Исламизм «новой волны» против ислама

14.09.2011


Уничтожение, аресты многих крупных деятелей современного исламизма привели к кадровому вакууму в их рядах, который стал заполняться новым поколением радикалов.

В прошлом для истинного ислама, в значительной степени ориентированного на устную традицию, знание Корана наизусть приравнивалось к набожности, и тому, кто этого добивался, был гарантирован высокий социальный статус. Но салафитским религиозным деятелям, чей авторитет основывался на эрудиции и глубоких знаниях в области исламского права, после вторжения Саддама Хусейна в Кувейт в 1991 г. (когда ими была обнародована фетва, оправдывавшая действия США против Багдада и пребывание американских войск в Саудовской Аравии) был брошен вызов со стороны молодого поколения. Поддержка арабскими режимами военной операции Белого дома в Афганистане в 2001 г. и Ираке в 2003 г. лишь углубили раскол между «старой гвардией» и новым поколением. Идеологи всемирного радикального исламизма развернули наступление на традиционный ислам, настаивая на праве каждого мусульманина на собственное прочтение и толкование исламской доктрины. Взяв курс на оправдание массовых жертв среди мирного населения, всемирный радикальный исламизм все реже ищет обоснование своим акциям на основе исламской теологии.

Важным этапом стали заявления идеолога радикального исламизма Аймана аз-Завахири после вторжения войск США в Афганистан в 2001 г., в которых оправдывались потери среди мирного населения. На этой основе радикалы от ислама развернули борьбу с налагаемыми традиционным исламом запретами на действия террористов-смертников и на потери среди местного населения. Ответственные за взрывы в Лондоне, Мадриде, на острове Бали осуждают, прежде всего, западную политику по отношению к мусульманам и при этом не утруждают себя аргументами религиозного характера.

Прекрасно понимая, что в силу недостаточного образования в сфере исламских правовых тонкостей им не удастся на равных конкурировать с исламскими авторитетами, радикальные идеологи перевели спор в политическую плоскость и оставляют за собой право использования неограниченного террора, при этом полностью снимая с себя ответственность за жертвы среди мирного населения. По сути, они выдвигают концепцию «непогрешимости воинов джихада». При этом они ведут себя даже агрессивнее Бен Ладена и Аймана аз-Завахири, который в своем известном обращении к прежнему лидеру Аль-Каиды в Ираке Заркауи призывал его отказаться от слишком жестких мер в отношении своих политических оппонентов.

В прошлом лидер Аль-Каиды в Саудовской Аравии Юсуф Аири -- один из представителей «новой волны» джихадистов – настаивал, что моджахеды должны избирать методы террора, исходя из обстоятельств, с которыми сталкиваются. На деле это означает, что Юсуф Аири оправдывает игнорирование мнения религиозных авторитетов и призывает террористов  выбирать методы действий, не оглядываясь на ислам.

Еще более радикальной точки зрения придерживается Абу Мухаммад аль-Макдиси, современный идеолог радикального исламизма, духовный наставник в прошлом лидера Аль-Каиды в Ираке Абу Мусаба аз-Заркауи. Он вводит такое понятие, как «богослов джихада» — мусульманский ученый, который вместе с остальными моджахедами принимает участие в боевых действиях, а следовательно, может оценить обстановку и вынести правовое решение о том, какие методы борьбы разрешается избирать. При этом мнение «богослова джихада» более авторитетно, чем взгляды «богослова-теоретика». Принципиально сходную точку зрения высказывает и шейх Хусейн ибн Махмуд, известный радикальный исламистский идеолог. Таким образом, единственным мерилом становится осведомленность моджахеда о специфике боевых действий, религиозные знания при этом отходят на второй план.

Точка зрения радикалов, однако, разделяется далеко не всеми даже в их собственной среде. В 2005 г. Абу Басир ат-Тартуси, известный теоретик экстремистской направленности, пользующийся большим авторитетом особенно в молодежной исламской среде, выражал очевидную настороженность по отношению к концепции «непогрешимости воинов джихада». Ат-Тартуси выражал озабоченность тем, что «…вера в непогрешимость и абсолютную правоту моджахедов прочно укореняется в молодежных кругах». В одной из своих статей, опубликованной в исламских изданиях, он отмечал, что «…сегодня молодежь считает единственно верным только мнение моджахедов, даже если оно противоречит Корану и сунне. Молодые люди убеждены, что ведущие джихад непогрешимы и отказываются принимать в расчет фетвы авторитетных богословов, обладающих глубокими знаниями исламской юриспруденции и знающих наизусть писание... На их взгляд, если воин ислама ведет джихад — он всегда прав.., все, что противоречит мнению моджахедов, — неверно». По словам ат-Тартуси, нынешняя тенденция фактической «вседозволенности и беспринципного террора» основывается на неверном толковании 69 аята 29 суры Корана: «Тех, которые приложили все усилия за наше дело и терпели трудности за победу нашей веры и религии, мы поведем прямым путем к истине и благу. Аллах помогает добродеющим, поддерживает их и ведет к победе. Аллах лучше знает!». В результате моджахеды становятся как бы единственным источником истины.

Опасная прежде всего для целостности самого ислама концепция «непогрешимости воинов джихада» была встречена с тревогой и со стороны первых лиц всемирного террора. Даже бен Ладен в октябре 2007 г. осудил тех бойцов, которые считают мнение своих полевых командиров единственно верным и часто пренебрегают положениями ислама, беспрекословно выполняя их приказы: «Те, кто придерживается подобных взглядов, становятся фанатичными последователями не ислама, а своих полевых командиров» (т.е. руководствуются не словом Аллаха, а позицией и приказами своих лидеров).

Дмитрий Нечитайло, кандидат политических наук,

Институт востоковедния РАН

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал