Вместе и навсегда: взгляд на литературу и литераторов Северного Кавказа

31.10.2011


Валерий Ганичев,

председатель Союза писателей России

 

Я не очень доверяю термину мультикультура. В России мы можем говорить о много­национальном содружестве культур,что ещё сохранилось от советского времени в виде некого круга, в центре которого русская культура и язык. И отнюдь не плавильный ко­тёл, всё переваривающее и сплавляющее в глобалистическую серую массу. Конечно, элемент русской культуры обогащает культу­ры наших собратьев, и она воспринимала её уже как свою естественную часть. Пример, Чингиз Айтматов писал по-русски, а быт, ха­рактеры и образ мысли героев — киргизский.

Ситуацией нынешнего дня, силой совре­менных обстоятельств и традиций Северный Кавказ сегодня в немалой степени стоит в центре общественной, политической и куль­турной жизни страны.

После Беловежья и олигархического за­хвата СМИ Союз писателей был похож скорее на разбитую мозаичную картинку. Распалась страна, была умело раздута междоусобица и даже война. В 90-е годы казалось, что уже никому в России не нужна хакасская, чуваш­ская, мордовская, бурятская и др. культура и литература, литература народов Кавказа.

Однако мы в Союзе писателей России взя­ли на себя миссию соединять, представлять, по крайней мере, литературу. Пожалуй, нет больше в стране культурной или даже ад­министративной организации, которая бы объединяла людей культуры и литерату­ры во всех областях и республиках.В со­ставе нашей организации писатели почти всех национальностей, всех народов и на­родностей России. Распалось единое духов­ное пространство, и его надо было снова вос­создать, стянуть в единый духовный узел. В Москве можно немало сделать, но далеко не всё. В России конечный результат зависит от мнения и усилий народа, от провинции, там осознаётся ценность столичных преобразова­ний, там выносится народная оценка власти.

Это касается и литературы. Она отнюдь не делается только в Москве. И для этого Союз писателей России, чтобы не быть клубом по интересам, решил начинать и вести объеди­нительную творческую работу из провинции, в областях и республиках...

Посмотрим сегодня на литературу и ли­тераторов Северного Кавказа. Прекрасные поэты и писатели всегда были у сердца на­родов великой державы, были в учебниках и на устах.

Вспомним Расула Гамзатова, его «Мой Дагестан». Это была книга для России и для мира, а перевёл её один из талантливейших русских писателей — Владимир Солоухин.

Поэтессы Кавказа — Танзиля Зумакулова, Фазу Алиева, Лейла Бекизова или акса­калы — Кайсын Кулиев, Алим Кешоков. Все они — аварцы, адыги, балкарцы, осетины — дорогие нашему сердцу кавказцы — певцы, мудрые философы, жизненные мудрецы.

Мы верим, что нынешнее поколение ли­тераторов Северного Кавказа, напрягая всю волю своего сердца, наводит мосты согла­сия и дружбы.Это — аварец Магомед Ахме­дов и кабардинец Хасан Тхазеплов, осетин Камал Ходов, даргинец Касумбек, Миграбов, лезгин Арген Кардаш, балкарец Муталиб Беппаев, чеченец Бувайсор Шамсудинов и дру­гие.

Мы следим за становлением новой чечен­ской литературы, стараемся ввести в общее литературное пространство России, возвра­тить известных, ярких и самобытных поэтов чеченского народа. Вот недавно при участии нашей Московской организации Союза писа­телей России, её секретаря Ивана Голубничего, который сам сделал несколько хороших переводов, вышла кни­га стихов, прозы, публицистики «чеченского Есенина» Арби Мамакоева «Я был твоим, Кав­каз». Его творчество пронизано и общечело­веческими чувствами, и уважением к нацио­нальному началу, братству людей и народов. В этом своём творчестве он являет некий сим­вол духовного единения наших народов.

В числе переводчиков — поэты А. Тарков­ский, Б. Кауров, В. Рахманов.

Блестяще переведена поэма Мамакаева «В горах Чечни» Эдуардом Балашовым. Переводчик Вадим Рахманов известен у нас как заботливый издатель национальных авторов.

Не могу не порадоваться, что событием в нашей литературе явилось произведение Кан­та Ибрагимова «Детский мир». Когда ему при­судили Государственную премию Российской Федерации, некоторые коллеги ухмылялись и говорили, что это снисхождение для нацио­нальной республики. Когда же многие из них прочитали, то увидели, что это панорамное, психологическое, художественно оснащённое произведение серьёзного мастера прозы, че­ловека болевого нерва, сочувствия к людям.

Канта сумел показать драму войны, её же­стокое лицо, её умение исказить суть чело­века.

Конечно, его художественной удачей явился образ Мальчика (с большой буквы). Заложенный в нём родителями, школой свет человеческой любви, когда то, что говорят, исповедуют, становится Верой. В ошелом­лённых его святой высотой прорезается всё гуманистическое и человеческое в боевике Бага и федерале, капитане Головачеве. В ха­осе войны остаётся очаг этой полуразрушен­ной квартиры в «Детском мире», где, как в Ноевом ковчеге умещается надежда всех ви­дов.

Человечность второго обитателя — учи­теля Анастасии Тихоновны — соединяет наи­вность и свет Мальчика с великим искус­ством музыка. В каком-то смысле это и есть для нас некий образец.

Роза — третий персонаж, живущий в «Дет­ском мире», воплощает в себе отказ от лжи, которую распознаёт и не прощает близкому человеку.

И ещё, это тот фон, на котором проис­ходит действие романа. идёт война, разру­ха, смерть, тлен. Автор не жалеет виновни­ков, он их видит и вводит в художествен­ную ткань, показывая, как торгашество, алч­ность, прибыль, чистоган пытаются править миром, в котором для людей подобного рода нет ничего святого и человеческого и нацио­нального.

Но автор не оставляет нас в угнетённом безверии, ведь есть Мальчик. В конце книги Мальчик уже как бы парит над суетным, гроз­ным и грязным миром. В нём как бы воплоща­ется надежда людей: не всё погибло, не всё утеряно, откликнитесь люди на то детское, светлое, что заложено в детстве.

И очень важное для нас — место русского языка,великого Пуш­кина. А его духовное наследие принадлежит не только православной России, но и всему миру. Российские мусульмане — татары, баш­киры и народы Кавказа очень часто причис­ляют Пушкина к своим национальным поэтам.

Возвышенный интерес Александра Серге­евича Пушкина к изучению Священного Кора­на, стихи, посвященные Божественной Кни­ге, подтверждают особый знак Всевышнего к гению русского народа, его могучую духов­ность. Эти факты говорят о многовековых и прочных узах православия и ислама.

В 2000 году мы проводили пленум на тер­ритории ещё воюющей Чечни, были в шко­лах, в воинских частях. Привезли туда двести томов Пушкина. Помню, когда в Гудермесе в школе одна учительница подошла к Валенти­ну Распутину погладила его и сказала: «Хо­рошо, что Вы живы: я думала почти 10 лет, что Вы умерли». Да, так умирает литература, если не читать книги.

Но ещё дороже были её слова, когда вручили тома Пушкина школе, она сказала: «Пушкин приехал — значит, мир будет». Ве­ликую ценность имеют наши народы. Они овладели двуязычием, т.е. своим родным языком и языком, который не только язык связи и общения, но и язык великой куль­туры и язык, который соединяет нас всех.

В августе 2010 года Союз писателей России подарил городу Нальчику памятник Алек­сандру Сергеевичу Пушкину. Он встал рядом с памятниками моих друзей: Алима Кешокова и Кайсына Кулиева, которых я неоднократно издавал в издательстве «Молодая гвардия» в 70 - 80-е годы.

Думаю, что народы России должны решительно потребовать вернуть в обязательные стандар­ты школы изучение русского и националь­ных языков.

Просто провокационно, антигосудар­ственно звучало в проекте стандартов то, что русский язык внесён в предметы по вы­бору и не менее провокационно то, что уче­ник может выбирать между русским языком и национальным. Такой клин между языками, между народами давно уже никто не пытал­ся вбить. Только нынешний министр и его со­товарищи по разрушению великого образова­ния, возможно, осмелились выполнять этот чудовищный заказ.

Думаю, что нам надо найти рычаги под­держки наиболее талантливых литераторов, людей честных, людей общей заботы о судь­бах Отечества и наших народов. Творчество таких писателей уважаемо и влияет на умы и сознание больше, чем нынешние СМИ.

В прошлом году, когда мы проводили наш пленум в Северной и Южной Осетии, провели уроки мира во всех школах Цхинвали, покло­нились жертвам Беслана. Вот тогда и роди­лась идея нашей общей литературной пре­мии.Такие общероссийские премии у нас есть с Орловской областью: премии Бунина, Фета, военно-патриотическая премия «Прохоровское поле» с Белгородом, премия «Ста­линград» о героях с волгоградскими колле­гами, премия Твардовского, Тютчева, Рубцо­ва, Шукшина со Смоленском, Брянском, Во­логдой, Алтаем, Большой литературной пре­мии России с компанией АЛРОСА и Якутией.

Созрела идея создания премии, выхо­дящей отсюда, с Кавказа.Союз писателей России после консультации со своими кол­легами внёс предложение о создании вме­сте с администрацией Чеченской республики и чеченскими писателями премии «Кавказ­ское рукопожатие»в произведениях о тру­де и традициях своих народов, о традициях и истории родного края, о воспитании под­растающего поколения в духе любви к Оте­честву, уважении к людям всех национально­стей, дружбе и взаимопонимании, укрепле­ния единства Российской Федерации.

Надеемся, что такое предложение будет принято, и к нему могут присоединиться и другие республики.

И ещё раз о культуре, о тех, кто перево­дит и протягивает нить слова от поэта к поэ­ту, от человека к людям, от народа к народу.

Называю тех, кто не бросил это творче­ство, или сотворчество.

Это — Владимир Костров (Москва), Евге­ний Семичев (Самара), Глеб Горбовский (Санкт-­Петербург), Владимир Молчанов (Белгород), Станислав Куняев (Москва), Анатолий Парпара (Москва) и другие.

Еще и еще раз надо подчеркнуть, что рус­ский человек, как говорил Достоевский, — «всечеловек»,то есть ему близки и понят­ны все боли и радости мира, окружающих его людей и народов. Мы, Россия, — великое многонациональе.Мы, русские, — в единой семье народов России, да и мира, и гордим­ся этим.

И, действительно, гордость националь­ная, самоуважение, высшее знание и му­дрость, любовь к Отечеству должны быть нашими национальными чертами, чертами гражданина России.

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал