Скажите молодежи: берегите свою жизнь и правильно понимайте ее

13.10.2011


Шахид является одним из ключевых понятий Корана, которое дословно переводится с арабского как павший за веру, мученик. В терминологии шариата шахидами считаются люди, убитые на войне, погибшие от рук бандитов при самообороне, скончавшиеся в результате различных эпидемий и даже влюбленные, умершие за свою честь.

Истинный шахид, как описывается в Коране, не может убить невинного человека. Ислам также осуждает самоубийство, потому что считается, что душа человека после этого попадает в ад. В Коране по этому поводу говорится: «Не убивайте самих себя! (совершая то, что приводит вас к этому). Воистину, Аллах Милостив к вам (запрещая вам это)» Сура ан-Ниса, аят 29.

Как правило экстремисты трактуют понятие шахид в выгодном для себя ключе. Они призывают мусульман умирать за ислам, захватив с собой как можно больше жизней «неверных», вследствие чего в последние годы во всем мире понятие шахид стало синонимом террориста.

Однако даже между теоретиками исламизма не существует единой точки зрения по поводу того, кого считать шахидом. Так, известные идеологи современного движения джихада Абд аль-Азиз бен Салих аль-Джарбоу и Юсуф бен Салих аль-Аири, призывают к проведению акций смертников в интересах исламской уммы. Первый заявляет, что «убийство души» (суицид) разрешено, если это происходит в интересах ислама. Шейх Джарбоу в 1998 году опубликовал книгу «Избранные отрывки по самоуничтожению во избежание утечки секретов», в которой заявляет, что самоубийство разрешено, если существует вероятность ареста. При этом он ссылается на бывшего муфтия Саудовской Аравии шейха Мухаммада бен Ибрагима Ааля, который во время войны за независимость в Алжире (1954-1962гг.) издал фетву, где мусульманам разрешалось совершать самоубийство, чтобы не попасть в руки спецслужб, так как под воздействием пыток моджахед мог выдать важную информацию и тем самым навредить другим воинам джихада. В тоже время шейх Ааль выступал против убийства мусульманами своих единоверцев.

Вторит Аалю и известный саудовский мусульманский богослов шейх Мухаммад Усаймин: «Тот, кто надевает на себя взрывчатку, а затем направляется к неверным и взрывает себя среди них, не является павшим за веру (шахидом) – это обыкновенное самоубийство и такой человек после смерти попадает в огонь ада и остается там навсегда. Даже если этот человек убивает себя вместе с десятками или сотнями людей, от этого нет никакой пользы исламу. Людей, принявших ислам, от этого больше не станет. Наоборот, враги веры становятся более решительными, это рождает ненависть и злобу в сердцах врагов ислама, а среди мусульман приводит к смуте». Мухаммад Усаймин не считает, например, шахидами палестинцев, взрывающих себя среди израильтян.

В июле 2005 года к в тогдашнему лидеру Аль-Каиды в Ираке Абу Мусабу аз-Заркауи обратился нынешний террорист №1 Айман аз-Завахири. Он выразил недовольство повсеместным применением смертников в Ираке. По его мнению, для успешного ведения войны в этой стране необходимо заручиться поддержкой местного населения. «Враги ислама знают это и поэтому всячески стараются дискредитировать движение джихада в массовом сознании». Он призывал аз-Заркауи отказаться от акций террора с использованием смертников, которые, по его мнению, контрпродуктивны, так как они отчуждают местное население страны, чьей поддержкой так важно заручиться. Более того, аз-Завахири считает суицидом применение смертника против целей, которые можно поразить обычным вооружением.

И даже один из авторитетных вдохновителей Аль-Каиды шейх аль-Албани, по поводу свершения акций с участием смертников придерживается аналогичной позиции. По его словам, с точки зрения даава (в данном случае пропаганды)  подобные операции бесперспективны и никогда не приведут к желаемому результату – взрывы отталкивают людей от ислама. «Скажите молодежи: берегите свою жизнь и правильно понимайте ее», - говорит аль-Албани. Он также считает, что молодежь совершает акции самопожертвования из-за ложного понимания ислама.

Радикалы от ислама как в России, так и в арабских странах меньше всего задумываются о теологических тонкостях. Известный современный исламский мыслитель М.Газали в очень резком тоне высказывается по поводу таких толкователей ислама: «Я сыт по горло теми, кто едва ли знаком с основными положениями Корана и злоупотребляют Сунной, игнорируя Коран. Они без колебаний обвиняют в неверии тех, кто не разделяет их взглядов. Они    студенты в субботу, учителя в воскресенье и профессора в понедельник. Нет сомнений, что во вторник они будут претендовать на роль богословов, аргументируя это тем, что они такие же люди. Ночь, которая воцарилась в исламском мире, произошла только из–за полуграмотных и малообразованных деятелей, от их неправильного толкования ислама. В результате враги ислама  на Западе и в Америке использовали это обстоятельство в качестве предлога для дискредитации и без того глубоко раненой религии».

Поэтому как можно чаще следует знакомить молодежь с трудами идеологов радикального ислама по поводу применения смертников, чтобы молодые люди сами могли понять, так ли уж правдивы те, кто говорит им о безгрешности подобных деяний, к тому же направленных в первую очередь против самих же мусульман.

 

Шалдонский Д.А.

Институт востоковедения РАН

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал