Мы (не) едины?

21.11.2011


В это сложно поверить, если не увидеть своими глазами. Все твердят о загадочности русской души, о бесконечности российских просторов, о единстве разных народов в одном общем государстве... Единая Россия – это не только название партии, но ещё и лозунг! Однако, присмотревшись поближе...

Россия – запад и восток,

Огонь и ветер!

Два берега – один проток

На целом свете.

 

И полумесяц на кресте

Застыл на время…

И перечёркнуто везде

Былое бремя…

 

А коль не верите в слова

Опять проверьте:

Звучат в Москве колокола,

Азан – в Дербенте!

 

В это сложно поверить, если не увидеть своими глазами. Все твердят о загадочности русской души, о бесконечности российских просторов, о единстве разных народов в одном общем государстве... Единая Россия – это не только название партии, но ещё и лозунг! Однако, присмотревшись поближе, понимаешь, что время единого и неделимого, скорее всего, ещё не пришло.

Потолкавшись на интернет-ресурсах, замечаешь, что на форумах, в комментариях всегда присутствуют два-три лица, которые день ото дня комментируют новости, касающиеся мусульман, их посты, темы… Причём комментарии даются явно провокационные, подстёгивающие межнациональную, межэтническую и межрелигиозную рознь.

Порой кажется, что всепрощение и терпение, столь широко рекламируемое Христианством, на самом деле более присуще мусульманам. Никто из них не упрекает противоположную сторону в насильственном крещении татар и башкир, в геноциде против чеченцев или ингушей, в явной антимусульманской политике, которую проводило государство во время правления династии Романовых...

Можно, конечно, сказать, что мусульмане и должны молчать, это они вошли в состав Русского государства. Но в этом есть одно большое НО. Ни татар, ни тем более кавказцев никто особенно не спрашивал об их желании жить совместно или раздельно с русскими. Завоевал Иван Грозный Казань – и точка, никакого ООН в то время не было, ну и во время русско-кавказской войны, в принципе, произошло так же. Даже те территории, которые были присоединены к Российской империи с согласия правителей, всё равно могли желать обратного, референдума на эту тему явно не проводилось среди населения.

И, тем не менее, несмотря на такую историю, мусульмане стремятся к интеграции – несколько сотен лет в составе России сделали их коренными жителями страны, полноправной частью современного российского общества.

Хотя до сих пор находятся в социальной среде провокаторы, которые предпочитают скорее закрыть мусульман в гетто, чем наладить мирное сосуществование с ними. Вот эти группы:

Некоторая часть молодёжи. Радикализм взглядов наиболее присущ этой части общества, которая отличается узконаправленностью суждений, активностью, быстрым восприятием нового, нестандартного, яркого. Лозунги очень быстро перерастают в краеугольную идею, смысл и цель жизни. Молодые люди паспортно-русской национальности устраивают марши, протесты, митинги. Они скандируют лозунг «Россия для русских!», забывая о том, что логически для русских – Русь, Россия же всегда была многонациональна.

Официальные сознательные провокаторы, которым Россия как таковая не нужна, они не хотят единого сильного государства. Их по каким-то причинам (политическим, экономическим, социальным) устраивает возвращение в страну 12-го века с его феодальной раздробленностью, которая, собственно, печально закончилась с нашествием монголов.

Сочувствующие. Таких много, они не особо активны и чаще поддаются на слова и лозунги провоцирующих. Им самим мусульмане как таковые не мешают, однако их не устраивают некоторые моменты, связанные с Исламом: девушки в платках, мечети среди новостроек, наличие исламской литературы на прилавках… По большому счёту они где-то правы, у россиян складывается негативный образ российского мусульманина в виде «необразованного горца» или «таджика-гастарбайтера». Они не хотят замечать, что Ислам не такой, как им представляется на первый взгляд, и не хотят смотреть глубоко, удовлетворившись поверхностным.

Конечно, отойти от вековых стереотипов сложно, да и не всегда хочется, к сожалению. Причин же, по которым россияне не хотят интеграции российских мусульман в общество, несколько, но это даже и неважно. Гораздо принципиальнее то, что мусульман пытаются сделать «чужими в своей стране».

Почему-то стереотипы об Исламе как об отсталой, жёсткой и кровавой религии живы до сих пор. Конечно, это подогревается СМИ, несмотря на все официальные законы и запреты.

Многие просто не находят ни времени, ни повода просто познакомиться с основами другой религии (а зачастую даже той, которую считают своей), предполагая, что это ничего не даст. Очень ошибочное мнение.

С другой стороны – немусульманское население России возмущается публичным проведением мусульманских праздников (Ураза-байрама и Курбан-байрама), хотя они вовсе не являются выходными днями в традиционно немусульманских регионах России и многие мусульмане вынуждены вопреки традициям своей религии отправляться на работу в праздничный для себя день. А между тем Курбан-байрам – это праздник, имеющий отношение не только к мусульманам, но и к христианам, и к иудеям… поскольку ведёт начало от времён Пророка Ибрахима (Авраама).

Враждебное отношение к традициям другого народа и иной религии закладывается при недостатке информации о ней или преобладании информации негативного порядка.

Во многих школах России в настоящее время вводится предмет «Религиоведение», причём отдельно для христиан, мусульман, буддистов или вообще атеистов. По разным книгам и с разными учителями. Стоит ли говорить о том, что даже если и не будет прямого принуждения ребёнка к посещению урока иной религии (что вполне может быть, если в классе учится один-два ребёнка, которые требуют нового преподавателя в связи со своим вероубеждением), то осложнения всё равно возникнут. Дети будут изначально разделены по религиозному признаку, что, несомненно, спровоцирует конфликт ещё с этого возраста. Вместо того чтобы примирить их между собой, даст лишний повод для начала противостояния.

Намного проще было сделать общий предмет, один для всех. Который смог бы примирить христианина с мусульманином, усадить за общий стол иудея с буддистом, научить атеиста нормальному восприятию всех религий! Конечно, требуется немало сил и средств для такой разработки, но её воплощение в жизнь намного облегчило бы внутреннее религиозное противостояние в стране, поскольку дало бы основу для взаимопонимания.

Есть и ещё одна проблема негативизма. Миграция из стран Средней Азии. Конечно, трудовые мигранты сейчас нужны России, они занимают ниши в профессиях, на которые россияне не хотят идти. При этом, конечно, следует понимать, что к нам и приезжают люди соответствующего уровня развития и образования. И они приносят в российские города свой уклад жизни (когда в однокомнатной квартире может проживать по 3–4 семьи – и это там норма) и свой менталитет. Сейчас обсуждается вопрос о введение для трудовых мигрантов экзамена на знание русского языка – хорошая инициатива. Но кроме этого, скорее всего, требуются ещё и экзамены или просто тестирование на знание культуры и этикета их религии (не секрет, что многие безграмотны даже в этом и выдают за Ислам национальные традиции), а также культуры и истории государства, в котором они собираются жить (в данном случае – России). Подобные экзамены-собеседования существуют во всех странах, которые активно занимаются миграционной политикой. Это нормально, что любой человек, который приезжает в страну с намерением в ней жить, должен хотя бы быть минимально осведомлён о том, каких правил общежития населяющие её граждане придерживаются. А затем уже выстраивать свою жизнь исходя из этого (а чтобы не допускать при этом нарушений в своей религии – её тоже нужно знать).

Если избегать радикализма, скрытой агрессии, откровенного негативизма и неприятия (это касается всех верующих), то россиянам вполне по плечу построить сильную Россию. Если же каждый будет тянуть одеяло на себя и считать, что его позиция приоритетнее убеждений соседа, – то страна просто разорвётся как лоскутное одеяло, а в недалёком будущем может и вообще исчезнуть. И тогда получится как в том анекдоте, что «на границе Китая и Финляндии всё спокойно».

Мы должны быть вместе ради нас самих!

Россиянам вполне по плечу построить сильную Россию...

Фатима Манзур

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал