Саудовская Аравия: роль государственных органов и неправительственных организаций в распространении ваххабизма

05.11.2011


Главным источником распространения ваххабизма является Саудовская  Аравия.  Королевством создана разветвленная система государственных  органов и общественных (неправительственных) организаций, занимающихся распространением и внедрением ваххабизма как на территории Саудовской Аравии (в отношении иностранных мусульман, прибывающих на хаджж, малый хаджж - умра и на учебу), так и на территории других государств - практически по всему миру.

Это осуществляется через благотворительные фонды типа "Аль-Харамейн", "Аль-Игаса", "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим", которые, с одной стороны, могут регистрироваться за пределами Саудовской Аравии как кувейтские, американские, российские и т.д. А с другой - используют несаудовский персонал - как арабов (египтян, палестинцев, сирийцев и т.п.), так и граждан того государства на территории которого действуют (в случае России - российских граждан). Здесь показателен пример того же фонда "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим", который был зарегистрирован в Минюсте РФ как российский, являясь де-факто саудовским.

Для распространения ваххабизма широко используются возможности Интернета. Всемирная паутина удобна тем, что он дает возможность создавать по сути дела анонимные или просто "исламские" (без разъяснения, что они ваххабитские) сайты с использованием серверов, которые расположены где угодно - от Венесуэлы [www.qoqaz.com] до Австралии ("Призыв ислама" - [www.islam.org.au]).

Установить, что они ваххабитские удается в результате анализа помещаемых на них ваххабитски маркированных материалов (особенно - о джихаде как вооруженной борьбе против неверных, коими являются иудеи, христиане и мусульмане, не согласные с ваххабитами), среди которых важное место занимают фетвы и сочинения саудовских ваххабитских шейхов типа Абд-аль-Азиза Бен База, Абд-аль-Мухсина аль-Кади, Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина.

Распространением ваххабитских идей занимаются все организации и группировки "арабских афганцев", прямо или опосредованно связанные с организацией "Основа" (Аль-Ка'ида). Созданный недавно уничтоженным саудовцем Усамой бен Ладеном "Международный фронт борьбы против иудеев и крестоносцев" - чисто ваххабитская затея.

Постоянно муссируется вопрос, имеют ли власти Королевства Саудовская Аравия (КСА) отношение к деятельности того или иного фонда, той или иной организации, занимающейся распространением ваххабизма? Эта трудность связана с недоступностью для  исследователя  сведений  об учредительных документах,  источниках  и  содержании директив  от  саудовских государственных органов в адрес той или иной организации или фонда, если таковые директивы вообще имеются. В случае, если есть претензии к той или иной саудовской организации (например, к тому же фонду "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим" в Кении, где после взрыва посольства США в августе 1998 г. фонд был снят с регистрации за деятельность, "угрожающую безопасности кенийских граждан" - Reuters, 1998, Sept. 9), саудовские власти отрицают какую бы то ни было ответственность за деятельность   подобной   организации   как   неправительственной, общественной, частной. Большой фактический материал о деятельности саудовских и ассоциированных с ними фондов, изложенный объективно и с максимальной политкорректностью содержится в книге: К.И. Поляков Арабский Восток и Россия проблема исламского фундаментализма. М., УРСС, 2001.

Однако общественно-политический строй КСА, насколько можно судить, не очень-то предусматривает абсолютную самодеятельность фондов и организаций, пусть даже формально и неправительственных.

Так, тот же фонд "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим" создан с ведома и согласия короля Королевства Саудовская Аравия, о чем есть соответствующий королевский указ (декрет) за № А-307 от 1 мая 1989 г. Из королевской канцелярии исходят документы, регулирующие статус этого действующего с 1992 г. на территории России фонда - с целью адаптировать его к изменяющимся российским правовым нормам и увести его от возможной ответственности за распространение идей, изложенных выше, путем смены юридического лица (в декабре 1999 г. этот "российский" фонд был ликвидирован саудовским учредителем в качестве религиозной организации, зарегистрированной в Минюсте РФ, и был воссоздан в качестве де-юре новой, благотворительной организации, которая была зарегистрирована в Московской регистрационной палате).

Да   и   как   рассматривать   -   как   государственную   или негосударственную - деятельность Министерства по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации Королевства Саудовская Аравия, которое распространяет среди российских паломников на саудовской территории ваххабитские брошюры на русском языке, одна из которых с трактовкой джихада как "отстаивания интересов Аллаха вооруженным способом" цитировалась выше? Если судить по номеру одной из серии этих брошюр, названной "Обучение молитве", то таких брошюр уже вышло 233. Примечательно, что даже в этой брошюре, по идее посвященной тому, как правильно молиться, обнаруживается довольно странная для ислама идея - о поджоге домов тех мусульман, которые воздерживаются от молитвы группой - стр. 27.

В российском и мировом научном сообществе имеют хождение различные гипотезы относительно того, почему Саудовская Аравия столько сил и средств вкладывают в распространение ваххабизма. Среди этих гипотез наиболее распространены следующие:

- создание ваххабитских плацдармов на важных в глобально-экономическом и военно-стратегическом отношении направлениях (Юго-Восточная Европа, Кавказ, Центральная Азия и т.д.);

- создание условий для контроля за регионами добычи и транспортировки углеводородного сырья (Прикаспий, в частности, Дагестан и Чечня);

- реализация в качестве ударной силы тех целей, которые ставят в указанных  регионах  Соединенные  Штаты  Америки  ("война  по доверенности"). Этот способ хорошо показал себя в 80-е гг., когда США смогли нанести сок - нанесение удара в геополитический тыл исторического и стратегического конкурента Саудовской Аравии - Ирана;

- «канализация» за пределы Саудовской Аравии разрушительной энергии местных ваххабитов, которые настроены антимодернизаторски и противятся реформам, проводимым правящей династией Саудидов;

- стремление поучаствовать в дележе наследства "больного человека Евразии" - бывшего Советского Союза.     

Думается, что в каждой из этих гипотез есть элемент истины. Но можно сформулировать предположение, которое нельзя не принять без сложных выкладок - хотя бы по причине его тавтологичности. Распространители   ваххабизма  стремятся   к  распространению ваххабизма, реализуют ваххабитскую экспансию. Т.е. они стремятся к тому, чтобы идеи, сформулированные Ибн-Абд-аль-Ваххабом и его последователями    заменили,    вытеснили,    подменили    ислам, распространенный в Центральной Азии и на Кавказе, они реализуют задачу превращению ваххабизма из численно ограниченного направления в исламе, которое многие мусульмане расценивают как еретическое, в господствующее.

Эти успехи в распространении ваххабитского учения оборачиваются трагедией ислама. В представлении очень и очень многих ислам отождествляется с нетерпимостью, насилием, террором. Ведь ваххабиты претендуют на то, что именно они и есть истинные мусульмане, и отказываются называться ваххабитами. И, например, осужденные исполнители террористического взрыва в Буйнакске (1999 г.) категорически отрицали, что они ваххабиты, а стояли на том, что они мусульмане.

Есть побочный эффект распространения ваххабизма в России, о котором нельзя не сказать. Ваххабизм в представлении многих, в основном северо-кавказских мусульман ассоциируется с арабами в целом, а не только с Саудовской Аравией. (Кстати сказать, логотип "шариатские и аравийские науки" может читаться и так: "шариатские и арабские науки"). Эта ассоциация укрепляется из-за того, что многие проповедники ваххабизма - не-саудовцы (египтяне, палестинцы, сирийцы, йеменцы и т.д.), а в рядах иностранных ваххабитов, воюющих в Чечне, подавляющее количество - арабы.

Тут не имеет значения ни то, сколько этих арабов - десятки или сотни, ни то, что они действуют как частные лица и нередко разыскиваются властями соответствующих государств за преступления, совершенные, например, в Египте или Иордании. Важен сам факт их наличия. И мы является огорченными свидетелями изменений в российском общественном мнении в направлении формирования образа арабов как агрессоров, которые пришли на российскую землю внедрять ваххабизм.

 

Машков И.Г.

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал