасинов продолжала существовать даже после смерти самого Хасана ибн Сабаха. Только в конце ХIII века султан Бейбарс I уничтожил ее.

После этого убийцы-смертники встречались крайне редко. Так было до тех пор, пока японцы не приняли решение о создании отрядов камикадзе. Для Японии это было вполне естественно, ведь кодекс самурая "Хакагурэ" говорил: "Истинный путь самурая – это смерть". Но во второй половине ХХ века ритуальные самоубийства в Японии были запрещены. Последний раз японские террористы привлекли к себе внимание всего мира в 1972 году. Тогда три члена так называемой Японской красной армии открыли стрельбу в Тель-Авивском аэропорту Бен-Гурион. Во время этой бойни погибли 25 туристов и 2 террориста. Эксперт по ближневосточным проблемам Иосиф Круатору считает, что именно этот случай заставил исламские террористические организации задуматься о возможностях "живого оружия". В семидесятые годы ХХ века высшие мусульманские духовные лидеры объявили самоубийство видом мученической смерти. Благодаря этому стала возможной деятельность множества террористических организаций. Одна из них, "Хезболла", провела свою первую масштабную операцию 23 октября 1983 года в Бейруте. Член этой организации врезался на грузовике с пятью тоннами динамита в американские казармы. Другой грузовик был подорван у штаб-квартиры французских вооруженных сил. В результате этих двух терактов погибли почти триста человек. С тех пор террористические акты с участием самоубийц стали происходить все чаще.

Зачем они это делают?

Долгое время европейцы не понимали, как самоубийство могло стать оружием террора. Ни баскским сепаратистам, ни членам ирландской республиканской армии такое никогда не приходило в голову. Почему же это делали японцы, арабы, чеченцы, тамилы, курды? Иосиф Круатору считает, что у всех этих наций есть несколько общих черт: вера в загробную жизнь, существование культа мучеников, жесткое патриархальное общество и кодекс чести. Кроме того, все эти народы часто воюют.

Но что заставляет людей жертвовать собой, чтобы убивать? В попытках найти ответ на этот вопрос все сталкиваются с распространенными стереотипами. Например, считается, что мусульманским самоубийцам обещан рай, где их будут ублажать семьдесят прекрасных девственниц. Многие смертники действительно верят в это. Автор книги "Психология терроризма" Д. Ольшанский пишет: "Сохранившиеся от отдельных случаев трупы исламских террористов (шахидов) часто обладают одной интересной особенностью: половые члены  этих смертников обмотаны тряпками и, поверх тряпок, проволокой". Специальное изучение этого феномена открыло данный секрет: оказалось, что это делается шахидами специально, как своего рода мера  предосторожности для предотвращения непроизвольного семяизвержения от перевозбуждения в момент совершения террористического акта. Свою сперму шахиды считают необходимым беречь специально для ожидающих каждого из них семидесяти девственниц в раю". Но интервью с выжившими террористами говорят о том, что далеко не все из них беспокоят райские блаженства. Американский журналист Мартин Флетчер спросил молодого террориста Тоубаси, думал ли тот о семидесяти девушках, ожидавших его в раю. "Нет,- ответил он,- в такой момент думаешь только о своих родителях. Я не стремился попасть в рай. Жизнь после начала войны в Палестине стала совершенно невыносимой. До этого я мог работать в Израиле, у меня были деньги, я был счастлив. Потом я всего этого лишился, у меня больше не было цели в жизни".

Существует еще один широко распространенный стереотип: все террористы-самоубийцы – просто психически больные люди. Но и это предположение не оправдывает себя. Многими исследованиями было доказано, что террористы, и смертники в том числе, обычно не имеют никаких психических отклонений.

Израильский психолог  из Тель-Авивского университета Ариэль Мерари опросил пятьдесят террористов, которым не удалось совершить преступление. Он убежден, что ни один из них не был психопатом. Большинство – совершенно обычные люди. По мнению исследователей, единственное отличие террористов-смертников от простых людей – отсутствие страха смерти.

В конце ХIХ века в России существовала так называемая Боевая организация партии социалистов-революционеров. Ее лидер Борис Савинков считал готовность к смерти самым ценным качеством террориста. С его мнением согласен и Ольшанский. Он считает, что "террор приносит террористу парадоксальное удовольствие через его собственные страдания и, возможно, через саму смерть".

Как и где находят террористов – смертников?

 Как же организаторам террористических актов удается находить людей, готовых к смерти?  Благодаря расследованию московской журналистки Юлии Юзик стало известно, что большинство чеченских смертниц попали в руки террористов не по своей воле. Кто-то оказывался под влиянием ваххабитов после смерти близких, кого-то просто продавали родственники. Многие из девушек были замечены в "недостойном поведении" – имели внебрачных детей или встречались с иноверцами. Считается, что участие в террористических актах может смыть позор с них и их семей. Дальше все развивается по стандартной схеме. Девушек постоянно накачивают наркотиками, заставляют читать пропагандистскую литературу и молиться. Для того чтобы было удобнее вести психологическую обработку, девушек селят вместе, по двое-трое  в одной квартире. В их домах постоянно звучат песни, посвященные подвигам чеченских смертников. 

Мужчин к террору подталкивают другие причины. Для палестинцев – это отсутствие жизненной перспективы. У тамилов главную роль играет национализм. Для членов "Аль-Каиды" основа всего – религиозный фанатизм.

Большую роль играют и психологические мотивы. "Когда внимательно изучаешь их биографии,- говорит руководитель Центра душевного здоровья Газы Эйяд Сарадж о палестинских смертниках, - то ясно представляешь себе, что в большинстве своем они очень робкие и замкнутые люди. У них всегда были проблемы с общением и с выражением своих чувств". Известно, что такие люди больше всего мечтают о славе. И многих из них вдохновляет то, что после совершенного теракта они могут получить эту славу. Причем не важно, был ли теракт успешным. Идеологи терроризма внушают людям, что в священной войне ты становишься мучеником, даже если не сумел поразить свою цель. Тебе будет гарантировано всеобщее поклонение. И это не пустые слова, ведь во многих странах сегодня существует настоящий культ самоубийц. Они, словно поп-звезды, становятся идолами для многих молодых людей. 

У "тамильских тигров" самоубийцы перед терактом обедают вместе со своим вождем Велуппиллаем Прабхакарамом. Это большая честь, добиться которой другим путем практически невозможно. 

У палестинцев ХАМАС, "Исламский джихад" и "Бригада мученников Аль-Аксы" обеспечивают солидную финансовую поддержку семьям всех террористов.

Более полувека прошло после полетов японских камикадзе и в небе появились новые пилоты-самоубийцы. 11 сентября 2001 года члены "Аль-Каиды" угнали пассажирские самолеты и направили их в Нью-Йорк, на небоскребы Манхеттена.

Когда-то смертники жертвовали только своими жизнями. Но теперь они уверены: чем больше жертв, тем удачнее теракт. Главари террористов продолжают вовлекать в свои кровавые преступления все новых и новых людей, готовых расстаться с жизнью. Проблема требует более глубокого изучения и выработки действенных рекомендаций со стороны всех специалистов, занимающихся борьбой с терроризмом.  И, конечно, пристального внимания всего общества, всех без исключения граждан, которые хотят жить в мире и спокойствии.

Рафик Габдулин

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал