Национализм – удел неблагополучных народов

22.11.2011


К 105-летию со дня рождения академика Дмитрия Лихачева

"Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы"

Дмитрий Лихачев

28 ноября 2011 г. блестящему советскому и российскому филологу, искусствоведу Дмитрию Лихачеву исполнилось бы 105 лет.

Это – Личность с большой буквы, чьи идеи так востребованы в сегодняшнее смутное время. Но, к величайшему сожалению, его имя как-то аккуратно затушевывается. Огромнейший минус этого даже не в том, что он – автор фундаментальнейших трудов, посвященных истории русской литературы и русской культуры. На протяжении всей своей деятельности Д.Лихачев являлся активным пропагандистом нравственности и духовности. Однако, как бы не парадоксально это не звучало, может именно данная канва жизни академика привела к невостребованности его идей сегодня?

 Как бы то ни было, не случайно говорится, что рукописи не горят, а мысли не стареют. Даже, скорее, происходит наоборот. Правда, в тех случаях, если их авторство принадлежит интеллигентам в полном смысле этого слова. К которым непосредственно Д.Лихачев относил свободных в своих убеждениях людей, не зависящих "от принуждений экономических, партийных, государственных" и не подчиняющихся "идеологическим обязательствам". Тонкость тут в том, что свободу мыслитель он рассматривал в качестве нравственной категории, подразумевая под несвободой интеллигента только зависимость "от своей совести и от своей мысли".

 Так вот, Д.Лихачев был именно такой личностью, удостоившись почетнейшего негласного титула "совесть нации". И мы, по возможности, постараемся затронуть несколько пластов из сказанного Дмитрием Сергеевичем.

Патриотизм и национализм

 Говоря о древней Руси, Д.Лихачев заметил, что именно в этот период сформировалось представление "о единстве мира, единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом", лишенным "чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма". В преломление же к современному ему периоду, он отмечал, что, "несмотря на все уроки XX в.", мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. С его слов, под первым понятием (благороднейшее из чувств) понимается "важнейшая сторона личной и общественной культуры духа", когда "человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели". Второе понятие – "ненависть к другим народам (шовинизм)" – является самым тяжелым "из несчастий человеческого рода". Аналогично всякому злу, оно "живет во тьме" и, маскируясь под добро, только создает видимость порождения любовью к своей стране, т.к. в основе его – злоба, ненависть "к другим народам и к части своего собственного народа", не разделяющего националистических взглядов. Не подверженным "предрассудкам, в том числе шовинистического характера" остается интеллигент – человек "особой складки". Ну а национализм приводит к неуверенности в самом себе и слабости, будучи порожден этими же факторами.

 Национальное бесконечно богато, фиксировал Д.Лихачев, поэтому нет ничего удивительного в его восприятии "по-своему", ведь "национальные особенности – достоверный факт". Не существует каких-то единственных в своем роде особенностей, "свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране". Все дело – в "некоторой их совокупности и в кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенациональных черт", посему отрицание наличия национального характера и индивидуальности означает "делать мир народов очень скучным и серым". Причина чего, по-Лихачеву, в том, что при отсутствии индивидуальных особенностей, отличающих один город от другого, "ваш собственный дом от соседних", государство превращается "в пустыню, скучную, неинтересную, а люди в ней – в людей, лишенных любви к родным местам". Именно непохожесть народов "связывают их друг с другом", приводя к любви к тем, с которыми "столкнула нас судьба", следовательно, "размышления над историческими обстоятельствами национальных особенностей" и характера помогут "понять другие народы". В свете чего, выводит академик, "осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим", т.к., любя свою семью, скорее будешь любить другие семьи и людей.

 Поэтому "в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям". Истинный патриотизм – в обогащении других, при параллельном духовном самообогащении, вследствие чего нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот: "Между патриотизмом и национализмом глубокое различие". В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Благополучные семьи живут гостеприимно, радушно, проводит параллель Д.Лихачев с "бытовой" жизнью, это сильные, крепкие семьи. Так и в жизни народов, которые, не подменяя патриотизм "человеконенавистничеством национализма", живут в дружбе и мире со всеми. Заражаются национализмом по большей части "слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии".

Патриотизм и культура

 Наряду с этим ученый обращает внимание, что, "отгораживаясь стеной от других культур", национализм "губит свою собственную культуру", иссушая ее. При доминировании же в человеке настроенности "к восприятию чужих культур", он неизбежно осознает ценность своей собственной. В этом векторе существование единого культурного пространства Д.Лихачев оценивает объективной реальностью, не подлежащего растаскиванию. В аспекте чего он актуализирует проведение встреч интеллигенции с участием представителей различных национальных культур, что позволит "развивать массовую культуру на основе элитарных систем и высокой интеллигентности".

 Можно только радоваться, подчеркивает ученый, живя в стране, где встречаются и сходятся самые различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру народы. Да и вообще необязательно, что "сильный народ многочислен, а слабый малочислен": дело не в числе людей, "принадлежащих к данному народу", а в уверенности и стойкости его национальных традиций. Как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья, восклицает Д.Лихачев, разве Волга не река и других народов – татар, мордвы, марийцев и пр.; далеко ли от нее до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура – это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублем, а он все у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

 Какие крупные русские ученые изучали языки Средней Азии, Сибири, Кавказа, продолжает Дмитрий Сергеевич, сколько у нас было выдающихся востоковедов, и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всем мире. А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и многое другое? Русская наука не проиграла, оттого что русские ученые принимали участие в организации национальных высших учебных заведений, она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся в Россию расширенными из Тарту, Ташкента, Алма-Аты, Тбилиси, Баку, Киева, Минска, Петрозаводска, Вильнюса, Риги.

 Культура РФ сложилась в условиях этой многонациональности, обращал внимание Д.Лихачев, т.к. Россия служила гигантским мостом между народами, прежде всего культурным. В связи с чем место русской культуры определяется ее многообразнейшими связями с культурами многих и многих других народов Запада и Востока. Другое дело, что "мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти". Хотя в национальных злоупотреблениях госвласти в прошлом (разделы Польши, завоевание Средней Азии и т.д.) русский народ не виноват по своему духу, культуре, детализирует академик, тем не менее делалось это государством от его имени. Однако, можно "с твердостью сказать, что русская культура на всем пути своего развития непричастна к человеконенавистническому национализму", т.к ее значение "определялось нравственной позицией в национальном вопросе, мировоззренческих исканиях, в неудовлетворенности настоящим, в жгучих муках совести и поисках счастливого будущего".

Духовность

 Величие Д.Лихачева в том, что в основу всего сказанного им он всегда ставил наличие духовности. "Сейчас кому-то кажется, – писал он, – что вседозволенность – кратчайший путь из унизительного положения". Но часто ли мы слышим термины "милосердие", "доброжелательность": "Этого нет в жизни, поэтому нет и в языке". А "порядочность"? "Любезность", не оскорбляющая своим покровительством лицо, которому оказывается. Целый ряд слов, сожалеет Д.Лихачев, исчезли с понятиями – ракурс воспитанности сейчас отсутствует, "его даже не поймут". В свете чего философ выводит, что "общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего. Инфляция слова, забалтывание высоких понятий – это же не менее пагубно для души и русского языка, чем партийная цензура. Люди в автобусе не общаются, а мычат друг на друга".

 Восстановление утерянного возможно исключительно при наличии культурной экологии, вне соблюдения законов которой человека можно "убить нравственно". Открытость к людям, терпимость к ним, "умение искать и находить лучшее, просто "хорошее", "заслоненную красоту" обогащает человека духовно". Поэтому самая большая цель жизни, резюмирует выдающийся Д.Лихачев, увеличивать добро в окружающем нас, т.к. "добро – это прежде всего счастье всех людей".

Теймур Атаев

 

Примечание: При подготовке материала использованы труды Д.Лихачева и его интервью:

·        Лихачев Д. Заметки о русском. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/6_01.php

·        Лихачев Д. академик. Мифы о России старые и новые. Глава из книги "Раздумья о России".

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/lih_mif.php

·        Лихачев Д.С. О русской интеллигенции.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/_Lihachev_RussIntel.php

·        Дмитрий Лихачев. Книга беспокойств.

http://svitk.ru/004_book_book/16b/3559_lihahev-kniga_bespokoystv.php

·        Дмитрий Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

http://fictionbook.ru/author/lihachev_dmitriyi_sergeevich/pisma_o_dobrom_i_prekrasnom/read_online.html?page=1

·        Из выступления Д. С. Лихачева на Президиуме Российского Фонда культуры. 1992 год.

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6014.php

·        Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII веков. - М., 1987

·        Природа не терпит бесстыдства.

http://dailytalking.ru/interview/lihachev-dmitriy--sergeevich/206/

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал