Дети Беслана 6 лет спустя: мечты сбываются, но прошлое не отпускает

15.09.2010


Школьники Беслана, которые в сентябре 2004 года стали заложниками в захваченной террористами школе, сегодня - выпускники и студенты. Спустя шесть лет после трагедии их жизнь мало чем отличается от жизни сверстников, разве что память постоянно возвращает к тем трагическим дням, заставляя принимать важные решения с оглядкой на пережитое. Они говорят об этом спокойно и рассудительно, как взрослые люди, многое пережившие и передумавшие... Так же спокойно они говорят о гибели близких. От этой спокойной рассудительности становится не по себе.

Школьники стали студентами

"Я не уехал, потому что меня дома не отпустили, сказали: если ты в Москву уедешь, то сюда больше не вернешься", - рассказывает Азамат Тотиев, студент второго курса строительного факультета Северо-Кавказского горно - металлургического института. Сейчас он шаг за шагом приближается к своей детской мечте: стать строителем. А шесть лет назад Азамат оказался в числе тех, кто пережил три дня ада в душном спортзале без воды и еды, а потом и гораздо более страшное - спонтанный штурм школы, гибель брата и сестер.

"Я всегда знал, что буду строителем, но знаете, строители бывают разные - одни проектируют дома, другие их придумывают - я хочу именно строить", - говорит он.

Еще Азамат мечтает о большой семье, в которой будет пятеро детей.

"Я хочу, чтобы у меня было пятеро детей, а может, даже больше. Люблю, когда большая семья. Обычно думают, что много детей нужно родителям, но и самим детям лучше, когда их много. Им тогда веселее и интереснее жить".

У парня, который после пережитого теракта, наверное, чаще остальных своих сверстников задумывается о том, как прожить свою жизнь, есть и серьезное опасение - он боится не найти себя в жизни, и не реализоваться.

"Для меня учеба важна, но это не главное - главное найти себя в жизни", -говорит он, а перед этим подчеркивает, что прежде всего хотел бы стать хорошим человеком.

"Чтобы, если обратятся за помощью, то я не то что хотел, а чтобы я имел возможность помочь", - говорит он.

Азамат говорит об этом так осмысленно и серьезно, что проникаешься чувством уважения к нему, за то, что, пережив один из самых страшных терактов в истории человечества, этот молодой человек не давит на жалость и не просит для себя бонусов, а хочет построить свою жизнь так, чтобы приносить пользу другим.

Когда о том же самом, о возможности быть полезным людям, говорит еще один бывший заложник Казбек Цолоев, кажется, что там, в школе, балансируя на тонкой грани между жизнью и смертью, эти юноши поняли что-то очень важное, что ускользает от нас в повседневной суете .

У Казбека Цолоева, так же как и у Азамата Тотиева, в этом году сбылась заветная мечта.

"Я с четвертого класса мечтал поступить в медицинский институт. В этом году сдал хорошо ЕГЭ и поступил. Таким образом, моя первая мечта осуществилась. Вторая моя мечта - хорошо учиться, из этого следует хороший врач. Я хочу стать хорошим хирургом. Для меня главное стать врачом, который помогает людям, чтобы меня уважали и приходили за помощью", -говорит он с уже знакомой мне уверенностью в голосе.

Казбек тоже хочет иметь большую семью. "Я вообще хочу, чтобы у меня было два мальчика и две девочки".

Это трудно объяснить, но в Беслане, пережившем в теракте гибель стольких детей, люди пытаются, вопреки появившемуся страху за будущее, завести их как можно больше. Речь идет и о семьях, потерявших детей в те трагические сентябрьские дни.

Мои собеседники, у которых, как кажется, не по возрасту, есть ответы на все вопросы, не знают, как это объяснить.

"У моего друга погиб при теракте брат, после этого у них родились еще две дочки", - рассказывает Казбек.

"Может, на уровне подсознания они верят, что такое больше не повторится", - предполагает Азамат.

Школьный фартук как реликвия

Азамат всегда хотел учиться на строителя в Москве , но родители его не отпустили. Их можно понять, они не хотят потерять его в столице после того как шесть лет назад, в школе, потеряли шестерых из одиннадцати детей. На самом деле у Азамата было четыре родные сестры и брат, но они всегда так дружно жили со своими двоюродными братьями и сестрами, чей дом стоит по соседству, что все принимали их за одну большую семью.

" Нас в школе тогда оказалось восемь человек - братьев и сестер. Две мои родные сестры, четыре двоюродные сестры и один двоюродный брат. Выжили только двое - я и двоюродная сестра, остальные погибли ", - рассказывает Азамат.

Казбек Цолоев тоже оказался в числе тех, кого террористы насильно удерживали в спортзале, напичканном взрывчаткой, но у его истории более счастливый конец. Из семьи он единственный оказался в захваченной школе. Ему повезло - он выжил. Повезло и его старшей сестре, которая в тот роковой день из-за каприза отказалась идти в школу. Ее спас школьный фартук.

"Родная сестра не пошла в школу из-за фартука - он ей не нравился, и она не хотела его надевать. И не пошла 1 сентября в школу, потому что без фартука пойти нельзя было В тот год требование было строгим - мальчики в костюмах, девочки в фартуках ", - вспоминает Казбек.

Этот предмет школьной формы как бесценная реликвия до сих пор хранится в семье Цолоевых.

Детей убивали профессионалы


Азамат Тотиев твердо уверен , что 1 сентября в его школу пришли хорошо обученные и натренированные профессионалы, а не просто отщепенцы перебивающиеся в горах.

"Там были профессионалы, таких тренируют не в лесу. Снайперы стреляли прямо возле ноги человека, а в человека не попадали - они делали это специально", - говорит он, и в подтверждение рассказывает , как на второй день после захвата школы по дороге, расположенной в 700 метрах прямой видимости от учебного заведения, попыталась проехать машина. Террористы открыли по ней огонь, но не по водителю или пассажиру, а именно по машине.

"Те, кто был в машине, убежали, а на второй день они (террористы) по этой машине со школы на трассу прямым выстрелом попадают... Такому в лесу их точно никто не научит", - говорит Азамат.

"Как раньше, уже не будет"

Спустя шесть лет ребята, ставшие заложниками в школе, помнят все происходившее в те трагические три дня так, будто это произошло вчера, те страшные события упорно настигают их, не считаясь с желанием забыть обо всем, хотя бы ненадолго.

"Даже когда пытаешься не вспоминать, нехотя вспоминаешь моменты из школы, то, как это было. Вот даже сейчас - надо готовиться к институту, покупать тетрадки, и сразу вспоминаешь, что шесть лет назад ты делал то же самое, только ты готовился к школе. Когда приближаются эти сентябрьские дни, хочешь этого или не хочешь, но все чаще задумываешься о том, что произошло... ", - говорит Азамат

"После теракта у меня ощущение, что в любую минуту с тобой может что-то случиться, раньше у меня такого не было. Даже когда нас захватывали, я не верил в то, что происходит, казалось что я во сне, я не верил, что со мной может такое произойти", - рассказывает Казбек.

Подобные чувства переживают после случившегося почти все жители Беслана. Вот уже шесть лет они живут с осознанием того, что завтра может так и не наступить, и все оборвется сегодня, причем, самым абсурдным и непостижимым образом.

"Когда нахожусь где -то в общественном месте, где много людей, например, на рынке, постоянно присутствует какая-то опаска. Ты не надеешься на охранника", - делится ощущениями Азамат.

У него нет ответа на вопрос, как можно защититься от терроризма, ему кажется что щупальца этой гидры пролезут везде. Поэтому выход он видит в том, чтобы люди изначально были лучше. Для этого, по его мнению, необходимо избавиться от факторов, которые делают их агрессивными, и нивелируют ценность человеческой жизни.

"Большинство людей сейчас не может контролировать свой гнев. Как говорила наша преподавательница -они заводятся с полоборота".

Азамат с горечью отмечает, что после теракта жизнь в его любимом городе, да и во всей стране, стала другой.

Наш разговор проходит рядом с новой школой, построенной московскими властями после теракта. Азамат говорит, что до того, как в Беслане был совершен теракт, школы в России никто не охранял, наверное тогда казалось, что воевать с детьми не станет никто.

"А сейчас посмотрите на школы, какая там охрана стоит, даже когда на это смотришь - понимаешь, что как раньше уже не будет. Как раньше - беззаботно - не будет".

Он признается, что после трагедии все те, кто тогда оказался в школе и кому посчастливилось выжить, стали будто старше своих ровесников.

"Мое отношение к жизни полностью поменялось. Раньше я по-детски думал, а после теракта и я, и другие дети, которые там были, стали намного старше своих лет думать. Это заметно, если сравнить детей, которые там побывали, и детей из других школ.

Как во всем городе, мнения ребят о будущем пострадавшей от теракта школы разделились. Казбек Цолоев считает, что нужно оставить ее в нетронутом виде, а Азамату все равно, что с ней будет дальше.

"Лично для меня от того, что с ней (со школой) будет, нчего не изменится. Потому что все, что там было, и как это было, у меня и сейчас перед глазами стоит. Думаю, это на всю жизнь". осталось во мне"

Они уезжают, чтобы вернуться

Почти все выпускники пострадавшей от теракта школы уезжают на учебу в столичные вузы. В Беслане остаются единицы. Возникает ощущение, что те, кто покидает свой город, просто хотят забыть о пережитом и начать жизнь с нового листа - в другом месте, где нет боли и страшных воспоминаний. Но Казбек Цолоев уверен, что это не так, что выпускники просто стремятся получить более качественное образование в крупных вузах, а потом непременно вернутся обратно.

Он знает это точно, потому что пережитое их всех объединило.

"Мы все побывали в этом аду, и все друг друга знаем. После этого мы стали ближе общаться, потому что и там, (это он говорит о теракте) были вместе, и потом лежали в больницах вместе, и ездили в поездки в реабилитационные центры вместе".

Возвращаясь на летние каникулы в Беслан, ребята непременно обзванивают друг друга и встречаются, чтобы поделиться новыми впечатлениями и просто увидеться с теми, кого знают с самого детства и с кем столько пришлось пережить.

Сам же Казбек говорит, что не собирается даже на время уезжать из родного города.

"Не тянет меня в Москву и Питер. Хочу здесь закончить институт", - признается он.

Альбина Олисаева

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»
20.01.2020 More

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

03.12.2018 More
Отправить материал