«Татаррус» - это не лицензия на убийство

11.11.2011


В зонах конфликтов на Северном Кавказе, Ираке, Сомали и Афганистане радикалы от ислама несут ответственность за многочисленные жертвы среди гражданского населения в результате многочисленных терактов.

Организаторы диверсий также мало заботятся о безопасности своих единоверцев во время боевых действий. В результате современному радикальному исламизму пришлось столкнуться с одной из самых острых проблем: крайне негативным восприятием широкими массами мусульман значительных жертв среди мирного населения в ходе джихада.

В случаях, когда джихадисты берут на себя ответственность за нападение и убийство мусульман, они, как правило, пытаются оправдать их на основе стратегической и оперативной необходимости, приводя при этом и некоторые религиозные обоснования. Одной из богословских концепций, наиболее часто приводимых Аль-Каидой для оправдания жертв среди мирного населения, является «Хукм ат-татаррус» (от арабского «татарраса»-прикрываться как щитом, забаррикадироваться).

Это учение традиционно используется для определения допустимости мусульманскими армиями атаковать немусульманские вооруженные формирования в следующих ситуациях:

- когда неверные, находясь в своем укрытии, готовятся отразить нападение и используют мусульман против их воли в качестве живого щита;

- мусульмане нападают на крепость врага, внутри которой находятся их единоверцы, не удерживаемые против их воли, а занимающиеся коммерческой деятельностью с немусульманами;

- мусульмане, стремясь поразить неверных, проникших на мусульманские земли и занявших позиции вокруг или позади их единоверцев, чтобы изгнать врага должны пробиться через них;

- мусульмане нападают на корабль неверных, на котором последователи исламской религии удерживаются в качестве живого щита.

Одна из самых известных современных работ по «ат-татаррус» принадлежит теоретику Аль-Каиды Абу Яхье аль-Либи, который в книге «Живые щиты и современной Джихад» делает попытку использования этого учения для оправдания гибели гражданских лиц в результате диверсионных операций в наше время. Он считает, что «ат-татаррус» следует трактовать в контексте происходящих в современном мире событий, подчеркивая, что характер современной войны качественно отличается от столкновений мусульман с неверными в период ранней истории ислама, в котором была подготовлена большая часть научных теологических исследований по этому вопросу. Идеолог утверждает, что в так называемой «войне с террором» существует несколько линий фронта.

Он утверждает также, что многие западные объекты находятся на территории мусульманских городов и проникнуть туда достаточно сложно, поэтому приходится действовать на удалении, обстреливая их или направляя в них смертников. Соответственно при этом могут погибнуть случайно находящиеся в зоне поражения мирные жители. Он также отмечает, что моджахеды, осознавая что взрывы влекут за собой жертвы среди своих единоверцев, не могут отказаться от терактов: враг находится повсеместно и оккупирует большую часть земель последователей ислама. Поэтому отказ моджахедов от ведения джихада является нарушением священной обязанности мусульман по защите своих территорий. Таким образом Аль-Либи стремится подвести своих слушателей к тому, что современные конфликты по своей природе изначально предусматривают большое количество жертв среди мирного населения.

В 2008 году известный марокканский исламский богослов и член парламента страны Шейх Абдельбари Земземи выступил против трактовки «ат-татаррус», предлагаемой теоретиками террора в качестве обоснования Аль-Каидой жертв среди мирного населения. Он считает, что правила «ат-татаррус» не применимы к операциям Аль-Каиды, будь они совершены в Марокко, Нью-Йорке, Лондоне, Испании или Мавритании. По мнению Земземи, все операции Аль-Каиды «несправедливы и трусливы по своей сути, поскольку они с самого начала нацелены непосредственно на ничего не подозревающих гражданских лиц и ведут к уничтожению единоверцев не на поле боя».

«Они, скрываясь в горах, посылают своих людей совершать теракты в городах, где нет военных, а проживают только мирные жители. Это недопустимо и неоправданно. Граждане не могут быть атакованы без причины. Это можно расценивать как предательство. Вы можете бороться только с врагами, находящимися перед вами или занимающим ваши земли. Но взрывать ничего не подозревающих людей в их жилищах недопустимо». При этом, на его взгляд, не существует никакой разницы, являются ли они мусульманами или последователями других религий.

К великому сожалению подобные трактовки «ат-татаррус» пока недостаточно пропагандируются среди молодежи, на которую делают ставку современные идеологи Аль-Каиды и других террористических организаций. А ведь сами идейные вдохновители всемирного движения джихада, говоря о непримиримой борьбе с Западом, косвенно признают, что использование структурами террора «ат-татаррус» для оправдания массовых жертв среди гражданского населения в Ираке, Пакистане и других странах наносит ему серьезный ущерб. Идеологам становится все сложнее убеждать мусульман в необходимости принесения их в жертву ради победы над Западом.

Дмитрий Нечитайло,

Институт востоковедения РАН

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал